Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации
Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации
1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» . – указать новый закон. 2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приложения). 3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (редакция на 26.03.2007). 4. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 №26, от 03.05.2000 № 36).
|
Имущество - основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы. Финансовые обязательства - кредиторская и дебиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Инвентаризация – физический подсчет имущества и выверка финансовых обязательств. Цели проведения инвентаризации: • выявление фактического наличия имущества; • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; • проверка полноты отражения в учете обязательств. Периодичность проведения инвентаризации Инвентаризация обязательна: • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; • при смене материально ответственных лиц. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады); • при установлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества; • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; • при реорганизации или ликвидации организации; • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Инвентаризация может проводиться и в иных случаях по решению собственника (учредителя). Инвентаризация может проводиться как в целом по организации, так и по ее подразделениям, по видам имущества или обязательств. Инвентаризация проводится в соответствии с планом, утвержденным руководителем организации на календарный год (Приложение 1). В плане указывается: - количество инвентаризаций; - дата проведения инвентаризаций; - перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации (за исключением случаев, когда она обязательна). Инвентаризационная (рабочая) комиссия - комиссия, на которую возложена обязанность по проведению инвентаризации и ответственность за достоверность ее результатов. Состав инвентаризационной (рабочей) комиссии: • представители администрации; • представители службы главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного инженера, отдела капитального строительства; • работники бухгалтерии (при инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней в состав инвентаризационной комиссии включается главный (старший) бухгалтер или лицо его заменяющее); • материально ответственные лица (при инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней в состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации); • представители независимых аудиторских организаций по усмотрению администрации или собственника имущества; • лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета по счетам расчетов. При инвентаризации имущества, не принадлежащего организации на праве собственности, в состав инвентаризационной комиссии включается представитель собственника этого имущества (если имущество является федеральной собственностью, приглашается представитель соответствующего федерального органа исполнительной власти). Представители сторонних организаций включаются в состав инвентаризационной комиссии на основании доверенностей, выданных в установленном порядке той организацией, которая направляет своего представителя для проведения инвентаризации.
При подготовке к инвентаризации необходимо: • Распечатать регистры аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены. • Передать регистры лицам, ответственным за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации. 1. Основные средства (балансовые счета 01,02,03, 001) Лица, ответственные за подготовку основных средств к инвентаризации, подготавливают: - инвентарные карточки, инвентарные книги; - технические паспорта или другую техническую документацию; - документы на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду (договоры аренды, передаточные акты); - документы, о государственной регистрации права собственности или другого вещного права на недвижимое имущество. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. 2. Инвентаризация земель Подготовительные работы при инвентаризации земель включают в себя: - сбор, изучение и анализ материалов; - подготовку рабочего инвентаризационного плана (схемы). Сбору, изучению и анализу подлежат: - документы, удостоверяющие права организации на землю; - материалы геодезических работ и топографических съемок; - сведения генерального плана и другой градостроительной документации, правила застройки, необходимые для проведения инвентаризации земель; - материалы предыдущих инвентаризаций; - документы и материалы по отводу земельных участков; - сведения дежурных планов отводов и застройки; - материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенного пункта; - материалы обследований БТИ земельных участков индивидуальной застройки; - материалы исполнительных съемок, содержащие сведения о землепользованиях (землевладениях); - материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения и т. д. Особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользований, их исполнители и время производства). На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание (ТЗ) на проведение инвентаризации земель 3. Нематериальные активы (балансовые счета 04,05) Лица, ответственные за подготовку нематериальных активов к инвентаризации подготавливают документы, подтверждающие права организации на их использование по каждому объекту (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и др.). При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. 4. Незавершенное строительство (балансовые счета 07,08) Лица, ответственные за подготовку незавершенного строительства к инвентаризации подготавливают: - документы (договоры, проектно-сметную документацию, акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другую документацию) на строящиеся объекты, на законсервированные объекты, на законченные строительством объекты, но по каким-то причинам не введенные в эксплуатацию, на проектно - изыскательские работы по неосуществленному строительству и др.; - выделяют оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом; - объекты незавершенного строительства к фактическому подсчету по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. 5. Финансовые вложения (балансовый счет 58) Лица, ответственные за подготовку финансовых вложений к инвентаризации, подготавливают: • первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по приобретению(выбытию) финансовых вложений: - ценные бумаги; - акты приема-передачи ценных бумаг; - книги учета ценных бумаг; - документы, подтверждающие фактические вложения в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций; - договоры займа; - учредительные договоры; - инвестиционные сертификаты; - акты сверки задолженности и др.; • регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов 6. Товарно - материальные ценности (балансовые счета 10, 41) В местах хранения: - товарно-материальные ценности должны быть разложены по номенклатурным номерам (маркам, сортам, профилям, размерам и т.д.); - стеллажи, полки, ячейки должны быть пронумерованы; Лица, ответственные за подготовку к инвентаризации товарно-материальных ценностей, подготавливают: - измерительные приборы и весовое оборудование, проверяют их на точность измерения и взвешивания (уточняют сроки их апробирования); - документы по товарно-материальным ценностям, принятым на ответственное хранение (договоры, первичные документы, подтверждающие ответственное хранение, акты сверки с поклажедателями и др.); - документы по товарно-материальным ценностям, находящимся в пути (расчетные документы с поставщиками или другие заменяющие их документы и акты сверки с поставщиками); - документы по товарам отгруженным (копии предъявленных покупателям документов: платежные поручения, векселя и т.д. и акты сверки с покупателями); - подготавливают схему расположения стеллажей и других мест хранения при большом количестве товарно-материальных ценностей. 7. Незавершенное производство (балансовые счета ,20, 21,23, 44, 46) Лица, ответственные за подготовку незавершенного производства к инвентаризации: • в организациях, занятых промышленной переработкой: - подготавливают документы (договоры, спецификацию, калькуляцию, технические расчеты и т.д.) на действующие заказы, на заказы, выполнение которых приостановлено, и на аннулированные заказы; - сдают на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. - подготавливают заделы незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) к фактическому подсчету, взвешиванию, перемериванию; - подготавливают измерительные приборы и весовое оборудование, проверяют их на точность измерения и взвешивания (уточняют сроки их апробирования); - выделяют бракованные детали; - выделяют сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке; • в научных организациях: - подготавливают договоры с заказчиками, договоры с контрагентами (соисполнителями), сметы, акты выполненных работ; - подготавливают карточки учета затрат на производство работ, сводные ведомости; - подготавливают незаконченную научно-техническую продукцию к фактическому подсчету по видам работ (научно-исследовательские, конструкторские, проектно - конструкторские, технологические, проектные, изыскательские, другие инновационные (внедренческие) и научно-технические работы (услуги)); • в торговых организациях (балансовый счет 44): - подготавливают договоры с транспортными организациями; - подготавливают расчеты по распределению транспортных расходов на остаток товаров. 8. Денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности (балансовые счета 50, 51, 52, 55, 57, 006) Лица, ответственные за подготовку денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности к инвентаризации, подготавливают: - кассовую книгу (форма № КО-4); - приходные кассовые ордера (форма № КО-1) и расходные кассовые ордера (форма № КО-2); - журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3); - книгу учета выданных и принятых кассиром денежных средств (форма № КО-5); - регистры бухгалтерского учета по счетам 50, 51, 52, 55, 57, 006; - список материально ответственных лиц, хранящих и использующих бланки документов строгой отчетности*) - утвержденный перечень бланков документов строгой отчетности *) - книгу учета поступления и расхода бланков документов строгой отчетности *) - книгу регистрации ценных бумаг *) - книгу учета денежных документов *) *) При наличии соответствующих операций. 9. Расходы будущих периодов Лица, ответственные за подготовку расходов будущих периодов к инвентаризации, подготавливают: • регистр бухгалтерского учета по счету 97 в разрезе аналитического учета по видам расходов будущих периодов; • первичные учетные документы, подтверждающие право организации отнести данные расходы к расходам будущих периодов; • внутренние распорядительные документы, определяющие способы и сроки, в течение которых суммы расходов будущих периодов включаются в затраты на выпуск продукции, издержки обращения и Положение об учетной политике организации. 10. Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов Лица, ответственные за подготовку резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов к инвентаризации, подготавливают: • регистры бухгалтерского учета по счетам 14, 59, 63, 96; • первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по этим счетам (расчеты по формированию и использованию резервов).
|