Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГИРЬКО, ОВСЯННИКОВ



 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2007, № 2, с. 68-73

ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА:

НУЖЕН ЛИ ОН?

© 2007 г. С. И. Гирько1, И. В. Овсянников2


Известно, что уголовное судопроизводство выполняет свою социальную миссию по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, тем эффективнее, чем быстрее начинается расследование обстоя­тельств преступления.

Новеллой УПК РФ в сравнении с процессуаль­ным законодательством РСФСР стало право про­курора, получившего постановление о возбужде­нии уголовного дела, вынести постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки. В этом случае она должна быть прове­дена в срок не более 5 суток. Об этом решении уведомляется заявитель (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). При отмене же постановления об отказе в воз­буждении уголовного дела прокурор также впра­ве вместо возбуждения уголовного дела возвра­тить материалы для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Возникает вопрос - в каких именно случаях прокурор вправе или обязан возвратить материа­лы для дополнительной проверки? Закон не дает ответа на этот вопрос.

Не ясны также и другие, связанные с этим об­стоятельства: когда отказ в возбуждении уголов­ного дела незаконен и нужна ли дополнительная проверка? Каковы цели и процедура дополни­тельной проверки? Почему в ч. 4. ст. 146 УПК до­полнительная проверка ограничена 5 сутками, а в ч. 6. ст. 148 никакими временными рамками не ограничена? Означает ли это, что в последнем случае дополнительная проверка может про­длиться еще дольше? С какого момента должен исчисляться срок дополнительной проверки? Ка­кими решениями может или должна закончиться дополнительная проверка?

Важно подчеркнуть, что в отличие от прежне­го уголовно-процессуального закона в действую­щем УПК РФ для дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора предусмотрена обязан­ность не только принять, но еще и проверить со­общение о любом совершенном или готовящемся

Начальник ВНИИ МВД России, доктор юридических на­ук, профессор, генерал-майор милиции. 2 Главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник милиции.


преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Следова­тельно, по действующему уголовно-процессуаль­ному закону проверку надо рассматривать как де­ятельность процессуальную. Но тогда и прово­дить ее следует процессуальными средствами. Любые недостатки проверки можно устранить или восполнить в ходе формального расследова­ния, причем более эффективно и с меньшими по­терями.

Целесообразность института дополнительной проверки справедливо вызывает в научном сооб­ществе обоснованные сомнения.

Изложим наши соображения по этому вопро­су. Так, если считать, что постановление следовате­ля (дознавателя) о возбуждении уголовного дела получает юридическую силу лишь после согласова­ния с прокурором, что решение о возбуждении уголовного дела в конечном итоге принимает прокурор, то ч. 4 ст. 146 УПК РФ, допускающая кроме решений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела еще и решение о возвращении материалов для дополни­тельной проверки, вступает в противоречие с ч. 1 ст. 145 УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении проку­рор вправе принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголов­ным делам частного обвинения - в суд в соответ­ствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Этот перечень является исчерпывающим и, как мы понимаем, не содержит такого решения прокурора, как возвращение материалов для до­полнительной проверки.

Если же считать, что решение о возбуждении уголовного дела принимает сам следователь, то после вынесения им постановления о возбужде­нии уголовного дела речь должна идти о предва­рительном расследовании, а не о дополнительной проверке. Однако прокурор может не согласить­ся и с решениями о возбуждении уголовного дела, принятыми капитанами морских или речных су-



ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ



 


дов, находящихся в дальнем плавании, руководи­телями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дозна­ния, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федера­ции, но возможность возвращения материалов для дополнительной проверки в подобных случаях за­коном не предусмотрена (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Если прокурор признал незаконным отказ в возбуждении уголовного дела и отменил соответ­ствующее постановление следователя, то после­дующее решение прокурора о возвращении мате­риалов для дополнительной проверки также про­тиворечит ч. 1 ст. 145 УПК РФ.

В том случае, когда судья признает отказ в воз­буждении уголовного дела незаконным или не­обоснованным, то он по закону обязан вынести соответствующее постановление и направить его для исполнения прокурору (ч.7 ст.148 УПК РФ). Что же должен сделать прокурор, как именно он должен исполнить постановление судьи?

По-видимому, прокурор обязан отменить неза­конное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. А далее? Неужели прокурор впра­ве, не возбуждая уголовного дела, вернуть материа­лы для дополнительной проверки? Применяя ана­логию закона и учитывая содержание ч. 6 ст.148 УПК РФ, приходится признать, что да, вправе.

По этому поводу есть и другие соображения. Принятие прокурором решения о возвращении ма­териалов для дополнительной проверки - это впол­не реальная возможность самоустраниться от при­нятия одного из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ, а, в общем, и способ уклониться от от­ветственности за данное решение.

Не удивительно поэтому, что на практике про­куроры предпочитают не отказывать в даче со­гласия на возбуждение уголовного дела, а возвра­щать материалы для дополнительной проверки; при отмене постановления следователя (дознава­теля) об отказе в возбуждении уголовного дела -не возбуждать уголовное дело, а возвращать ма­териалы для дополнительной проверки. Так, по данным НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, прокурорами за 5 месяцев после введения нового УПК РФ (1 июля 2002 г.) предотвращено необос­нованное возбуждение более 8 тыс. уголовных дел путем отказа в даче согласия на возбуждение уголовных дел и около 30 тыс. материалов воз-

вращено на дополнительные проверки3. В 2003 г. "прокуроры, используя предоставленные им

3См.: Международный семинар "Роль российской прокура­туры в защите прав и свобод человека и гражданина. Роль компетентных органов прокуратуры в вопросах экстради­ции и оказания правовой помощи по уголовным делам" (8-9 сентября 2003 г., г. Москва) // Прокурорская и следствен­ная практика. 2003. № 3^4 . С.23.


УПК РФ новые полномочия по надзору за закон­ностью решений, принимаемых дознавателями и следователями по заявлениям и сообщениям о преступлениях, отказали в даче согласия на воз­буждение 20602 уголовных дел, возвратили для дополнительной проверки 73 447 материалов, от­менили 441320 постановлений об отказе в воз­буждении уголовного дела, в каждом четвертом

случае - с одновременным возбуждением дела"4.

Таким образом, по статистике в подавляющем большинстве случаев несогласие прокуроров с итоговыми решениями следователей (дознавате­лей), принятыми по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, обусловлено не столько видом принятого решения, сколько необ­ходимостью проведения дополнительной провер­ки.

Между тем в соответствии с п. 5 ст. 129 Кон­ституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федера­ции определяется федеральным законом. В об­щем виде предмет прокурорского надзора за ис­полнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, раскрыт в ст. 29 Фе­дерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации". Согласно указанной норме предметом прокурорского надзора является "соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о со­вершенных и готовящихся преступлениях, вы­полнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений". Таким образом, эта норма федераль­ного закона не включает в предмет прокурорско­го надзора ни соблюдение установленного поряд­ка проверки сообщения о преступлении, ни доста­точность этой проверки.

Детально же предмет прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела раскрыт в УПК РФ. Согласно ч.2 ст.37 УПК РФ на стадии возбуждения уголовного дела прокурор уполно­мочен: проверять исполнение требований феде­рального закона при приеме, регистрации и разре­шении сообщений о преступлениях; возбуждать уголовное дело и поручать его расследование до­знавателю, следователю, нижестоящему проку­рору либо принимать его к своему производству; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела. Таким образом, кроме разрешения заявлений и сообщений о пре­ступлениях в предмет прокурорского надзора включаются еще и прием и регистрация сообще­ний о преступлениях. Однако о надзоре за проце-

4Токарева М.Е., Буланова Н.В. Результаты деятельности органов предварительного расследования и прокуроров по итогам 2003 г. в цифрах // Прокурорская и следственная практика. 2004. № 1-2. С.176.


ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 2 2007



ГИРЬКО, ОВСЯННИКОВ


 


дурой проверки сообщений о преступлениях, за полнотой и достаточностью основной проверки, проведенной дознавателем, следователем, здесь также речь не идет.

Случайно ли это? Думается, что нет. Дело в том, что в основе своей проверка сообщения о преступлении, в отличие от приема, регистрации и разрешении этого сообщения, - это деятель­ность не материализованная, а интеллектуальная (логическая). В ходе проверки ее субъект обяза­тельно проводит мысленный анализ сообщения о преступлении, производит оценку сведений с точ­ки зрения достаточности данных, указывающих на признаки преступления, но совсем не обяза­тельно составляет процессуальные документы. Надзирать же или осуществлять контроль за мыслями человека невозможно. Следовательно, допускаемое УПК РФ решение прокурора о воз­вращении материалов для дополнительной про­верки не согласуется не только с общим процес­суальным правилом, содержащимся в ч. 1 ст. 145 УПК РФ, но и с предметом прокурорского надзо­ра.

Как данное нововведение влияет на практиче­скую деятельность правоохранительных орга­нов? "Ежемесячно в Москве прокуроры, рассмат­ривая постановления следователей о возбужде­нии уголовного дела на основании ч. 4 ст. 146 УПК РФ, возвращают для дополнительной про­верки от 300 до 500 материалов. При этом почти две трети этих материалов не представляются прокурорам для получения согласия на возбужде­ние дела". Отмечая неясность причин такого яв­ления, автор приведенной цитаты, Ю.П. Синель-щиков, допускает и возможность того, что в по­добных случаях следователи просто-напросто выносят незаконные решения об отказе в воз­буждении дел5.

Не оправдывая следователей, нарушающих в таких случаях закон, все же полагаем, что подтал­кивает их к этому сам закон.

Отметим, что в условиях действия прежнего УПК РСФСР 1960 г. прокуроры, отменяя поста­новление об отказе в возбуждении уголовного де­ла, вопреки требованию ст. 116, как правило, не возбуждали дело, а давали указание о производ­стве дополнительной проверки6. Однако ни прежний, ни действующий УПК не обязывают следователя (дознавателя) в случае, например, отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возвращении ма­териалов для дополнительной проверки, прини-


мать по ее результатам решение о возбуждении уголовного дела.

Можно утверждать, что обкатанная в условиях действия УПК РСФСР 1960 г. и узаконенная УПК РФ 2001 г. широкомасштабная практика возвра­щения материалов для дополнительной проверки является фактором, снижающим эффективность прокурорского надзора, провоцирующим воло­киту при разрешении сообщений о преступлени­ях, тормозящим начало расследования и препят­ствующим реализации задач уголовного судопро­изводства и его назначения, закрепленного в ст. 6 УПК РФ. Так, в постановлении об отказе в воз­буждении уголовного дела по п. 2 ст. 5 УПК РСФСР (отсутствие состава преступления) ин­спектор ГИБДД г. Димитровграда Ульяновской области констатировал, что гражданин Петров совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого причинен легкий вред здо­ровью гражданки Ивановой. На основании этого постановления указанная гражданка обратилась в суд с иском к Петрову о возмещении причинен­ного здоровью вреда и компенсации морального ущерба. Между тем Петров участие в дорожно-транспортном происшествии категорически от­рицал. Его алиби подтверждалось свидетельски­ми показаниями и документами, из которых сле­довало, что в указанный пострадавшей день он за пределы Самары не выезжал.

По жалобам Петрова и его адвоката прокура­тура Димитровграда трижды отменяла постанов­ление об отказе в возбуждении уголовного дела, однако после дополнительных проверок решение принималось с той же формулировкой. Еще раз это постановление было отменено уже Самар­ским районным судом города Самары7.

В юридической литературе справедливо отме­чается, что в ст. 146 УПК РФ не ограничивается количество решений прокурора о возвращении

материалов для дополнительной проверки8. Нет ограничений и в ст. 148 УПК РФ на количество решений прокурора о возвращении материалов для дополнительной проверки. Таким образом, независимо от вида решения, принятого следова­телем или дознавателем, закон позволяет проку­рору, формально не отказывая в возбуждении уголовного дела, неограниченное количество раз "перепасовывать" материалы и не принимать итогового решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. Это может суще­ственно затруднить или даже заблокировать по­терпевшему и заподозренному лицу доступ к пра­восудию. Даже однократное, а тем более много-


 


5См.:Синельщиков Ю.П. Организация работы прокурату­ры города Москвы по применению УПК РФ // Следствен­ная практика. 2002. № 3. С. 241.

6См.: Яшин В.Н., Победкин А.В. Предварительная провер­ка первичных материалов о преступлении. Уч. пособие. М, 2000. С. 107.


7См.: Лазарева В.А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. Самара, 2000. С. 97. См.: Короткое 8А.П., Тимофеев А.В. 900 ответов на вопро­сы прокурорско-следственных работников по применению УПК РФ. Комментарий. М., 2004. С. 123.


ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 2 2007




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.