Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образование



 

Исторический путь России своеобразен и самобытен. «Россия совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего Средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, присущих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры…» - подчеркивал Н.А. Бердяев. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связано с историей России.

Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, обогащалось собственным и мировым опытом. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, развитие, воспитание, образование. О культуре общества судят по тому, как организованы в нем жизнь и деятельность людей, каковы их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой; о культуре человека – по его знаниям, эрудиции, поведению.

Русская культура понимается как образ жизни населения России, его веками складывающиеся в трудах и жертвах традиции и святыни. Содержание культуры составляют такие компоненты, как образование и просвещение, издательство и печать, литература и драматургия, театр и музыка, живопись и скульптура, архитектура, народные промыслы.

Выдержавший множество тяжелых исторических испытаний в средние века, народ создал прекрасную духовную и материальную культуру. Конец XVII и начало XVIII веков (период правления Петра I), один из переломных моментов в истории России. Зарождение имперской России. Он характеризуется экономическим ростом, активизацией всех сфер жизни и деятельности государства. Во многом это объясняется реформаторской деятельностью Петра Великого. Она не ограничивалась сферой государственного управления и военного дела. Она также глубоко изменила быт, нравы и культуру России. Первые реформы Петра коснулись внешнего облика русских людей. В 1698 – 1700гг. последовали царские указы о бритье бород и упразднения старого русского платья. Вводилась европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Огромное значение для проникновения западной бытовой культуры в Россию имела посылка молодых дворян за границу на учебу и увеличение числа иностранцев, принятых на русскую службу.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монарха. Но под их влиянием патриархальный образ жизни уступал место светскости и рационализму.

В истории русской культуры 18 столетия исследователи выделяют два периода: Первый: конец XVII – первая половина XVIII века, характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации; второй: середина – вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить традиционный характер.

1. Образование

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье – бюрократического аппарата и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большего числа квалифицированных специалистов. Отличием школы петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства, был светский характер обучения и соединение обучения с практикой. Мероприятия в области просвещения были связаны с открытием в губерниях 42 светских циферных школ для подготовки местных мелких чиновников, где дети изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в 46 епархиальных школах, (семинариях), а дети солдат – в гарнизонах. Уже с 1701г в Москве и Петербурге начали открываться специальные школы нового типа, которые затем перерастали в академии и высшие школы (Артиллерийская, Инженерная, медицинская школа и другие ремесленные школы). В образовании все ярче стал проявляться сословный подход в образовании. Для низших слоев это продолжали оставаться школы грамоты. Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей: Морской и Пажеский корпуса, Смольный институт для девушек дворянок. Учебные заведения были созданы и для детей купцов и мещан: Коммерческое училище, Екатерининский институт (для девушек). Появились и первые профессионально-художественные училища. Значительным событием стало открытие в 1755г. Московского университета по инициативе и по проекту М.В. Ломоносова. Университет имел три факультета: философский, включавший физико-математический и словесное отделение, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Московский университет с самого начала выступал и в роли распространителя научных знаний: в нем проводились общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная и учебная литература. В 1757 году при университете была образована Академия художеств, осуществлявшая подготовку по трем специальностям: архитектуре, живописи и скульптуре

Таким образом, к середине XVIII века в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только во второй половине века стали открываться в каждой губернии формально бессословные народные училища, а в уездах – четырехклассные и двухклассные народные училища – прообразы общеобразовательных школ. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце 18 века в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.