Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Афонская икона: история и современность



Афонская икона: история и современность

Афон становится одним из ведущих иконописных центров уже с ­15 в., когда после падения Византии лучшие греческие художники находят прибежище на Святой Горе. В первый период существования афонских мастерских иконописцы работали в манере позднепалеологовской живописи. В 16–17 вв. местные мастера отрабатывают иконографии, восходящие к старинным византийским изводам. Объектом многократного копирования становятся особо почитаемые греческие иконы, находящиеся в монастырях Афона. Святая Гора во все времена привлекала паломников как одно из прославленных мест христианского мира. Первый список с афонской святыни для московского царского дома был выполнен в Иверском монастыре в 17 в. С тех пор данное произведение, хранящееся и поныне в соборе Новодевичьего монастыря, и его повторения называются на Руси Иверской иконой Божией Матери.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Со второй половины 19 в. увеличился приток русского монашества на Афон, и в 1875 г. под контроль русских перешел Пантелеимонов монастырь. Иконописные мастерские Свято-Пантелеимоновского монастыря славились по всей России. Именно в этот период в местной иконописи и появляются особенные черты, которые характеризуют для нас позднюю афонскую икону.­­ Афонская икона второй половины 19 – начала 20 в. настолько своеобразна и оригинальна, что узнается сразу на фоне произведений иконописи, выполненных как в греческих, так и в академических традициях. Афонская иконопись впитала наследие греческой античности, византийскую изобразительную систему и иконографические типы; не обошли ее и открытия итальянского Возрождения, выработавшего свой изобразительный язык и свою живописную технику. Живоподобная манера изображения была принята местными мастерами очень осмысленно и осторожно, синтез различных истоков и влияний оказался очень удачным, удивительным образом была обретена гармония между духовным смыслом изображаемого и его воплощением. Неслучайно афонская икона стала настолько популярна, причем произошло это в определенный и очень небольшой отрезок времени. Своеобразие и главные отличительные черты поздней афонской иконописи сложились во второй половине 19 в. К концу столетия стиль русских афонских икон приобретает ярко выраженную характерность. На техническую сторону создания иконы очень сильно повлияли особенности местного климата. Так, например, для иконной доски использовали особые породы дерева (каштан, липу или кипарис), менее подверженные гниению и не так сильно страдающие от жука-короеда, уничтожающего все деревянные изделия на Святой Горе.

Из-за влажного морского климата афонским иконописцам пришлось перейти на масляную живопись, так как темперные краски быстро плесневели и соль разъедала красочный слой. Неотъемлемой частью афонской иконы является золочение на полимент с чеканкой, когда на нанесенном на фон сусальном золоте осторожно, не повреждая тонкого слоя позолоты, продавливается орнамент. Золочение погружает изображенный образ в сложное пространство, наполненное светом. Иконография афонских икон восходит к древним образцам. Это, как правило, крупные однофигурные изображения, обобщенный монументальный силуэт, четко выделяющийся на золотом фоне. Особенностью афонской иконы является условное светотеневое моделирование формы, лишь отдаленно напоминающее натурную передачу объема. Освещаются наиболее выпуклые части лика и фигуры, а всё остальное с помощью полупрозрачных лессировок постепенно погружается в тень, причем падающие тени сведены к минимуму. Несмотря на использование ярких тонов в изображении одеяний, художники более внимания уделяли мягким светотеневым переходам, а не оттенкам цвета. Но и здесь избирается умеренный путь – объем фигуры уплощается, и складки одежды не обрисовывают, а словно загораживают ее. Такая трактовка формы встречается в произведениях средневековых мастеров и художников Возрождения. Письмо афонской иконы многослойное, очень тщательное, но, несмотря на это, ее поверхность абсолютно однородная, гладкая и ровная. Главная причина в том, что афонская школа иконописи начала складываться в конце 19 века, в исторически близкое время, когда живопись маслом стала, безусловно, главенствующей. При этом, как сказано в Википедии, "не исключено, что монашествующие на Афоне приобретали в свою среду профессиональных живописцев." Это выразилось, в частности, в том, что в иконе афонской школы заметно применение лессировок, что при работе темперой получается сложнее.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Афонские иконы считаются прототипами всех русских икон. Поскольку Афонский полуостров был частью Византийской империи, сам тип иконы афонских писем представляет собой сочетание древних традиций византийского и поствизантийского периодов иконописи. Однако во второй половине XIX-XX веков сложился тип поздней афонской иконы, в которой можно отметить влияние западно-европейских живописцев. Во многом это было связано с тем обстоятельством, что именно в XIX веке многие тысячи христианских паломников (в том числе из России) потянулись к святым местам. Возвращаясь на родину, они рассказывали о многочисленных чудесах и исцелениях, связанных с афонскими иконами. И, конечно, эти иконы были представлены в российских храмах. Особые художественные традиции афонской иконописи тесно связаны с феноменом самого места.­ Сегодня Афон представляет собой самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей и около 12 обширных монашеских поселений, причем туда по-прежнему допускаются только мужчины. Так повелось с древности, и в 1963 году ХХ века было торжественно отпраздновано 1000-летие монашества на Афоне. Поскольку монахи посвящают свою жизнь молитве и служению, то писание икон тоже рассматривается ими как служение. Немаловажно, что издревле живописцы находили именно на Афоне защиту от поработителей, поэтому в афонских иконах разного времени можно рассмотреть черты различных стилей. Однако существенно не это, а то, что образ жизни иконописцев очищает их души, и написание иконы всегда начинается с поста и молитвы. Причем начиная с момента изготовления деревянной основы. Доска освящается, а левкас (то есть материал для грунта) замешивается на святой воде, на ней растирают краски.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Афонский стиль иконописи сформировался к середине 19 века.­ В это время Россия- самая большая и самая богатая православная держава переживает небывалый расцвет. Строится огромное количество храмов и монастырей по всему миру. Создаются иконописные мастерские в больших монастырях, в том числе на Афоне и Валааме. В этих иконописных мастерских и создается уникальный стиль иконописания, получивший название "афонского". ­Его отличительные черты- золотые, чеканные фоны, тончайшее написание ликов, использование масляных красок, вместо яичной темперы. ­Надо понимать, что­ создание иконы- живой процесс, напрямую связанный с молитвенной практикой. Многие монахи на Афоне, под руководством опытных старцев, практиковали Иисусову молитву, пребывали в созерцании и виденьи Фаворского света. Многим

Московская школа 18 в.
икона Пресвятой Богородицы Иверская афонская школа 19 в

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.