Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выделяется три класса игр.



Выделяется три класса игр.

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные-народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

 

В большей степени он проявляется во взаимодействии слова и напева. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный шаг, подскоки и т.д. Игровая форма, как никакая другая, способствует успешному освоению фольклорного языка, поэтому народные игры должны стать начальным этапом в освоении фольклора.

Мне, как педагогу, помогают сюжетно-ролевые и хороводные игры.

Можно выделить следующие виды народных игр:    

 - Сюжетно-ролевые игры: древнейший вид игры, развивающий мышление, который построен на подражании действиям взрослых (охотник, земледелец, строитель) и разных зверей (волка, лисицы, птиц); так же этот вид игр можно превращать в театрализованное представление с использованием декораций и масок. («Коршун». Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, все остальные – цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с циплятами подходит к нему и спрашивает:

- Коршун, коршун, что делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу.

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- На что тебе иголочка?

- Мешочек шить.

- На что тебе мешочек?

- Камешки класть.

- На что тебе камешки класть?

- В твоих деток кидать.

- За что?

- Они потоптали капусту у меня в огороде.

- А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встаёт, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

- Вот такая!

- Нет, мои цыплята через такую изгородь не перелетят.

- А я их все равно поймаю!

- Не дам тебе своих деток ловить!

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна:

«Ши, ши, ши, злодей!». Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующих. Игра заканчивается тогда, когда поймана половина цыплят. Правила: 1. Цыплята должны держаться крепко за пояс друг друга. 2. Тот, кто не удержался в цепи, быстро встаёт на своё место. 3. Курица не должна отталкивать руками коршуна).

 

 - Музыкальные игры: разыгрываются на сцене. В таком воплощении игра может включать в себя танец, инструментальное сопровождение и песню. Сценический вариант должен дополнительно режиссироваться. Возможна импровизация. («Репка». Действующие лица: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Дети поют: «Посадил дед репку, не большу, не крепку. Барыня ты моя, сударыня ты моя!». (Выходит дед, «сажает» репку, на слова припева приплясывает).

Д.: «Выросла репка, не больша, не крепка. Барыня ты моя, сударыня ты моя!». (Дед удивляется, на слова припева приплясывает).

Д. (говорком): «Стал дед репку тянуть. (поют) Тянет, потянет. Вытянуть не может. Барыня ты моя, сударыня ты моя! (говорком) Позвал дед бабку….

 - Трудовые игры: происходит закрепление простых трудовых действий. Кроме того, из трудовых песен дети узнают как сажать, выращивать и обрабатывать растения, строить дом, пасти скот и т.д. («Капуста»: на середину игрового поля складываются шапки, платки, шарфы, пояса – это «капуста». Выбирается «хозяин», он изображает, то о чем говорит: «Я на камешке сижу, мелки колышки тешу, мелки колышки тешу, огород горожу. Чтоб капустку не украли, в огород не прибегали волк и птицы, бобёр и куницы, заинька ушастый, медведь толстопятый». Дети пытаются забежать в «огород», схватить «капустку» и убежать. Кого «хозяин» коснётся рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унёс больше всех «капусты» становится победителем). («Овечки». Выбираются водящие по считалочке: пастух, чёрт, мама и овечки. «Овечки» садятся на землю в ряд. «Пастух» ходит и приговаривает: «Пасу, пасу овечек, па день и вечер. А как ночь придёт, черт придёт и овечек украдёт». «Чёрт» приговаривает: «Пастух, ступай домой. Тебе мама обновку купила!» «Пастух» идёт домой, спрашивает у «мамы», что она ему купила. «Мать» бранится: «Что я могла тебе купить?». В это время «черт» уводит 1-2 овечек. «Пастух» считает овечек и недосчитывается, боится говорить «матери». Продолжает пасти. Опять приходит «черт». Опять посылает «пастуха» к матери, ворует овец, пока всех не перетаскает. Тогда «пастух» признаётся «маме», они вдвоём идут искать овец. Приходят к «черту». «Тук, тук, тук! Нет ли, пришлых овец?». «Черт» говорит, что нет, а «овечки» блеют. «Значит ты нас обманываешь?» - говорят «мама» и «пастух». А «черт» отвечает: «Я не знаю, как они сюда попали». Тогда «мать» и «пастух» делают ворота, «овечки» проходят, а «черт» убегает).
- Спортивные игры: развивают не только здоровье, но и умственные способности, способствуют развитию внимания, воображения , мышления, ловкости, умение работать в команде. (Башкирская народная игра «Конное состязание». Игроки парами встают на линию старта так. Чтобы не мешать друг - другу. Игрок – «конь» опускает руки назад и берется за руки с «наездником». Кто первый прибежит (наездник), должен подпрыгнуть и достать узорчатый платок, подвешенный на стойке). («Чепена». По считалке дети выбирают чепена. Он встаёт в круг и говорит: «Левой ногой чепена подпрыгивает на левой ноге влево). Гой-гой, чепена (игроки повторяют). Правой ногой чепена. Гой-гой, чепена. Пойдем вперед чепена. Гой-гой, чепена. Все мы спляшем чепена. Гой-гой, чепена.» Ошибающиеся должны плясать).

 

- Хороводные игры: театрализованное действие, где смысл игр выражен словом, звуком и пластикой. Как отмечают специалисты, они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Во время ребята учатся действовать согласованно и слаженно («Золотые ворота», «Теретёрка»);

Все вышеперечисленные виды игр могут проявляться как индивидуальной, так и коллективной форме. Коллективные игры отличаются образностью, самобытностью, сюжетностью, действием. Они имеют элемент состязания.

 

Игре должно сопутствовать особое, игровое настроение. Помочь этому может сказка, которая создаёт необходимую атмосферу, настроение, помогает настроиться на конкретный речевой диалект. Все дети любят сказки. Сказки легко перевести в игру, а игру в песню. Дети очень любят веселый новогодний обряд колядования. Недаром главный персонаж его – Коза, которая воспевается в народных сказках. Коза – образ веселящейся силы. Кроме того, в колядовании представлены волк, медведь, дед и т.д. Игра сопровождается песнями – щедровками, новогодними поздравлениями. Варианты игры могут быть самыми разными. Неуемная детская фантазия проявляется буквально во всем: в одежде ряженых, в маскировке, в пении, в изображении, в повадках. С большим энтузиазмом играют дети в обряды гадания. Существуют фольклорные игры и музыкальные игры, основанные на русских сказках (например «Стоит в поле теремок»), где каждый герой должен быть озвучен. Это позволяет вырабатывать у детей навыки сольного и коллективного пения, чистого интонирования, чувства ритма и т.д.

Подводя итог вышесказанному, могу с уверенностью сказать, что игра неотъемлемая часть нашей жизни, которая становится фундаментом для становления всех необходимых навыков и качеств.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.