Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Снегирёв классификация



 

Третий вопрос моего билета звучит так: игра как важная форма освоения музыкального фольклора детьми.

Эта тема близка мне, так как я уже занимаюсь педагогической деятельностью.

Мне не раз приходилось прибегать к игре, чтобы объяснить ученикам, чем есть фольклор. В современном мире изучение фольклора занимает не последнее место среди насущных вопросов. Сегодня русский фольклор широко изучается и пропагандируется в массы. При помощи игры мы прививаем ученикам любовь к фольклору.

Игра является важным средством воспитания. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них - жизненная необходимость, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.

Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в играх детей.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели - стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1.Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2.Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3.Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой или классом, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую), служит средством приобщения детей к народной культуре.

Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

* По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

* По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

* По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

* По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

С учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет. Эти же игры можно использовать на занятиях по физической культуре

 

Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей.

Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцевписал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько же естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра – посильный труд».

 

Весь процесс приобщения детей к фольклору начинается с игры. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые помогают ребенку влиться в учебный процесс. В любой вид деятельности на уроке можно ввести элемент игры, и такое занятие станет более интересным, уйдет рутина и строгие рамки, оно приобретет увлекательную форму для учеников.

Для ребенка игра - это понятная и интересная действительность. Ещё с древних времен игра является ведущей формой деятельности ребенка. И очень важно отметить, что в традиционном укладе жизни люди всегда учитывали этот факт, и в любой культуре игра занимает ведущее место в воспитании личности.

Ученые, исследуя наследие наших предков, разработали основные взгляды, идеи и направления в воспитании детей. Именно эти принципы легли в основу такой отрасли науки, как этнопедагогика. Этнопедагогика – это направление в науке, прививающее молодому поколению ценности своего народа. Привнося в обучение элемент игры, мы помогаем детям приобщаться к культурным ценностям своего народа с самых ранних лет. Комплексный подход, а также нестандартные приемы в игре, при обучении, вызывают интерес детей. В этом случае новые знания усваиваются гораздо быстрее.

Так же, народные игры влияют на развитие ума, характера, воли, способствуют расширению кругозора, укрепляют физическое здоровье. В играх дети учатся уважать друг друга.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных функции игры: отдых, труд и коллективность.

1. Отдых. Происходит смена деятельности. Переключение внимания.

2. Труд. Помогает детям освоить нужный материал.

3. Коллективность. Игра, во всех её видах, зарождалась в детском коллективе.  В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность обучающимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

 

Игры делятся по видам, вот несколько из них: игры с движениями; символические игры; хороводные игры; домашние игры; трудовые игры; спортивные игры; ролевые игры.

Название игр и образы тесно связаны с крестьянским бытом. Например: «Конь», «Плетень», «Волки и овцы». В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей. В игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей.

Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора. Наиболее распространёнными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.

 

 

«Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К.Бабанский)

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.

 

Снегирёв классификация

Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

 Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

 

 В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.