Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Порядок проведения инвентаризации



Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания).
Пунктом 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете определены случаи, когда проведение инвентаризации основных средств обязательно:

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. При этом инвентаризации подвергается все имущество, за исключением имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия. Если в этом случае не проводится инвентаризация, то сделка будет признана ничтожной;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Итоговая инвентаризация объектов основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет (пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Задачами инвентаризации основных средств являются:
а) выявление фактического наличия основных средств, а также объемов незавершенного строительства;
б) контроль за сохранностью основных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
в) выявление морально устаревших и неиспользуемых объектов;
г) проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
е) проверка реальности стоимости учтенных на балансе объектов основных средств.
Проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую в организации инвентаризационную комиссию, персональный состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации в начале отчетного года.
В состав комиссии могут включаться представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты, в том числе и представители службы внутреннего аудита предприятия и независимых аудиторских организаций.
Сроки проведения инвентаризации определяются также распоряжением руководителя организации.
Инвентаризация имущества организуется по их местонахождению и материально ответственным лицам. Проверка фактического наличия основных средств производится при обязательном участии материально ответственных лиц путем обязательного их пересчета.
До начала проверки фактического наличия имущества от материально ответственных лиц должны быть получены расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все объекты, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны.
Все последние на момент инвентаризации документы, полученные комиссией, визируются председателем с указанием «до инвентаризации на «__» (дата)», что служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Во время инвентаризации все операции по движению объектов основных средств должны быть прекращены. Основные средства, фактически поступившие после начала инвентаризации, должны быть оприходованы после даты инвентаризации. В инвентаризационные описи эти объекты также не включаются.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние аналитических паспортов или другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

 

Документальное оформление инвентаризации
При оформлении результатов инвентаризации применяются формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в редакции от 27 марта 2000 г. № 26).
Для проведения инвентаризации руководителем организации издается «Приказ о проведении инвентаризации» (форма № ИНВ-22), в котором определяются состав имущества, подлежащего инвентаризации, ее причины (контрольная проверка, смена материально ответственных лиц и др.), порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии и назначается председатель комиссии. Приказ регистрируется в «Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации» (форма № ИНВ-23).
Сведения о фактическом наличии основных средств отражаются в инвентаризационной описи или акте, составленных по типовым формам («Инвентаризационная опись основных средств» (форма № ИНВ-1); ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств» (№ ИНВ-10).
Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственных лиц. На объекты основных средств, взятые в аренду, описи составляются в трех экземплярах (третий экземпляр высылается арендодателю).
На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров объектов основных средств и общий итог их количества . Исправление ошибокпроизводится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и просчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (при проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи о получении, а сдавший — о сдаче этого имущества).
Во всех случаях инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами и шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимостикомиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Кроме того, проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов.
Еслив процессе инвентаризации выявлены объекты, не принятые на учет, а также объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например,по зданиям — указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов), год постройки; по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам — место нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна.
Основные средства вносят в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта . Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение,то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройки новых помещений) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки одинаковой стоимости,поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организаций , учитываемые по типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.