Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ



ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ



 


кратное, возвращение материалов для дополнительной проверки можно расценивать как искусственно созданное препятствие на пути к судебной защите прав и свобод потерпевшего, гарантированной каждому в ст.46 Конституции РФ, и на пути к достижению назначения уголов­ного судопроизводства - защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

В условиях отсутствия легального толкования уголовно-процессуальных норм, связанных с про­веркой сообщения о преступлении, на практике в правоохранительных органах под проверкой ста­ли понимать ту деятельность (по большей части непроцессуального характера), которая ранее на­зывалась предварительной или доследственной проверкой. Родившаяся и отработанная в совет­ском уголовном процессе процедура администра­тивной по своей природе доследственной провер­ки сообщений о совершении преступлений до воз­буждения уголовного дела, в последние годы неоднократно подвергалась резкой критике9, в том числе в Концепции судебной реформы в Рос­сийской Федерации10 (далее-Концепция), приня­той Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Приме­нительно к уголовным делам частного обвине­ния, возбуждаемым в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, такая предварительная проверка сегодня исключена, что соответствует решениям, зафиксированным в Концепции. Применительно же к делам публичного и частно-публичного об­винения, а таких дел большинство, на практике по существу произошла не реформа, а контрре­форма, если под проверкой, необходимость про­ведения которой закреплена в ст. 144, 146, 148 УПК РФ, подразумевать такого рода дослед-ственную проверку в ее традиционном для право­охранительных органов понимании.

Несколько слов о волоките. Срок проверки и принятия решения по сообщению о преступлении может продлеваться не только до 10 суток, как это было по УПК РСФСР, но в отдельных случа­ях даже до 30 суток, что в полтора раза превыша­ет срок предварительного расследования в форме дознания и вполне сопоставимо со сроком предва­рительного следствия.

По существу на практике идет процесс вытес­нения процедуры установления существенных для дела обстоятельств следственным путем и подмены его гипертрофированной доследствен­ной проверкой (получением объяснений, истре­бованием документов, документальными провер-

9См., например: Бажанов С. Оправданна ли так называемая доследственная проверка // Законность. 1995. № 1. С. 51-54; Вицин С. Институт возбуждения дела в уголовном су­допроизводстве // Росс, юстиция. 2003. № 6. С. 55.

10См.: Концепция судебной реформы в Российской Федера­ции. М, 1992. С. 88-89.


ками, ревизиями и т.д.). Между тем установление обстоятельств дела неследственным путем менее эффективно и всегда сопряжено с риском того, что добытые сведения об этих обстоятельствах будут признаны судом недопустимыми доказа­тельствами, не имеющими юридической силы.

Трудно понять внутреннюю логику УПК РФ, когда в нем для двух достаточно сходных ситуа­ций устанавливаются существенно различные нормативы времени. С одной стороны, необходи­мо после доставления подозреваемого (например, задержанного при совершении преступления) в орган дознания, к следователю или прокурору со­ставить протокол задержания в срок не более 3 часов (ч.1 ст.92 УПК РФ). Такое требование яв­ляется важной и необходимой гарантией обеспе­чения прав и законных интересов задержанного лица. Следовательно, за те же 3 часа должно быть выполнено еще и следующее: оформлено, принято и проверено сообщение о преступлении, вынесено и согласовано с прокурором постанов­ление о возбуждении уголовного дела.

С другой, в тех случаях, когда речь не идет о доставлении и задержании подозреваемого, этот срок почему-то можно растягивать до 3 и даже до 10 суток (ч.1 и 3 ст. 144 УПК РФ). Причем если по УПК РСФСР 1960 г. срок 10 суток допускался только для исключительных случаев, то действу­ющий УПК РФ позволяет, хотя и по более слож­ной процедуре, но в любом случае пролонгиро­вать срок принятия решения до 10 суток. Затем следует дополнительная проверка еще до 5 суток и т.д.

Непоследовательность позиции законодателя при регламентации начальной стадии уголовного судопроизводства проявляется и в другом аспек­те. Закон предъявляет требование незамедли­тельности при направлении следователем, дозна­вателем постановления о возбуждении уголовно­го дела прокурору и при даче прокурором согласия на возбуждение уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Термин "незамедлительно" в данном случае употреблен удачно. Однако закон не предъявляет такое же обоснованное и рацио­нальное требование незамедлительности при принятии и проверке сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ), при возбуждении уголовного дела и вынесении соответствующего постановле­ния (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). На наш взгляд, спешить следует не после того, как следы преступления исчезли или уничтожены, возможности по соби­ранию доказательств утрачены и фигуранты по делу скрылись, а до того.

В ч. 2 ст. 176 УПК РФ (2001 г.), как и в ч. 2 ст. 178 УПК РСФСР (1960 г.), содержится разре­шение в случаях, не терпящих отлагательства, производить осмотр места происшествия до воз­буждения уголовного дела. Однако в действую-


ГОСУДАРСТВО И ПРАВО     № 2 2007



ГИРЬКО, ОВСЯННИКОВ


 


щем уголовно-процессуальном законе не на­шлось места такому важному требованию, кото­рое было предусмотрено с 1963 г. по 2002 г. в прежнем УПК: в этих случаях, при наличии к то­му оснований, уголовное дело возбуждается не­медленно после проведения осмотра места проис­шествия. Почему же не нашлось? Полагаем, по­тому, что данное требование не укладывается в концепцию дополнительной проверки. На прак­тике осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела производится довольно часто, а потому во всех этих случаях указанное требова­ние лишало бы прокурора возможности возвра­тить материалы для дополнительной проверки.

Для чего же нужна дополнительная проверка? В российских правоохранительных органах еще с 30-х годов прошлого века сложилось представле­ние (на наш взгляд, неверное), что прекращение уголовного дела, особенно по реабилитирующим основаниям, означает необоснованное (ненуж­ное) возбуждение этого уголовного дела и в ко­нечном итоге работу "на корзину". В большин­стве случаев дела, прекращенные по реабилити­рующим основаниям, признавались "браком" в работе. Предварительная же проверка (по мне­нию сторонников сохранения и даже расширения практики использования доследственной провер­ки) зачастую позволяет непроцессуальными спо­собами заблаговременно познать обстоятельства, подлежащие доказыванию в случае возбуждения уголовного дела, оценить судебную перспективу дела и в каких-то случаях предотвратить ненуж­ные (по мнению субъекта проверки или прокуро­ра) возбуждение уголовного дела и такую работу "на корзину".

В этой связи есть основания полагать, что вве­дение с 1 июля 2002 г. в действие института воз­вращения материалов для дополнительной про­верки приносит свои негативные последствия.

Так, несмотря на рост в 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, количества возбужденных уголовных дел, число лиц, в отношении которых производство прекращено в стадии предвари­тельного расследования за отсутствием события, состава преступления и непричастностью к со­вершению преступления (по реабилитирующим основаниям), сократилось с 3868 в 2002 г. до 2870

в 2003 г., или на 25.8%11.

Однако эта "медаль" имеет и обратную сторо­ну. Отсрочка принятия решения о возбуждении уголовного дела, активного производства след­ственных действий неминуемо увеличивает риск утраты важных доказательств, затрудняет рас­следование преступления, уменьшает шансы на его раскрытие, создает препятствия следователю в тех случаях, когда требуется незамедлительно

11См.: Токарева М.Е., Буланова Н.В. Указ. соч. С. 173, 175.


пресечь преступную деятельность лица, заподо­зренного в совершении преступления, лишить его возможности скрыться, помешать расследова­нию. В связи с этим обращают на себя внимание следующие тревожные цифры: если в 2002 г. с превышением установленного законом двухме­сячного срока было окончено каждое шестое де­ло, то в 2003 г. - каждое пятое; в 2003 г., несмотря на рост числа возбужденных уголовных дел (на 14.7%), на 10.2% уменьшилось число оконченных дел при одновременном увеличении на 20.9% чис­ла дел, приостановленных производством, в том числе ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности; в 2003 г. сохранилась наметившаяся с 2001 г. тен­денция снижения раскрываемости преступлений, причем по находившимся в производстве следова­телей и органов дознания уголовным делам на четверть по сравнению с предыдущим годом уве­личилось число оставшихся нераскрытыми пре­ступлений12 .

В действующем уголовно-процессуальном за­коне специально подчеркнуто, что "уголовное преследование и назначение виновным справед­ливого наказания в той же мере отвечают назна­чению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, осво­бождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному пресле­дованию" (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). Эта норма возведена в ранг принципа уголовного судопроизводства. А потому бытующее на практике негативное отно­шение к прекращению уголовного преследования недопустимо.

Возникает вопрос: нужна ли вообще дослед-ственная проверка непроцессуальными способа­ми? Сегодня еще не пришло время, когда можно в одночасье отказаться от нее. Она существует благодаря как объективным причинам, так и субъективным (психологическим) стереотипам правоприменителей. Очевидно и другое - инсти­тут проверки должен применяться разумно.

Нам представляется, что время проверки сооб­щения о любом преступлении не должно превы­шать 1-2 суток (кроме, быть может, случаев воз­буждения уголовного дела в отношении отдель­ных категорий лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ).

Задача проверки сообщения о любом совер­шенном или готовящемся преступлении, о кото­рой идет речь в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, по нашему мнению, состоит в том, чтобы ответить на два во­проса:

1) является ли данное сообщение законным по­водом для возбуждения уголовного дела;

12 См.: Токарева М.Е., Буланова Н.В. Указ. соч. С. 173-174.


ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 2 2007


ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ



 


2) содержится ли в данном сообщении и других материалах, имеющихся в распоряжении субъек­та проверки и отвечающих требованиям, предъ­являемым к доказательствам уголовно-процессу­альным законом, основание для возбуждения уго­ловного дела.

Если для ответа на эти вопросы необходимо знание о каких-либо обстоятельствах, то наличие или отсутствие их на данной стадии досудебного производства может и не содержать исчерпываю­щей информации обо всех обстоятельствах рас­следуемого события. С нашей точки зрения, на этой стадии уголовного судопроизводства вполне допустимо и, как правило, достаточно получить сведения, подтверждающие факт события, обла­дающего признаками противоправности, кото­рый требует проверки процессуальными сред­ствами. Это обстоятельство и должно запустить процедуру процессуальной проверки знания обо всех признаках преступления или их отсутствии, включая достоверную, т.е. точную квалифика­цию деяния - это задачи предварительного рас­следования.

Полагаем, что в уголовно-процессуальном за­коне должно быть закреплено общее требование о незамедлительном принятии и проверке сооб­щения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также о незамедлительном воз­буждении уголовного дела при наличии необхо­димых на то по закону повода и основания. Неза­медлительно не означает мгновенно. Какие-то временные задержки здесь не исключены. Но эти задержки должны исчисляться, как правило, не


сутками, а часами. Термин "незамедлительно" в данном случае означает: так быстро, как это воз­можно, как это позволяет сложившаяся служеб-но-оперативная обстановка.

Необходимость же указания в законе каких-то конкретных процессуальных сроков, например, 30 суток, 10 суток или 3 суток, для принятия и проверки сообщения о преступлении, для приня­тия по нему решения, вызывает сомнение.

Во-первых, не секрет, что на практике эти сро­ки часто нарушаются, а после того, как процессу­альный срок нарушен, необходимого воздействия на должностное лицо он уже не оказывает.

Во-вторых, и это основное, установление в данном случае любого процессуального срока всегда позволяет волокитить принятие решения до истечения срока даже при отсутствии к тому объективных причин. Все это не только затруд­няет последующее расследование, но и лишает потерпевшего своевременного доступа к правосу­дию для судебной защиты нарушенных преступ­лением прав и свобод.

Что касается института возвращения прокуро­ром материалов на дополнительную проверку на стадии возбуждения уголовного дела, то, на наш взгляд, он со временем должен быть исключен из уголовно-процессуального закона и правоприме­нительной практики, как в свое время был ис­ключен институт возвращения уголовного дела со стадии судебного разбирательства для произ­водства дополнительного расследования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.