|
|||
Порядок проведения инвентаризации ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Порядок проведения инвентаризации Проверка фактического наличия денежных средств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия активов в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче. До начала проверки фактического наличия денежных средств и денежных документов отчет кассира о движении денежных средств должен быть сдан в бухгалтерию (бухгалтеру). Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчету, с указанием «до инвентаризации на «_________» (дата)», что является основанием для определения остатков денежных средств к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на наличные денежные средства сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все наличные денежные средства, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. При инвентаризации денежных средств в кассе документы или расписки в остаток наличных денег не включаются. В ходе инвентаризации проверяется наличие денег путем их полного пересчета. По итогам инвентаризации наличных денежных средств комиссия составляет акт инвентаризации наличных денежных средств по форме, приведенной в приложении 17 к Инструкции № 180. При этом на белорусские рубли и на иностранную валюту составляются отдельные акты. Акты составляются, даже если расхождения не установлены. Остаток денежной наличности в кассе проверяется с данными учета по кассовой книге. При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денег в акте указывается сумма недостачи или излишка и объясняются причины их возникновения. Например, данный акт может быть оформлен следующим образом:
АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ № 4
Форма 12-инв Коды по ОКУД 05010306 Наименование организации ЧУП «Метко» по ОКЮЛП 100546329 Подразделение организации касса Основание для проведения инвентаризации: Дата 30.12.2008 приказ, постановление, распоряжение Номер 58 (ненужное зачеркнуть) Дата начала инвентаризации 30.12.2008 Дата окончания инвентаризации 30.12.2008
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на наличные денежные средства сданы в бухгалтерию и все наличные денежные средства, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность денежных средств:
кассир Василькова В.Е.Василькова (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
При инвентаризации установлено следующее: 1) наличных денег 20 000= (Двадцать тысяч===============================) руб.; 2) почтовых марок нет руб.; 3) ценных бумаг нет руб.; 4) руб.
Итого фактическое наличие 20 000= (Двадцать тысяч=======================) руб. (цифрами и прописью) По учетным данным 45 000= (Сорок пять тысяч=====================) руб. (цифрами и прописью)
Результаты инвентаризации: излишек нет руб.; недостача 25 000= (Двадцать пять тысяч=================================) руб. Последние номера кассовых ордеров: приходного № 124 ; расходного № 185 .
Председатель комиссии зам. директора Дубцов Д.И.Дубцов (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Члены комиссии: бухгалтер Давыдова М.О.Давыдова (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении. Материально ответственное лицо кассир Василькова В.Е.Василькова (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Объяснение причин излишков или недостач Недостача образовалась из-за невнимательности кассира и излишней передачи денежных средств в сумме 25 000 руб.
Материально ответственное лицо кассир Василькова В.Е.Василькова (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Решение руководителя организации Недостача образовалась по вине материально ответственного лица, поэтому принимается решение о взыскании недостачи с материально ответственного лица
30 декабря 2012 г. Курьянович (дата) (подпись)
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными выписок, квитанций банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. При составлении акта инвентаризации наличной иностранной валюты необходимо указывать количество иностранной валюты по номиналу (например, 20 долл. США, 50 евро и т.д.). Выявлены расхождения - регулируем разницу в учете Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия денежных средств в кассе с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии со ст.12 Закона № 3321-ХII. Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы». Сумма недостач денежных средств и денежных документов в кассе отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счета 50 «Касса». Недостачи денежных средств и денежных документов списываются с кредита счета 94 в дебет счетов: 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», если по недостаче или порче определено виновное лицо; 91 «Операционные доходы и расходы», если виновное лицо не установлено или судом отказано в возмещении с виновного лица, в других случаях выявления невозмещенных недостач. В нашем примере (см. составленный акт) будут сделаны следующие записи: Д-т 94 - К-т 50 - 25 000 руб. - выявлена недостача денежных средств в кассе; Д-т 73 - К-т 94 - 25 000 руб. - недостача отнесена на материально ответственное лицо; Д-т 50 (70 - удержание из заработной платы) - К-т 73 - 25 000 руб. - погашение недостачи. Всегда возникает вопрос: в течение какого срока должны быть отражены результаты инвентаризации? Пунктом 72 Инструкции № 180 закреплено: моментом определения окончательных результатов инвентаризации является дата принятия решения руководителем организации. Но следует обратить внимание и на п.77 Инструкции № 180, где сказано, что результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, т.е. при проведении комплексной инвентаризации записи из акта инвентаризации наличных денежных средств переносятся в сводную ведомость. В соответствии с п.5 Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.03.2003 № 39/69 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением от 28.02.2007 № 38/41), в случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств. Размер процентов определяется исходя из ставки рефинансирования Нацбанка РБ и применяется с даты совершения вреда и по дату его обнаружения. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки (ревизии).
|
|||
|