Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таким образом, Законопроект противоречит федеральному закону Об особо охраняемых природных территориях.



 

1. Согласно статье пп.3 пункта 2 статьи 145   Земельного кодекса Российской Федерации в  редакции Законопроекта 2. Могут включаться в границы различных территориальных зон и находиться одновременно в нескольких территориальных зонах:

3) особо охраняемые природные территории, созданные в качестве государственного природного заказника или памятника природы.

 

Таким образом, только эти категории ООПТ могут быть отнесены к различным территориальным зонам. В то же время, земельные участки, различного целевого назначения могут включаться также в границы национальных парков, природных парков, а также особо охраняемых природных территорий, иных категорий, установленных законами субъектов Российской Федерации.

 

В случае вступления в силу данной редакции законопроекта при отнесении данных участков к территориальным зонам, они могут быть не отнесены к природоохранной зоне и, тем самым возникнет коллизия, поскольку режим данной территории будет противоречить разрешенному использованию земельных участков данной территориальной зоны.

 

В связи с изложенным, в пп.3 п.2 статьи 145 необходимо исключить слова :" , созданные в качестве государственного природного заказника или памятника природы".

 

2. Согласно пп.1. п.1 статьи 1413 Земельного кодекса в редакции Законопроекта: 

1. В природоохранные зоны могут включаться земли и земельные участки:

1) особо охраняемые природные территории федерального, регионального или местного значения (за исключением государственного природного заказника или памятника природы).

 

В то же время, согласно пп.3 пункта 2 статьи 145 указанные категории ООПТ могут относиться к различным территориальным зонам. Соответственно, они могут быть отнесены и к природоохранным зонам.

 

В связи с изложенным, в пп.1. п.1 статьи 1413 необходимо исключить слова: "(за исключением государственного природного заказника или памятника природы)".

 

3. Согласно п.34 статьи 1 Законопроекта в пункте 15 статьи 106 слова «категорий земель» заменить словами «территориальной зоны, принадлежности земельного участка к особо охраняемым природным территориям».

Однако, в п.15 статьи 106 Земельного кодекса отсутствуют слова "категории земель".

В связи с изложенным, п.34 статьи 1 необходимо исключить.

 

4. В соответствии с п.2 статьи 6 Законопроекта, статья 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" дополняется п.15 следующего содержания:

«15. В целях создания новых или расширения существующих особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заказников или памятников природы) допускается резервирование земель для государственных или муниципальных нужд".

 

В то же время, согласно статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации допускается резервирования земель для создания любых категорий ООПТ. Таким образом, предлагаемая редакция необоснованно сужает область применения нормы о резервировании земельных участков для создания ООПТ и создает коллизию с Земельным кодексом.

В связи с изложенным, в п.15 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции Законопроекта необходимо исключить слова: "(за исключением государственных природных заказников или памятников природы)".

 

В соответствии со статьей 9 Законопроекта в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" предлагается внести следующие изменения:

1) в подпункте 71 статьи 11 слова «на землях» заменить словами «в границах»;

2) в подпункте 41 статьи 12 слова «на землях» заменить словами «в границах»;

3) в статье 14:

а) в абзаце втором пункта 11 слова «на землях» заменить словами «в границах»;

 

Однако, Федеральным законом № 321-ФЗ от 03.08.2018 указанные поправки уже внесены в Федеральный закон "Об экологической экспертизе".

В связи с изложенным, пункты 1 и 2, подпункт "а" пункта 3 статьи 9 Законопроекта необходимо исключить.

В то же время, с учетом норм статьи 57 Законопроекта, предлагается:

Статью 11 дополнить п.6.1 следующего содержания:

"6.1. Материалы, обосновывающие изменение границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случае исключения из их состава земельных участков".

Статью 12 дополнить п.4.2 следующего содержания:

"4.2. Материалы, обосновывающие изменение границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, в случае исключения из их состава земельных участков".

 

6. согласно статье 57 Законопроекта:

1. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 июля 2023 года:

1) органы исполнительной власти, осуществляющие управления особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения осуществляют установление границ указанных территорий, исключая из их границ территории, не имеющие природоохранного назначения: земли, занятые населенными пунктами, линейными сооружениями, производственными зданиями, объектами недропользования и другими подобными сооружениями, нахождение и эксплуатация которых в границах особо охраняемой территории не соответствует целям ее создания;

органы исполнительной власти, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей части, уведомляют органы местного самоуправления, осуществляющие подготовку правил землепользования и застройки, о состоявшихся изменениях границы особо охраняемой природной территории или лесничества (лесопарка) в месячный срок со дня установления (изменения) их границы с направлением описания новой границы (изменившегося участка границы);

 органы местного самоуправления в связи с изменившейся в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей части границей особо охраняемой природной территории или лесничества (лесопарка) осуществляют внесение изменения в правила землепользования и землеустройства путем установления территориальных зон применительно ко всей территории муниципального образования.

 в отсутствии установленных границ особо охраняемых природных территорий или лесничеств (лесопарков), но не ранее 1 июля 2023 года орган местного самоуправления определяет на карте территориального зонирования местоположение их границ в соответствии со сведениями об этих границах, имеющимися у данных органов и (или) в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости сведениями;

земельные участки, ранее находившиеся в составе особо охраняемых природных территорий, используемые для ведения сельского хозяйства, и исключенные из состава лесничества (лесопарка) или особо охраняемой природной территории, подлежат включению в состав зон сельскохозяйственного назначения;

 

Данные нормы фактически означают, что из границ особо охраняемых природных территорий, включая государственные природные заповедники и национальные парки должны быть исключены значительные территории, что приведет к их фрагментации и деградации.

 

При этом, данная норма противоречит нормам действующего законодательства.

 

Так, согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ федерального значения создаются Правительством Российской Федерации и находятся в ведении и управлении федеральных органов исполнительной власти.

 

Предлагаемые норма означает, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление ООПТ должны изменить границы ООПТ федерального значения, что в принципе находится в компетенции Правительства.

Таким образом, Законопроект противоречит федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях".

 

Помимо этого, совершенно непонятно, по каким критериям будет определяться, какие объекты не имеют природоохранного значения, нахождение и эксплуатация каких объектов в границах особо охраняемой территории не соответствует целям ее создания.

 

При этом, для многих ООПТ наличие в них линейных объектов (дороги), населенных пунктов, является важной составляющей выполнения ими основных задач - охрана территории, в том числе от пожаров, осуществление регулируемого туризма отдыха, сохранение историко-культурного наследия(для таких территорий как Кенозерский национальный парк, национальный парк "Русский Север", "Мещерский", "Угра" Алтайский государственный природный биосферный заповедник, природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" исключение из территории населенных пунктов и связывающих их линейных объектов приведет к нарушению их целостности и утрате ими их ценности).

 

Также, не определено, что такое объект недропользования  - в законодательстве отсутствует однозначная трактовка данного понятия (возможно, что под этим будет пониматься любое разведанное месторождение, которых очень много даже в границах федеральных ООПТ).

 

В связи с этим, велика вероятность, что в случае исключения из ООПТ всех разведанных месторождений, значительная часть ООПТ полностью утратит ценность и перестанет выполнять возложенные на них функции.

 

Непонятно также, все ли земли сельскохозяйственного назначения должны исключаться из границ ООПТ и по какому принципу это должно происходить.

 

Введение такой нормы может привести к массовым фактам исключения из состава заповедных территорий наиболее ценных, а значит и привлекательных для захватов участков.

 

Это может привести к быстрому разрушению уникальной, одной из самых развитых, в мире системы особо охраняемых природных территорий России.

 

В условиях усиливающегося антропогенного воздействия на природу, заповедные территории являются гарантом сохранения всего многообразия растительного и животного мира, поддержания стабильного состояния окружающей среды многих регионов России.

 

Предусмотренная законопроектом возможность изъятия земель ООПТ может повлечь за собой непредсказуемые последствия для природы.

 

Нельзя не отметить, что многие российские заповедники подпадают под действие различных международных конвенций и соглашений, в том числе являются объектами всемирного наследия.

 

К сожалению, зачастую именно в их использовании заинтересованы нечистые на руку коммерсанты и связанные с ними чиновники. Такая ситуация складывается в особо охраняемых природных территориях Кавказа, Алтая, Урала, Дальнего Востока.

 

Законодательное закрепление возможности изъятия заповедных территорий многократно усилит воздействие на эти территории, и, соответственно, приведет к нарушению международных обязательств России.

 

Следует отметить, что 31 января 2014 года Президент России издал поручение № Пр-210, которым потребовал от Правительства до 1 июля 2014 года внести законопроект, предусматривающий «усиление правового режима государственных природных заповедников и нацпарков, включая запрет на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границах этих особо охраняемых природных территорий». А до принятия этого законопроекта воздержаться от принятия решений об изъятии и (или) изменении целевого назначения земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников и национальных парков, а также о преобразовании государственных природных заповедников в национальные парки».

Указанный Закон принят 03.08.2018 под № 321-ФЗ. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников.

В соответствии со статьей 12, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Исключение из государственных природных заповедников и национальных парков земельных участков, занятых указанными в статье 57 Законопроекта объектами, невозможно без изменения их целевого назначения и отчуждения из федеральной собственности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.