Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КНИГА ПЯТАЯ.



Превращение ума в своего лучшего друга.

 


 

ПОСВЯЩЕНИЕ:

Я посвящаю эту книгу моей тете Розе, которая поведала мне свой девиз: «Я благословлена лучшим и никогда не соглашусь на нечто худшее».

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Благодарность.

Предисловие.

Вступительное слово редактора.

Вступительное слово автора.

Вступление.

Глава первая: внутренний диалог.

Глава вторая: важность краткосрочных целей.

Глава третья: быть благодарным.

Глава четвертая: необходимость энтузиазма.

Глава пятая: не терять внимательности.

Глава шестая: идеальный побег.

Глава седьмая: притворство как способ духовного развития.

Эпилог.

Глоссарий.

Примечания.

Список книг.

Алфавитный указатель.

 

-----------------------------------------

 

Благодарность.

 

Моя искренняя благодарность Лорену Коссису за первую редактуру этой книги. Я также благодарю Джамбавана даса за редактуру санскрита, а также Джэйсона Керика и Лизу Веб за корректуру. Спасибо всем моим ученикам, кто транскрибировал кассеты, а также Адаму Кенни, Кристе Хельфер и Стюарту Кэннону за оформление, последнюю редактуру и за все, что они сделали, чтобы эта книга вышла в свет. Я также хотел бы поблагодарить следующих людей из Англии за их финансовую помощь в издании четвертой и пятой книг «Духовного воина»: Камлеша Гандхи, Дана Вильямса, Эдди Анобу и Чити-шакти даси. Все они – замечательные духовные воины, которые рады помочь другим победить врагов ума – с тем, чтобы ум стал нашим лучшим другом.

    

Предисловие.

    

Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами призывает нас стать духовными воинами по примеру великого воина Арджуны, о котором мы читаем в «Бхагавад-гите». Вместе с тем в своей книге Его Святейшество делает метафоры и язык этого древнего писания доступными для современного человека. Это послание любви, веры и преданности, которые вдохновляют всегда; ощущение духовного подъема не покидает читателя до самого конца.

В начале автор сравнивает ум с полем, которое следует хорошенько взрыхлить и разровнять, прежде чем туда упадут семена духовного роста. Надо приложить немало усилий, чтобы очистить ум от упаднических мыслей, предрассудков и ложных представлений о самом себе, которые ломают нашу жизнь. Путь излечения здесь сродни известной 12-тиступенчатой реабилитационной программе. Большим подспорьем для тех, кто сражается с собственными слабостями, могут стать два положения: во-первых, следует быть достаточно смиренным, чтобы предаться высшей воле, а во-вторых, надо осознать, что в каждый момент времени мы можем делать только один шаг. На самом деле мы ищем духовного опьянения, выражения восторга души и ничего больше. Однако в нашей повседневной схватке нам необходимо стать искусными воинами. Закаляя свой ум и направляя свои желания на достижимые цели, которые имеют ценность для нас самих, мы постепенно утвердимся на духовном пути. И вдохновение в этой борьбе мы черпаем из любви, которую питает к нам Бог.

Его Святейшество затрагивает также одну из печальных проблем современности – неуемное стремление к богатству, чьим рабом стало большинство людей на нашей планете. Это стремление, как верно замечает автор, влияет на наше мировоззрение и чаяния. Материальный успех зачастую делает человека жадным, а неудача в делах приводит к самобичеванию. И то, и другое суть неверные представления о жизни, которые мешают нам искать новые пути и видеть богатства в себе самом. Что бы ни стряслось в нашей жизни, мы должны извлечь из неприятной ситуации ценный урок – вместо того, чтобы падать духом. Если мы ощущаем боль, но не видим ее источника, то само по себе ощущение послужит нам уроком. Преодолев боль в себе, мы преодолеем страдания и двойственность.

На мой взгляд, самым ценным в этой книге являются красивые по форме и содержанию медитации, в которых мы стараемся не упустить из виду ни одно наше дыхание, ни один шаг, ни одно сказанное или услышанное слово, ничего из того, что мы едим, читаем или видим во сне. Такие медитативные упражнения просты и приятны, и вместе с тем они одаривают человека вдохновением, помогая преданному преодолеть негативный настрой ума и стать жизнерадостным. Огромной силой обладает привычка обращаться к Кришне в повседневной деятельности, а также искусство «разумного притворства», которое подразумевает, что мы ведем себя так, будто уже стали духовными воинами: «правильные поступки ведут к правильному сознанию».

В последней главе Его Святейшество дает блестящее объяснение кармы, так что любой человек нашего времени может понять это явление. Он открывает секрет, каким образом наш ум взаимодействует со вселенскими законами и как мы можем создать хорошую карму и обратить плохую карму себе во благо. Он также предупреждает нас, что на духовном пути мы можем идти либо вперед, либо назад; нам не удастся почивать на лаврах, ибо в этом случае мы неизбежно скатимся вниз.

По мере того, как я читал эту книгу, она все больше и больше завораживала меня. Я осознал жизненную важность веры, преданности и предания себя на духовном пути, а также тот факт, что если мы собираемся идти по этому пути, сделав его частью своей повседневной деятельности, и хотим достичь успеха, мы должны во что бы то ни стало обрести качества духовного воина.

    

Нигель Хамильтон, психолог-консультант, специалист по клинической психиатрии и социальной психологии, директор Центра Психологического Консультирования и Психотерапевтического Образования, Лондон, Великобритания.

    

…………………..

    

Вступительное слово редактора.

    

Серия книг под общим названием «Духовный воин» состоит из лекций, которые Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами (другое его имя – Свами Кришнапада) читал на протяжении последних лет на радио и телевидении во многих странах мира. Поскольку первоначально эти тексты были представлены в разговорной форме, их стиль соответствовал разговорной речи. Редактируя эти тексты, мы привели их в соответствие с книжными стандартами, но, тем не менее, постарались сохранить некоторые «вербальные нюансы», которые дадут читателю возможность почувствовать атмосферу этих радио- и телепередач. Мы стремились к тому, чтобы вы стали частью аудитории и смогли бы оказаться рядом с этим поразительным оратором и услышать от него слова, которые явятся живительным нектаром для души.

Мы хотим также обратить ваше внимание на некоторые другие стилистические особенности. Во время своих бесед Бхакти Тиртха Свами использовал различные духовные философии, но поскольку его слушатели в основном были приверженцами христианского и ведического учений, он ссылался на эти писания. Иногда он обращался к терминологии Вед – собрания древних писаний, возникших на земле, которая сейчас известна как Индия. Мы постарались сохранить как можно больше этих терминов и вкраплять их объяснения в текст. Если вам попадется неизвестное слово, вы можете посмотреть его значение в прилагаемом глоссарии. Однако есть термины, которые необходимо разъяснить с самого начала:

1. Когда Его Святейшество говорит о едином Боге, о котором мы все слышали, он употребляет различные термины. Он называет Бога Верховным Господом, Верховной Личностью Бога, Божественными Родителями (Бог-мать и Бог-отец), а также Кришной.

2. Его Святейшество часто употребляет слово «преданный». Так он обращается к тем, кто следует по духовному пути в рамках ведической традиции, или к тем, кто хочет встать на духовный путь.

3. Он также использует словосочетание «девятисложный процесс», что относится к разнообразной деятельности, которой занят человек, пытающийся преданно служить Богу. Сюда включены слушание о Боге, беседы о Нем, памятование о Нем, вознесение Ему молитв, служение Ему, предание всего себя Богу и т.д.

В конце каждой главы помещены вопросы и ответы, которыми обменивались лектор и его слушатели. Мы надеемся, что они развеят сомнения, которые могут появиться у читателя в ходе чтения этой книги. Этот обмен мнениями между Его Святейшеством и публикой также поможет читателю взглянуть на обсуждаемые проблемы с разных точек зрения.

Эта книга – пятая по счету в серии «Духовный воин». Первые четыре тома («Книга первая: открытие духовных истин в психических явлениях», «Книга вторая: превращение вожделения в любовь», «Книга третья: утешение сердца в трудную минуту» и «Книга четвертая: победа над врагами ума»), наряду с другими работами Его Святейшества, уже вышли в печать и переведены на многие языки мира. Сведений, содержащихся здесь, не найти ни в одной другой книге, и мы надеемся, что вы возьмете на вооружение все знание, которое содержится в этих книгах. Если вы отнесетесь к тому, о чем здесь говорится, серьезно, то сможете превратить вашу жизнь в удивительное, исполненное любви приключение.

    

……………

    

Вступительное слово автора.

    

Эти две книги («Духовный воин – часть четвертая: победа над врагами ума» и «Духовный воин – часть пятая: превращение ума в своего лучшего друга») были написаны одновременно. Хотя и разные по содержанию, эти книги дополняют друг друга, как ни одна из книг этой серии, если читать их одну за другой.

Имея духовный сан, я трачу 55 процентов времени на то, чтобы управлять общинами вайшнавов (так называют людей, которые поклоняются личностному Богу, исповедуя религию, которую многие называют «индуистской верой») и вайшнавскими организациями по всему миру. Остальные 45 процентов моей работы и преподавания связаны с консультациями в сферах международного бизнеса и медицины, а также в области межрелигиозного диалога. Особый интерес для меня представляет возможность помогать лидерам во всех этих сообществах стать более искренними, а также возможность помогать духовным людям – неважно, какой религии они придерживаются – подняться над внутренней подавленностью и психологическими барьерами, которые мешают им по-настоящему помочь себе и своим общинам.

Идея о написании этих двух книг (части четвертой и пятой «Духовного воина») зародилась у меня после образовательного тура по сорока странам мира, где я делился со своими слушателями многими мыслями, представленными здесь. Я хотел облечь эти мысли в простую литературную форму, чтобы те, кто борется со своими анартхами (препятствиями, комплексами и депрессиями), получили подмогу. Во всех общинах, где мне довелось побывать, люди пребывали в постоянном психическом кризисе и терзались от внутренней неустроенности. Меня часто просили стать своего рода «посредником в изменении ситуации в мире» и помочь людям избавиться от страданий. Вот для чего и написаны эти книги.

На санскрите враги ума зовутся бхайя (страх), кама (похоть), кродха (гнев), лобха (алчность), матсарья (зависть), мада (безумие) и моха (иллюзия). У них много сообщников, среди которых – скорбь, депрессия, постоянное беспокойство, приступы страха, навязчивые идеи, посттравматические стрессы и фобии. В четвертой и пятой частях «Духовного воина» я поименно называю и разоблачаю этих врагов, а также говорю о способах победы над ними. Все эти враги порождены ложным эго, и самым лучшим будет обратить его в эго истинное. Как сделать это на практике – об этом читатель узнает из этих двух книг. Итак, духовный воин, вручаем тебе еще одно духовное оружие, которое поможет тебе в битве за мир и любовь.

    

…………..

    

ВСТУПЛЕНИЕ.

    

В большинстве стран и общин мира ментальному здоровью не уделяется особого внимания. Причин тут может быть много: кто-то не понимает, что такое болезнь и здоровье ума, другие стесняются об этом говорить, а третьи нечетко представляют себе, какое влияние на личность и общество в целом оказывает ослабленная психика. По материалам, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения, «к 2020 году ожидается, что депрессии станут основной причиной нетрудоспособности и второй по счету болезнью, которая поразит основную часть человечества». В этой статистике не учтены люди, которые подвержены плохому настроению – слишком слабовыраженному недугу, чтобы относить его к разряду депрессий, но достаточно сильному, чтобы самым серьезным образом влиять на наши жизни. Как часто общество, в котором нам суждено жить, учит нас «по-быстрому» решать ментальные проблемы, и мы пытаемся (если вообще пытаемся) решить их способами, которые лишь на время успокаивают нас! Впрочем, конфликт со своим умом, как и любой другой конфликт, дает нам замечательную возможность для личностного роста.

Если мы рассмотрим спектр нашего восприятия, то увидим, что наименее всего мы ощущаем реальность, когда спим, а проснувшись, ощущаем ее более четко. На более высокой стадии мы проникаем в бестелесные миры, но и это еще не предел; двигаясь дальше, мы достигаем самой высшей точки сознания – восприятия и познания духовного мира и наших взаимоотношений с Богом и мирозданием. Наш ум постоянно сопровождает нас в путешествиях по этим сферам бытия, куда бы мы ни отправились – вверх или вниз. И ум может стать либо ключом, которым мы отопрем дверь в непознанное, либо засовом, который эту дверь запрет. Многие пытаются и будут пытаться достичь необычных состояний сознания с помощью искусственных методов, таких, как наркотики, но это приносит лишь временные изменения наряду с болезненными побочными эффектами.

Когда мы бодрствуем и даже когда спим, провидение одаривает нас бесконечными возможностями к изменению сознания и достижению нашей божественной, неоскверненной природы. Однако мы не замечаем эти дары, и виной тому наши чувства и ум, которые постоянно отвлекают нас. Преобразовать ум мы можем лишь путем укрепления разума с помощью духовного знания и погружения наших чувств в духовную деятельность. Лишь тогда ум станет нашим другом, и, как следствие такой дружбы, мы увидим в каждой ссоре или перипетии судьбы возможность вырваться из узких физических, психических и надпсихических рамок и по-настоящему стать самим собой. К сожалению, наш ум и проблемы, им создаваемые, порой так увлекают и поглощают нас, что мы уже не способны рассуждать здраво, и в результате у нас развиваются неизлечимые депрессии, страхи, психозы и наркотическая или алкогольная зависимость. Излечиться от этих болезней, когда они уже напали на нас, можно, но лучше всего – не допустить их появления.

Современному человеку хорошо известно, какую роль в психических заболеваниях играют воспитание, отношения в семье, окружение, физическое здоровье и наследственность. И все-таки мало кто понимает, как развитие и проявление психических недугов влияет на духовную жизнь и как человек может воспользоваться духовным знанием, чтобы воспрепятствовать этим болезням и излечиться от них. Бхакти Тиртха Свами дает убедительные ответы на оба эти вопроса, как в своей предыдущей книге «Победа над врагами ума», так и в этой книге, удачно названной «Превращение ума в своего лучшего друга». Бхакти Тиртха Свами дает нам изумительный набор навыков, с помощью которых мы можем превратить засов нашего ума в ключ, которым мы откроем дверь нашей жизни и наполним свое существование радостью и осмысленностью. В который раз Его Святейшество делится с нами секретами своего искусства решать материальные проблемы духовными средствами.

Если нам удастся усвоить и применить на практике хотя бы несколько из принципов, приведенных в этой книге, и объединить их с нашими знаниями из области биологии и психологии, мы не только преобразуем свои жизни, но и станем способными помочь другим, давая им силы изменить свои жизни, как это сделали мы. В конце концов, мы не можем поделиться с другими тем, чего не имеем сами. Сейчас вы перевернете эту страницу, и я прошу вас – раскройте свое сердце и ум, ибо книга, которую вы прочтете, изменит вашу жизнь.

    

Доктор Четна Канг, английский психиатр.

    

    

ГЛАВА ПЕРВАЯ: Внутренний диалог.

   

тенасйа тадришам раджал

лингино деха-самбхавам

шраддхатсвананубхуто ‘ртхо

на манах спраштум архати

    

«Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в истинности моих слов. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях» («Шримад Бхагаватам», 4.29.65).

   

Не обманывайтесь внешними проявлениями.

   

Все мы вовлечены в бесконечный внутренний диалог, который звучит у нас внутри. Источником его являются наши жизненные впечатления вкупе с определенным образом мыслей, который мы развили. Люди, которых мы встречаем в жизни, дают нам те или иные обозначения, и мы с радостью подхватываем их и даже не стесняемся выставить напоказ. В результате мы поддерживаем эти постоянные внутренние разговоры, которые все время диктуют нам, что говорить в ответ и как себя вести. Этот внутренний диалог играет очень важную роль в нашей жизни, поскольку внешнее поведение отражает лишь малую толику нашего истинного «Я». Как мы знаем, во время большинства бесед сами по себе слова нашего собеседника лишь на 7 процентов доводят до нас его мысль. Большую роль (38 процентов) играют его голос, интенсивность произносимых слов, а также эмоциональная окраска и прочие звуки, и 55 процентов занимает невербальная связь – мимика и телодвижения.

Внутренний диалог, который проходит как в сердце говорящего, так и в сердце слушающего, влияет на все сферы общения. Тем не менее, большинство людей уделяет внимание лишь внешним проявлениям, которые порой сильно затрудняют общение и взаимодействие с окружающими. И самое страшное здесь то, что, отождествляя себя с объектами физического мира, мы не замечаем более глубоких пластов нашей подлинной индивидуальности.

    

Влияние кармы.

   

В современной психологии и социологии принято считать, что наше развитие обусловленно наследственностью и социальным окружением и что большое влияние на нас оказывают родительские гены. Конечно, все эти факторы влияют на нас, но большинство людей не понимает, что все они порождены кармой наших предыдущих жизней. Разумеется, и в этой жизни мы сталкивались с обстоятельствами, которые непосредственно повлияли на наш образ мыслей и на то, какое место в нашем бытии занимает то или иное явление. Однако наш пол, раса, родной язык и семья – всё то, что определяет наше сознание в этой жизни, суть следствие нашего опыта и отношений в прошлых жизнях. Цепочка эта никогда не прерывается.

Понять, как действует карма, мы можем, рассмотрев взаимодействие причин и следствий в рамках одной жизни. Возьмем, к примеру, студентов колледжа, которые изучают юриспруденцию. Поступить в колледж им позволила хорошая успеваемость в начальной и средней школе, и та же школа сыграла важную роль в формировании их сегодняшнего уровня интеллекта и способности к обучению. Так же и знание, полученное студентами в прошлом, повлияло на то, как они это знание используют или углубляют. Более того, есть множество других факторов, сыгравших в свое время ключевую роль в их развитии. Они провели немало дней в стенах школы и долгое время общались со своими сверстниками, учителями и родителями. Все это выстроило их внутренний мир и наметило основные вехи их личностного развития в будущем. В нашем примере это определяет, каким юристом станет тот или иной студент.

Подобным же образом наш нынешний физический, психологический или духовный облик развился из предыдущих впечатлений и общения. Например, то, как мы общаемся с садху (святыми и преданными), в высшей степени повлияет на нашу духовную силу и чистоту нашей преданности. Существует множество благоприятных факторов, которые влияют на качество нашего преданного служения, а также множество неблагоприятных влияний, которые мешают нам вести благую жизнь.

    

Открытие подлинного «Я».

   

Приняв во внимание эти факторы, мы теперь можем проанализировать какой-нибудь период нашей жизни и вспомнить множество значимых событий и людей, которые оказали на нее самое большое влияние. Собрав воедино все эти впечатления, мы получим образ человека, в которого мы сейчас превратились. Поэтому, как подобает человеку, стремящемуся к духовному, мы должны постоянно пытаться отыскать свое подлинное «Я». Наша мечта – осознать свою духовную сущность и понять, что по своей природе мы вечны. Тот, кого мы сейчас принимаем за себя, на деле таковым не является. Этот незнакомец – всего лишь часть грубых и тонких процессов, которые могут длиться без конца. Наша прошлая жизнь окончилась тем, что мы получили свое нынешнее тело, и обе эти жизни – прошлая и настоящая – определили, каким образом мы будем думать, что делать и как реагировать на происходящее.

Положение, в котором мы очутились, можно сравнить с театральной постановкой. Представьте себе, что вы играете пьесу для одного актера. Вы должны постоянно менять костюмы и вещать различными голосами. Очень скоро публика забудет, кто вы есть на самом деле, да и вы, войдя в роль, можете забыть, как вас по-настоящему зовут. Может случиться и так, что вы забудете, какое платье надеть или на каком языке вы изначально разговаривали. Такая же беда случается с нами в материальном мире. Мы поменяли огромное количество тел и мест обитания, и чтобы выжить во враждебной обстановке, примеряли на себя различные одеяния. И со многими из этих костюмов и ролей мы срослись душой.

    

Первые шаги к изменениям – взгляните проблеме прямо в глаза.

   

До тех пор, пока мы не будем достаточно честны перед самими собой, чтобы отдавать себе отчет в корнях проблемы и взглянуть на нее более пристально, для нас будет практически невозможно преодолеть свои психологические барьеры. У многих людей, живущих и в миру, и в духовных общинах, есть множество проблем и обид, которые корнями уходят в то, с чем они себя сейчас отождествляют и в какой степени на них влияет негативный опыт прошлого общения и внутренних диалогов. Эта тема представляет для меня интерес, поскольку я хочу помочь как можно большему числу людей изменить себя, больше радоваться, живя духовной жизнью, постигать все более сокровенные тайны бытия и общаться с другими без осложнений. Есть и другая причина, почему я говорю об этом. Дело в том, что, будучи участником разнообразных международных проектов, я почти каждый день получаю по крайней мере одно письмо от человека, находящегося на грани психического срыва.

При более близком знакомстве с людьми видно, что их духовная жизнь нарушается нездоровыми привычками, которые суть результат их нездорового самоотождествления в прошлом. Например, бывает так, что человеку трудно слушаться кого бы то ни было. Причиной тому могут быть душевные раны, полученные в детстве. Может быть, у кого-то были родители-пьяницы или кто-то подвергался сексуальным или физическим истязаниям. Эта боль будет преследовать нас до тех пор, пока мы досконально не проанализируем свое прошлое и не обретем способность прощать. Необходимо отвести своему прошлому определенное место, чтобы не носить его с собой и не позволять своим мыслям постоянно провоцировать нас поступать себе во вред. Многие люди, стремящиеся к духовности, так и не могут до конца проникнуться сознанием Кришны (или сознанием Бога) из-за неспособности подчиняться высшему авторитету, что может проявляться во множестве других взаимоотношений. Все беды происходят от этого психологического комплекса, который может мучить нас долгие годы и десятилетия, а в некоторых случаях его корни надо искать в тяжких несчастьях, обрушившихся на нас еще в прошлой жизни.

Еще одной причиной, по которой нам следует обсудить эту проблему, является защита детей. Мы хотим подарить им надежду. Недавно было обнаружено, что между успеваемостью в школе и уверенностью в себе существует прямая зависимость. Ученые исследовали группу учеников младших классов, чтобы выявить, какую роль играет окружающая среда в их развитии. Дети, которые были воспитаны примерно в одинаковых условиях и имели одинаковый уровень интеллекта, были разделены на две группы. Одни и те же учителя, обучая детей в первой группе, постоянно твердили им, что те делают успехи, а в разговорах с детьми из второй группы, наряду с похвалами, обращали внимание на изъяны в их работах. Разумеется, дети, которых хвалили на все лады, стали успевать лучше. Этот настрой не ограничился сроком их обучения, но остался вместе с ними на долгие годы. За что бы они ни взялись, всё у них ладилось. А дети, привыкшие думать, что им не под силу достичь успеха или справиться с трудностями, так и продолжали совершать ошибки в своих жизнях. Это исследование наглядно показало, что мы зачастую склонны становиться рабами своего окружения и идти у него на поводу.

    

Зрим в корень.

   

Одним из наиважнейших аспектов духовной жизни является выявление многочисленных схем поведения, которые мы принимаем за наше истинное «Я», и начинать надо с выявления их источника. Чтобы яснее очертить свое прошлое, вы можете проделать следующее упражнение:

    

* Вспомните трех людей в вашей жизни, которые произвели на вас самое сильное впечатление.

* Вспомните три ситуации, в которых вам надо было сделать жизненно важный выбор.

* Вспомните три события, которые круто изменили вашу судьбу.

    

Это не обязательно должны быть положительные события и люди. Порой значительные происшествия и былое общение бывают весьма мрачными и откладывают болезненный отпечаток на наше сознание. Общение с определенным кругом лиц могло привести к тому, что сейчас у нас развились дурные привычки и мы склонны недооценивать себя. Порой такое общение развивает в нас внутренний диалог, который постоянно крутится в уме и уводит прочь от духовной жизни. Как только вы выявили негативные влияния, сразу же уводите свое «Я» из-под них. С другой стороны, если воздействие было благим, то выразите благодарность ситуации или человеку за то, что вы от них получили.

А теперь закройте эту книгу на несколько часов или на день и запишите на бумаге все, что относится к этим трем категориям, или спокойно поразмышляйте над ними. Глубоко проанализировав их, продолжите чтение этой главы.

    

Препятствия на пути преданности.

   

Как только мы занимаем чувства и ум духовной деятельностью, начинается процесс очищения. Однако лечение бесполезно, если ослаблена имунная система и нет обмена веществ; это значит, что мы должны принимать лекарство в строго назначенное время и правильным образом. Так, мы всегда должны избегать оскорблений, ибо лишь в этом случае мы получим благо от могущественного метода преданного служения. Но поток любви не прорвется в наше сердце, если на его пути возведены преграды. Иногда люди приходят в храм и смотрят на Божества, но поскольку видят в Божестве истукана, они вряд ли получат пользу от даршана. Лицезреть Божество согласно ведической культуре – не то же самое, что поклоняться идолам; это духовное таинство, с помощью которого мы всей душой и разумом приобщаемся к Верховному Господу. У того, кто считает Божество идолом, разовьется негативный внутренний диалог. Он не только проявит неуважение к Божеству, но и не сможет должным образом почитать прасад (освященную вегетарианскую пищу), поскольку внутренний голос запретит ему делать это.

Можно привести также пример людей с заниженной самооценкой. Такие люди не способны принимать любовь, ибо считают себя недостойными ее получить. Они все время ругают себя и обвиняют в жестокосердии и поэтому не верят, что другие могут искренне заботиться о них. К несчастью, множество людей так и не избавляются от подобных мыслей и привносят их в свою взрослую жизнь и в семью. Они могут даже внушить те же самые пессимистические настроения своим детям.

Мы зачастую думаем, что должны просто петь и молиться, чтобы достичь цели. Да, это так – мы должны воспевать святое имя и следовать девяти процессам преданного служения: шраванам (слушание), киртанам (воспевание), смаранам (помятование о Господе), пада-севанам (служение лотосным стопам Господа), арчанам (почтительное поклонение Господу), ванданам (вознесение Господу молитв), дасьям (отношение к Господу как к господину), сакхьям (отношение к Господу как к лучшему другу) и атма-ниведанам (сложить все к Его стопам). В предыдущие эпохи преданные могли достичь совершенства с помощью лишь одного из этих процессов, но в Кали-югу, век раздоров и лицемерия, нам нужно следовать им всем, поскольку мы не способны следовать ни одному из них должным образом.

Существуют и другие факторы, влияющие на преданное служение. Например, если у нас болит тело или возбужден ум, наше сознание будет поражено и духовная жизнь нарушена. Когда мы здоровы физически, нам подчас намного легче выполнять свои духовные обязанности. Подобным же образом, если наши страхи или обиды хотя бы на время покидают нас, ум проясняется, и тогда тайны духовной науки быстрее раскрываются нам. Если у вас что-то болит, а вы пытаетесь слушать лекцию, то боль не даст вам понять услышанное. Страхи также сбивают нас с толку. Например, вы пытаетесь чутко внимать словам лектора, но за окном резвится ваш малыш; естественно, то, что происходит на улице, будет отвлекать вас. Бывает и так, что вы приходите на лекцию после ссоры со своим супругом, и тогда вам вряд ли удастся полностью сосредоточиться на духовных темах.

А теперь представьте себе, сколько препятствий, мешающих нам находиться в постоянной связи с Богом и полностью погрузить свое сознание в Него, накапливается за всю нашу жизнь. Единственный выход – развить громкий внутренний диалог, в котором мы будем всегда помнить о Господе и поклоняться Ему.

    

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру

мам эвайшйаси йуктвайвам

атманам мат-парайанах

    

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточившись на Мне, ты непременно придешь ко Мне» («Бхагавад-гита», 9.34).

Мы хотим каждый миг своей жизни быть погруженными в размышления о Верховном Господе и считать Его нашим лучшим другом и защитником. Он – высшая цель всех наших стараний. У нас есть цель, и мы хотим ее достичь, но на пути возникает так много препятствий. На борьбу с ними уходят все наши силы, и ум отклоняется от заданного пути.

Нам повезло – мы имеем возможность услышать чудесные наставления священных книг, принять их как свою путеводную звезду и сделать своей жизнью и душой. Но проблемы уводят нас в сторону, а мы, вместо того, чтобы решать их, просто не обращаем на них внимания и думаем, что они испарятся сами по себе. Есть множество людей, которые страдают от этих препятствий даже спустя десять, пятнадцать или тридцать лет воспевания святых имен, медитации, молитв и занятий духовной деятельностью. Эти проблемы уйдут лишь тогда, когда мы позволим святому имени и медитации войти в самые потаенные уголки нашего сознания. Однако если препятствий слишком много, святое имя не сможет проникнуть глубоко в ум и всецело завладеть нашим бытием.

Пожалуйста, еще раз остановитесь и поразмышляйте над следующим упражнением, которое потребует осмысления вашего внутреннего диалога. Как показывают некоторые исследования, такие диалоги более чем на 80 процентов состоят из негативных высказываний. Посвятите один день внимательному изучению различных видов внутренних диалогов, которые звучат у вас в уме. Многие из нас постоянно унижают себя и других. Мы без устали твердим себе, что у нас ничего не получится или что мы недостойны делать что-то и еще много всякой мрачной чепухи. Также попробуйте поймать себя на том, насколько в разговоре с другими людьми ваш внутренний диалог разнится с тем, что вы говорите вслух. К сожалению, наш внутренний диалог почти всегда негативный, и постепенно он превращается в своего рода навязчивую мантру. Это грозит тем, что события нашей жизни начнут вторить нашему внутреннему диалогу, даже если внешне мы будем противиться таким поворотам судьбы!

   

Крик о помощи.

   

Недавно одна преданная прислала мне письмо, которое как нельзя лучше иллюстрирует обсуждаемые нами темы. В этом письме отражено влияние внутренних диалогов, которые тормозят или останавливают духовное развитие всех, кто к нему стремится. В этом письме мы увидим различные виды психологических барьеров. Эта преданная старается очень серьезно относиться к своей духовной практике, однако ей не удается привести в порядок свои мысли. Она пишет:

«Спасибо Вам за Вашу доброту. Я хочу поговорить с Вами о некоторых своих проблемах. Я страдаю из-за неуверенности в себе. В своей книге «Духовный воин: часть третья» вы пишите, что здоровая атмосфера в семье повлияет на каждый аспект жизни человека. В нашей семье мы никогда не открывали друг другу свое сердце. Мои родители, особенно отец, все время ругали меня, говоря, что ничего путного я не делаю. Недавно я обратилась к нескольким книгам по психологии, которые очень помогли мне, поскольку у меня были проблемы с депрессиями. Сейчас я понимаю, что от моих родителей нельзя было ждать чего-то лучшего, поскольку они сами в своей жизни не видели ничего хорошего».

Она увидела свою проблему и даже попыталась немного разобраться в ней, изучая книги по психологии. Из своих исследований она смогла понять, что ее родители старались, как могли, воспитывать ее, и у них не было желания сознательно третировать своего ребенка. Тем не менее, она ощущает себя жертвой, поскольку не получила необходимую любовь, нежность, заботу и общение. По крайней мере, она увидела, что у ее родителей тоже есть внутренние проблемы.

«Я пишу об этом, поскольку у меня все еще остались проблемы, и я не знаю, как помочь себе. Я что-то изменила в жизни, но мне нужна помощь. Я боюсь, что и у меня не будет здоровой семьи».

Она боится, что перенесет некоторые из болезненных впечатлений своего детства на свое будущее замужество, что вполне может произойти, если вовремя не решить эту проблему.

«Я также боюсь брать на себя ответственность, поскольку полагаю, что мне не достичь должного уровня. Перед глазами у меня так много печальных примеров. Одной из причин моего приезда в Индию была надежда обрести себя в более духовной обстановке. Я надеюсь, что мне удастся войти в этот образ жизни и в эту культуру. Я вижу, что люди здесь очень серьезно относятся к своему служению и обязанностям. Общество преданных Кришны спасает меня и помогает мне укрепить веру, но у меня не получается обрести глубокое чувство».

Несмотря на то, что собственный психоанализ помог ей до какой-то степени избавиться от волнений и неприязни к родителям, она так и не смогла преодолеть в себе этот комплекс. В попытках помочь себе она меняет свое окружение и приезжает в Индию, чтобы начать жить в более простой среде, в общине, которая, как она надеется, поможет ей сбросить эти оковы. В этом она видела в первую очередь способ избавиться от своего внутреннего диалога. Среда должна была помочь ей сосредоточить свои мысли на Боге и избавить от комплекса неполноценности. В заключении она пишет:

«Я не способна на глубокие чувства. Я заметила, что, идя в храм и участвуя вместе с преданными в программах, я следую всему, но только потому, что так надо. В результате я не могу выражать свои чувства, что делает меня очень несчастной. Я не могу развить более глубокое чувство к своим друзьям, родителям и к всемилостивому Господу».

Из-за психологических установок, которыми ее наградили родители, она привыкла к отсутствию чувств. Она ощущает себя неудачником и ничтожеством. Она говорит, что этот психологический барьер стоит на пути развития глубоких отношений с ее сверстниками и друзьями, а также мешает по-настоящему раскрыть свое сердце Кришне. Однако она умалчивает о том, что этот барьер мешает ей почувствовать любовь к своему духовному учителю.

«Я не знаю, как любить всем сердцем и принимать любовь все



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.