Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Издательское дело.. Литература



2. Издательское дело.

Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Петр I ввел, вместо церковнославянского, новый гражданский шрифт и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. Были созданы новые типографии. За годы правления Петра было издано более 600 наименований книг, в том числе переводных. Печатались так же учебники для вновь образовывавшихся школ. Развитие книгопечатанья повлекло за собой начало организованной книготорговли. А в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание – газете «Ведомости». Ее печатали новым шрифтом.

3. Литература

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе. Литература XVIII века занимает важное место в многовековом процессе духовного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII века сбрасывает с себя путы средневековья, впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых европейских литератур. Большинство произведений начала века дошли до нас без имени авторов. Не были еще созданы художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла с собой развивающаяся жизнь русского общества. Но благочестивые повести начали превращаться в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» - представителей, как тогда говорилось «Российской Европии»; в нескладных виршах славятся уже не бог и святые, а воспеваются человеческие чувства, радости и печали. Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей начала XVIII века был сторонник церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан «Духовный регламент» и важный политический трактат «Правда воли монаршей». Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами «Знамение пришествия антихристов» и «Камень веры», направленными против реформаторства.

Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30-50-е годы. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей – представителей новой русской культуры: А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова и в особенности М.В. Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемиров и Сумароков – к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов – сын рыбака-помора). Но все они боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют 18 столетие) все они были сторонниками, так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить носитель верховной власти – царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. Ему посвящали оды (от греческого слова, означающего «песнь»). Кантемир в своих сатирах – резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки. Он бичевал корыстное духовенство, боярских сынков, гордящихся древностью своего рода и не имеющих прочих заслуг, алчных купцов, взяточников-чиновников. Сумароков в трагедиях нападал на деспотов-царей, противопоставляя им идеальных носителей царской власти. В драматургии Сумарокова герои четко разделялись на носителей добродетели и порока, что было рассчитано на прямое воспитательное воздействие на зрителей. «Злых царей» гневно обличил в поэме «Телемахиада» Тредиаковский. Под влиянием Ломоносовского учения, который в своем творчестве отдавал предпочтение одам (всего им было создано 20 больших од), закладывались основы современного литературного языка. Это было учение «о трех штилях»: высоком, включавшем слова, общие для церковнославянского и русского языков, среднем, состоявшем из церковнославянизмов, и низком, содержавшем только слова русского языка. Прогрессивные идеи, которыми были проникнута их деятельность, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими литературы.

Для нового содержания создаются новые формы. Начинает складываться первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII века – русский классицизм. Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим вопросам. Д.И. Фонвизин обличал невежество и произвол в комедии «Недоросль». Г.Р. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. А.Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творящихся в стране, что Екатерина вторая сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» Начало сентиментализма в русской литературе было связано, прежде всего, с Н.М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза» показаны человек и его чувства.

Во второй половине столетия роль литературы все более повышается. Последняя треть века наиболее плодотворный период русской литературы. Если в 30-50-е годы писателей можно было сосчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян.

К концу столетия сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Всего за 70 лет, начиная от первых произведений Кантемира и Тредиаковского, новая русская литература стремительно прошла весьма длинный путь, значительно сократив расстояние, отделявшее ее от наиболее передовых западноевропейских литератур. Но литература XVIII века имеет не только историческое значение. Некоторые лучшие ее произведения сохраняют и до сих пор силу большой художественной выразительности.

 

 

                                                                                          

 

Московский Государственный Университет

им. М.В. Ломоносова

Факультет Глобальных Процессов

 

Эссе: «Влияние Петра I на русскую культуру»

 

Выполнил: студент 3 курса

Бадмаев Адьян

 

Проверил: д.ф.н. проф.

Ивинский Дмитрий Павлович

 

 

Москва 2013 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.