Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТРО́ГАНОВСКАЯ­ ШКО́ЛА ЖИ́ВОПИСИ И РЕМЕ́СЕЛ



СТРО́ГАНОВСКАЯ­ ШКО́ЛА ЖИ́ВОПИСИ И РЕМЕ́СЕЛ

­Художественная школа, существовавшая в русском искусстве в конце XVI—XVIII вв. обязана своим возникновением и развитием меценатской деятельности членов дворянского рода Строгановых. Строгановы содержали в Сольвычегодске и свои иконописные мастерские. Новый стиль складывался под воздействием местных традиций росписи по дереву, народного лубка, финифтяного дела, в котором мастера применяли причудливый травный орнамент. Вскоре строгановская школа стала синонимом нового европеизированного стиля русского иконописного искусства. Строгановским иконописцам наследовали мастера Оружейной палаты рубежа XVII—XVIII вв., где возникло "золотопробельное письмо" (см. фряжский стиль. ­В XIX в. традиции строгановских икон сохранили мастера подмосковного Палеха. В отличие от мастеров Великого У́стюга (см. великоустюжские эмали, чернёвые и финифтяные изделия) сольвычегодцы первыми, в последней четверти XVII в., освоили технику "расписной эмали по скани" (в сочетании со сканью. В организации промыслов значительную роль сыграл Григорий Дмитриевич Строганов (1656—1716), эрудит и западник, сподвижник молодого царя Петра. Строганов жил главным образом в Москве, собрал выдающуюся библиотеку. Первым послал иконописцев для обучения за границу.­ Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими одновременно и в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописи­ разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.

­ Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа.

Ярославская иконописная школа – художественное явление русского искусства второй половине XVI - XVII вв.

В начале XVII века город Ярославль был крупным иконописным центром. Несмотря на разорение города, ярославские иконописцы не только пишут иконы для местных храмов, но и выполняют крупные заказы из других городов. В церкви Николы Надеина в 1640 году работали лучшие костромские и ярославские мастера. Среди них был ярославец Стефан Ефимьев Дьяконов, который участвовал в росписи Успенского собора Московского Кремля, а потом был зачислен в жалованные царские мастера. К строительству и оформлению приходских храмов заказчики привлекали лучшие художественные силы в стране. Это способствовало формированию здесь высокопрофессиональной художественной среды, уважения к мастерству, живого интереса ко всему новому. Имена большого количества ярославских иконописцев известны по переписям Ярославля второй половины XVII – начала XVIII веков. Однако отсутствие авторских подписей на иконах и сведений, для какого храма работал тот или иной мастер, пока оставляют иконы ярославской иконописной школы безымянными.

Особенность икон ярославской иконописной школы ярко отразились в иконе «Воскресение - Сошествие во ад» 40-х года XVII века. (ЯХМ). Ярославские иконы – большие по размерам, они призваны быть активными в просторном интерьере ярославского храма (внутренние размеры ярославских церквей XVII века вдвое больше московских). Человек XVII века ощущал потребность в иконе, насыщенной информацией и эмоциональными переживаниями. «Воскресение - Сошествие во ад» представляет не только главное событие евангельской истории, но и связанные с ним эпизоды земной жизни Христа. Спаситель изображен дважды – воскреснувшим и спустившимся в ад. Двумя золотыми потоками обтекают центральную сцену сонмы ангелов и праведников. Образ создает атмосферу приподнятости и праздничности. Напряженный драматизм композиций, нарядная декоративность колорита были созвучны эстетическим потребностям посадских людей города Ярославля.

Важную роль в формировании мастерства ярославских иконописцев сыграла Оружейная палата, которая собирала для крупных работ иконописцев со всей России. В 1646 году для росписи Успенского собора Московского Кремля только из Ярославля было вызвано 12 художников . Пожар 1658 года дал толчок каменному строительству и крупным художественным работам в Ярославле. В условиях, когда потребность в иконах была велика, а работы в храмах шли с большим размахом, местные полюбившиеся образцы быстро распространялись и закреплялись в искусстве. Интенсивность и напряженность художественной жизни города Ярославля конца ХVII века сочетается с последовательною традиционностью. Ярославцы как будто не испытывают потребности в искусстве сугубо светского характера. Грандиозность средневековой культуры завораживает и заказчика, и художника. Иконы изобилуют редкими сюжетами, широко распространяются обширные живописные «рассказы» в клеймах. Отточенное мастерство и великолепная техника сочетаются с широкой образованностью мастеров. Они иллюстрируют жития святых, богослужебную поэзию, поучительные сборники, исторические сюжеты, сказания и легенды местного происхождения. В житийных иконах привлекал подробный эмоциональный рассказ о жизни и страданиях святого. Через призму привычных образов иконописцы отражали отношение к событиям своего времени. На всем протяжении XVII века в ней сохраняется преемственность традиций. Устойчивость местных вкусов способствовала долгой жизни иконописи в Ярославле. И в XVIII, и в XIX веках, мирно сосуществуя со светским искусством, она продолжала порождать шедевры.

­



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.