Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конец первого действия. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. Общая комната. В комнате Улисс, Берта и Доктор. Берта с мученическим выражением лица сидит в кресле, ее левая нога покоится на пуфике, ногу осматривает Доктор. Улисс с озабоченным видом стоит у изголовья кресла. Ст



Конец первого действия

 

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Общая комната. В комнате Улисс, Берта и Доктор. Берта с мученическим выражением лица сидит в кресле, ее левая нога покоится на пуфике, ногу осматривает Доктор. Улисс с озабоченным видом стоит у изголовья кресла. Стол справа завален предметами: сеть, стрела, заколка и различный мелкий сор.

 

Берта. Спасибо, Доктор, что всех удалили. Не хочу, чтобы на меня глазели.

Доктор. Они мешали осмотру. Улисс - тоже, но он вроде как арбитр, так что... Но остальные - нет уж! И вообще, я их не люблю. Иногда так себя ведут, что убить хочется.

Голос Дельца из-за кулис. Убийца!

Доктор. Эй, я кому сказал не тревожить больного! А ну, кыш отсюда! (Берте).

Так болит?

Берта. Да.

Доктор (убирает руки). А так?

Берта. Да.

Доктор (Улиссу). А у вас?

Улисс. Нет.

Доктор. Ясно. (Берте). Наследственные заболевания есть?

Берта (возмущенно). У меня нога сломана!

Доктор. Это наследственное?

Берта (язвительно). Ага. Мама тоже ломала.

Доктор. Понятно. Берта, у меня для вас две новости. Как водится, хорошая и плохая. Хорошая: ваша нога не сломана и даже не вывихнута, просто легкий ушиб. Прописываю покой и оптимизм – и вашу ногу как рукой снимет.

Берта. Ладно. А плохая новость?

Доктор. Тот, кто заманил вас в западню, вряд ли успокоится, пока не достигнет своей цели.

Берта. Какой цели?

Доктор. Избавиться от конкурентов, разумеется. Именно этого добивается злоумышленник.

Улисс. Это вы про себя?

Доктор. Нет, Улисс. Мой метод вы знаете, он совершенно безболезненный. А то, что устроили Берте - просто чертовщина какая-то. Теперь вы жалеете, что отказались мне помочь, правда?

Улисс. И не мечтайте.

Доктор. Мечты - не болезнь. А вы теперь видите, на что способны другие. Берта одновременно попала в сеть, чуть не была пронзена стрелой и поранила ногу. Причем последнее, судя по всему, вообще произошло на пустом месте. Будто наколдовал кто-то.

Улисс. Не забывайте про угрозы.

Доктор. Не забываю.

Берта. Кто же это сделал?

Доктор. Без понятия. Но кто-то ведь сделал.

Улисс. Я знаю, кто это.

Доктор. Знаете?

Берта. Правда?

Улисс. Конечно.

Доктор. И кто же?

Берта. Да, кто?

Улисс. Давайте всех соберем, и я назову злоумышленников.

Берта. Ой, ну что за игра в детективы!

Доктор. Погодите, Берта. Улисс, злоумышлеников? Их что, несколько?

Улисс. Давайте поступим следующим образом. Доктор, передайте всем, чтобы собрались здесь через час. Это первое. И второе: желательно, чтобы за этот час господа соперники воздержались от активных действий. Пускай посидят в своих номерах и подумают, что такое хорошо и что такое плохо.

Доктор. В последнем не вижу смысла. Хорошо всё, что помогает остаться наедине с Духом Зимы - уверяю вас, все это уже поняли. Впрочем, мне не жалко, передам. Итак, до встречи через час. (Уходит.)

Улисс. Я так рад, что ты отделалась только ушибом.

Берта. Так вот, какая она, радость судейская.

Улисс. Перестань. Лучше опиши-ка еще раз, как все произошло.

Берта. Ладно. Я вышла из своего номера и увидела на стене напротив надпись: "Если выйдешь из комнаты, пожалеешь! Целед". Ну, ты ее и сам видел.

Улисс. И что ты?

Берта. Ничего. Чего тут пугаться? Настенной живописи? Того, что какой-то Целед не хочет, чтобы я покидала свой номер и участвовала в борьбе за свидание с Духом Зимы? Тоже мне!

Улисс. Дальше?

Берта. Я отошла от своей двери и заметила на полу в коридоре черное пятно. Нагнулась посмотреть - это оказался пепел, и в нем лежали сушеные листья подорожника, проткнутые иголками крылья стрекозы и хвост скорпиона. А посередине - моя заколка... Я даже не заметила, как у меня ее стащили! В этот момент над моей головой что-то просвистело и вонзилось в стену. Это оказалась стрела! Вот тут уже я испугалась. Ведь если бы я не нагнулась над пеплом, она запросто угодила бы мне в голову! Я обернулась и увидела, что стрела была выпущена из арбалета, висящего под потолком в конце коридора. Я задела невидимую нить на полу, и арбалет выстрелил.

Улисс (берет со стола стрелу). Черное оперенье, наконечник чем-то смазан, возможно, ядом... Или кому-то хочется, чтобы нам так казалось. Не хочу тебя разочаровывать, но траектория полета говорит о том, что стрела в любом случае пролетела бы над головой. Тебя хотели не убить, а напугать. Далее: на древке надпись: "Сдайся иль сдохни, проклятое зло". Тебе знакома эта фраза?

Берта. Нет. Хотя проклятое зло определенно где-то рядом.

Улисс (возвращает стрелу на стол). Что было дальше?

Берта. Ты утверждаешь, что знаешь кто это устроил, так зачем же снова расспрашиваешь?

Улисс. Потому что твой рассказ помогает мне убедиться, что я не ошибаюсь в своих выводах. Пожалуйста, продолжай.

Берта. Я отпрянула от стрелы и в этот момент на меня свалилась сеть. Она была подвешена под потолком, и я опять задела какую-то нить. Я замахала руками, пытаясь высвободиться, и наступила на пепел. Подскользнулась на собственной заколке и упала, ушибив ногу... Это все.

Улисс. М-да... Меня не покидает одна мысль.

Берта. Как бы ты жил дальше, если бы я умерла?

Улисс. Нет, почему преступники напали именно на тебя.

Берта. Так это же очевидно. Я - соперник.

Улисс. Да, но ты далеко не самый опасный соперник. Было бы резоннее избавиться в первую очередь от куда более грозного Доктора или, например, Дельца... Так почему ты?

Берта (язвительно). Я так рада, что ты сохраняешь трезвость мыслей. Подруга чуть не отдала концы, но разве это помеха разгадыванию загадок? Да ничуть!

Улисс. Вообще-то, когда раздался твой крик, я ужасно перепугался.

Берта (широко улыбается). Правда?

Улисс. Конечно!

Берта. И переживал?

Улисс. Да, и до сих пор переживаю. Вы же самые близкие мои друзья.

Берта (немедленно перестает улыбаться). Мы?

Улисс. Ты, Константин, Евгений...

Берта. Константин и Евгений, значит...

Улисс. Берта, в чем дело?

Берта. В чем дело, значит...

Улисс. Ой, надо же успеть позвонить ребятам до прихода постояльцев! (Кидается к телефону).

Берта (в сторону, обиженно). Бесчувственный дуб...

Улисс. Что?

Берта (спохватывается). Звонить, срочно звонить!

 

Улисс набирает номер, раздаются гудки.

 

Голос Евгения. Алло?

Улисс. Привет! Ты уже вернулся, отлично! Ну что?

Голос Константина. Что "что"?! Буря, холод как в морозилке, все белое - страх и ужас! Как я хочу тепло!

Улисс. Про бурю я знаю. Что удалось узнать Евгению?

Голос Евгения. Ну, для начала, белый кошмар и правда оказался мне не так страшен. Все-таки я пингвин!

Голос Константина. А я не пингвин! Я хочу лето!

Улисс. Евгений, ты наша гордость! Продолжай.

Голос Евгения. Мне повезло, в спецшколе оказался ночной дежурный. И вот, что я узнал...

Берта. Эй, о какой спецшколе речь?

Голос Евгения. О, Берта, здорово!

Улисс (Берте). Я попросил ребят разузнать, что это за четверый пункт положения о приеме в морскую спецшколу. Тот самый, который ты жаждешь изменить.

Берта. Да как ты посмел! И после этого ты будешь говорить, что... Не знаю, что. Будешь что-то говорить?!

Улисс. Буду. Например, что беспокоюсь о тебе. Вся эта история с желанием и Духом Зимы не может не тревожить. А на твои обиды, уж прости, времени нет. Дух Зимы ожидается вами в два часа девять минут. (В зал). А на часах двадцать два сорок!

Голос Евгения. Так я продолжу?

Улисс. Безусловно!

Голос Евгения. Четвертый пункт положения о приеме касается здоровья поступающих мальчиков.

Улисс. Мальчиков?

Голос Евгения. Разумеется, это же школа для мальчиков.

Улисс (смотрит на Берту, та отводит взгляд). Мальчиков.

Голос Евгения. Улисс, мне продолжать, или ты собираешься повторять "мальчиков"?

Улисс. Продолжай. Итак, что это за пункт?

Голос Евгения. Это очень простой пункт. Он говорит о том, что в школу принимаются только абсолютно здоровые мальчики, без инвалидности.

Улисс (смотрит на Берту). Инвалидность, значит... Хотел бы я понять, при чем тут наша общая знакомая.

Голос Евгения. И я хотел бы понять.

Голос Константина. А я хотел бы ясного неба и жаркого солнца!

Улисс. Ребята, спасибо за помощь! Пока!

Голос Константина и Голос Евгения. Пока!

 

Улисс медленно поворачивается к Берте, Берта делает вид, что разглядывает свои руки.

 

Улисс. Берта...

Берта. Я не могу говорить, у меня болит нога!

Улисс. Берта...

Берта. Уже поздно, мне пора спать!

Улисс. Берта...

Берта. Какой ужас, на меня кто-то напал!

Улисс. Берта, что ты натворила?

Берта. Ты о чем?

Улисс. О том, почему ты здесь.

Берта. Я не понимаю...

Улисс. Конечно же, понимаешь, но мне не жалко и пояснить. Надо?

Берта (после паузы). Возможно...

Улисс. Изменить правила приема в спецшколу для мальчиков - очевидно, что ты этого хочешь не для себя. Тогда что же тебя погнало в такую даль от дома с робкой надеждой, что сказка про Духа Зимы окажется правдой? На мой взгляд, самые вероятные причины: любовь и чувство вины. Второе мне кажется убедительней.

Берта. Это почему еще? Может, я влюбилась!

Улисс. Может быть. Ты влюбилась?

Берта. Нет...

Улисс. Остается чувство вины. Так перед кем же ты так провинилась? (После паузы). Попробую догадаться. Это мальчик. Младше тебя, поскольку речь идет о поступлении в спецшколу. Родственник или сосед, или просто приятель по играм. С ним случилось что-то плохое - возможно, в детстве, - и ты считаешь, что по твоей вине. Он мечтает о морской спецшколе, но не сможет в нее поступить. И поэтому ты здесь. Я ошибаюсь?

Берта (тихо). Нет...

Улисс. Раскажешь?

Берта. Нет...

Улисс (вздыхает). Я одного не понимаю. Зачем менять правила приема? Я, скорее, ожидал бы от тебя другого желания... Чтобы инвалидности не было.

Берта. Я так и хотела.

Улисс. Почему же передумала?

Берта. Из-за тебя.

Улисс. Из-за меня?

Берта. Да. Из-за того, что ты сказал тогда... Госпоже Влюбленной, про ее родителей. Чтобы не было инвалидности, Духу Зимы пришлось бы изменить прошлое.

Улисс. Скорее всего.

Берта. И тогда мой... друг вырос бы совсем другим. Улисс, он чудесный! Сильный духом, умный, добрый. А вдруг это также и благодаря его травме? Понимаешь? Я слушала тебя и осознавала, что я бы вернула ему здоровье, но стерла бы его нынешнюю личность. Даже подумать страшно...

Улисс. И тогда ты решила изменить правила приема. Чтобы в школу принимали с инвалидностью.

Берта. Да.

Улисс. То, что ты отказалась от изменения прошлого, это очень благоразумно. Прошу тебя, прояви благоразумие и теперь. Откажись и от изменения правил.

Берта. С чего вдруг?!

Улисс. Сама посуди. Идеальное здоровье для будущего морского офицера - не блажь. А если он поступит, а потом, из-за его инвалидности, с ним случится еще более ужасное несчастье, чем в детстве? Что тогда? Снова побежишь к Духу Зимы?

Берта. Не сгущай краски. Может, ничего не случится.

Улисс. Берта, чувство вины - очень плохой советчик!

Берта. Тем более, с радостью от него избавлюсь.

Улисс. Да пойми же, тебе это не поможет! Иногда с чувством вины просто нужно жить...

Берта. Да неужели?! Знаешь, меня иногда тошнит от твоего благоразумия! Улисс, ты что, совсем не способен поверить в зимнюю сказку, в чудо? Разве в твоей жизни не случалось такого, что ты хотел бы изменить?

Улисс. Конечно, случалось...

Берта. И что, предложи тебе Дух Зимы это изменить, ты бы отказался?

Улисс. Я не верю в Духа Зимы.

Берта. Не уходи от ответа!

Улисс. Я не знаю... За все надо платить. Какова будет цена исполненного желания? Надеюсь, мне никогда не придется испытать соблазн это узнать.

Берта. Вот и надейся за себя! А меня оставь в покое!

Улисс. Мой долг - тебя предупредить...

Берта. Предупредил, и довольно! И вообще, чего ты так разволновался? Ты же не веришь в Духа Зимы! Так не мешай другим мечтать! Знаешь, я завидую Актрисе! Антиквар поддерживает ее, и не предает из-за какого-то дурацкого благоразумия!

Улисс (задумчиво). А ведь правда. Антиквар здесь из-за жены, своего желания к Духу Зимы у него нет. Как и у меня... Интересно.

Берта. Тебе вот это интересно?! Это?! Да что я с тобой вообще разговариваю! (Гневно отварачивается).

 

За сценой раздаются голоса.

 

Улисс. Тссс... Постояльцы идут!

 

Вбегают взволнованные постояльцы и Хозяйка с криками "Доктор сказал, что вы знаете, кто это был!", "Улисс, скорее назовите преступника!", "Мы ему покажем, как преступления совершать!", "Берта, как вы себя чувствуете?", и т.п.

 

Улисс. Дамы и господа, немножко терпения! Я все объясню. Пожалуйста, рассаживайтесь!

 

Все рассаживаются, кроме Дельца и Хозяйки.

 

Делец (Хозяйке, нервно). Где Хозяин? А? Почему его никто не видел? Прячется и строит козни, да? Это все вы устроили! Вы!

Хозяйка (спокойно). Зачем?

Делец. Чтобы самим загадать желание Духу Зимы, вот зачем!

Хозяйка. Господин Делец, если бы мы хотели сами загадать желание, то просто закрыли бы на эти дни гостиницу.

Делец (в замешательстве). Все равно! Все равно! Где Хозяин, а? Козни!

Хозяйка. Он здесь, в гостинице, занят делами по хозяйству. Кто-то же должен.

Улисс. Уважаемый Делец, будьте добры, выберете что-то одно: вы хотите узнать, где Хозяин, или кто напал на Берту? Это всех касается, господа. Если вам не интересно, кто преступник, то я пойду к себе вязать шапочку.

 

Раздаются голоса: "Нет-нет", "Рассказывайте", "Конечно, нам интересно" и т.п. Хозяйка присаживается на стул. Делец опускается в кресло. Он возмущен, но молчит.

 

Улисс. Итак...

Подросток. Секунду! (В зал.) Я забыл часы в номере. (Улиссу.) Да, что итак?

Улисс. Я знаю, кто устроил западню на Берту.

Актриса. Ну же, не томите!

Улисс. Обязательно потомлю, иначе не интересно. Давайте взглянем на улики. Первое, что у нас есть, это угрожающая надпись на стене, подписанная "Целед". Однако никого с таким именем в гостинице нет.

Влюбленная. "Целед" звучит как "Целитель"!

 

Все поворачиваются к Доктору.

 

Делец. Убийца!

Доктор. Эй, вы что? Я же заботился о раненой Берте!

Влюбленная. Убийца и притворщик!

Доктор. И вообще, "Целед" очень отдаленно напоминает "Целитель"! В этом слове зашифровано что-то другое!

Актриса. Убийца, притворщик и стрелочник!

Улисс. На самом деле, я согласен с Доктором - вряд ли "Целед" это "Целитель".

Делец. Тогда что это означает?

Улисс. Я предполагаю, что это анаграмма. То есть в слове изменен порядок букв. Если выстроить их в правильном порядке, получим ответ.

 

Делец, Доктор, Актриса, Влюбленная, Антиквар и Подросток шепчут каждый себе под нос: "целед... ледец... еедлц..." Затем все одновременно поворачиваются к Дельцу.

 

Делец. Нет! Вы что? Я бы ни за что не стал подписываться, даже анаграммой! Меня подставили!

Улисс. Не исключено....

 

Раздаются голоса: "Кто?", "Кто подставил?"

 

Улисс. О, это вопрос на миллион. Господин Делец, спокойно, я не прошу платить мне миллион. Давайте, господа, взглянем на другую улику. (Берет со стола стрелу.) "Сдайся иль сдохни, проклятое зло". Так начертано на этом убийственном, но, к счастью, промазавшем орудии. Звучит, как цитата... Только вот откуда? Кто-нибудь знает? (Все молчат.) Никто? Правда? Хм... А если так? "Сдайся иль сдохни, проклятое зло! - Не сдохну, не сдамся, добру назло!" Не будем придираться к рифме, дамы и господа. Нас интересует другое - теперь кто-нибудь узнает цитату? Что, опять никто? Даже вы, господин Подросток?

Подросток. Конечно, я ее узнаю. Это группа "Чугунные воины", моя любимая. Песня "Смерть - отстой", альбом "Страх ужаса испуга кошмара". А вы ее откуда знаете, Улисс?

Улисс. Слыхал. У меня друг их любит. Почему вы не признались, что цитата вам знакома?

Подросток. Ну, я робко так надеялся, что, может, никто не поймет, что это Чугунки. А теперь-то, понятно, раз я их люблю, то я и виноват в стрелометании. Что грустно и обидно, потому что это не я. Теперь придется вас всех ненавидеть еще сильнее, чем раньше.

Влюбленная. Улисс, так это был Подросток?

Подросток. Ой, да ладно! Подставили меня! Знатоки тяжелого рока, чтоб им оглохнуть...

Антиквар. Что происходит? Улисс! Так кого подставили - Дельца или Подростка?

Актриса. А главное - кто?

Улисс. Хороший вопрос, госпожа Актриса. Так и тянет на него ответить.

Актриса. Так ответьте!

Улисс. Нет, это скучно. Госпожа Актриса, вот вы сыграли множество ролей...

Актриса. О, гораздо больше, чем множество!

Улисс. Представляю, каких только ролей у вас не было.

Актриса. Даже не сомневайтесь! От нищенок до богинь - я играла всех!

Улисс. Что вы говорите! Даже богинь?

Актриса. Разумеется. Почему вас это удивляет?

Улисс. О, не обижайтесь! Просто в существовании нищенок я не сомневаюсь, а вот богини - другое дело.

Антиквар. Моя жена - богиня сцены.

Актриса. Ой, спасибо, милый. Это, конечно, преувеличение...

Антиквар. Ни капли!

Актриса. О, дорогой.

Влюбленная. Ах, это так романтично!

Подросток. Меня тошнит.

Улисс. Госпожа Актриса, а среди тех богинь, которых вы играли, была ли богиня Арианда, покровительница ловцов удачи?

Актриса. Разумеется, я играла Арианду, и не раз.

Улисс. Как интересно! У вас, наверное, и ее атрибуты были, правда?

Антиквар. Улисс, к чему вы клоните?

Актриса. Дорогой, все в порядке. Улисс, конечно, у меня были атрибуты. Игральная кость, ромашка, сеть.

Доктор. Сеть?!

Делец. Сеть?!

Подросток. Хо-хо, кто-то попался!

Актриса. Что? О чем вы?

Улисс. Напомните, пожалуйста, как выглядит сеть Арианды?

Актриса. Она желтого цвета, узелки - зеленые...

Улисс (берет со стола сеть). Это она?

Актриса. Что... То есть...

Улисс. Сеть, в которую угодила Берта. Она похожа на сеть Арианды, правда? У вас в театре среди реквизита была такая же? Или, может, это она и есть?

Делец (Актрисе, угрожающе). Та-а-а-ак.

Влюбленная (Актрисе). Это вы устроили? Какой ужас!

Актриса. Стойте! Подождите! Я знаю! Знаю, что нужно сказать! Меня подставили!

Делец. Вы что, издеваетесь?!

Берта. Да! Улисс, ты... То есть вы. Вы что, издеваетесь? Этак скоро окажется, что я сама на себя покушалась!

Доктор. Как может быть, что всех подставили?

Улисс. Я этого вовсе не утверждал. К тому же, мы не обсудили еще одну улику.

Подросток. О! Сейчас окажется, что еще кого-то подставили.

Улисс. Пепел и все те предметы, которые в нем валялись. Классический способ навести порчу.

Влюбленная. А разве это работает?

Улисс. Ну, в случае Берты сработало. Но, знаете, что интересно?

Подросток. Ммм... Может, который час?

Улисс. Не только. Интересно, что если убрать из этих предметов хвост скорпиона, то получится деталь приворотного заклинания.

Доктор. Улисс, откуда вам известны такие вещи?

Улисс. Я много читаю. И приворот, и сглаз, где используются эти предметы, описаны в старинном трактате "Суеверия и архитектура".

Делец. При чем тут архитектура?

Улисс. Трактат про нее.

Доктор. Тогда при чем тут суеверия?

Улисс. Авторы были очень суеверны.

Антиквар. Не то что мы, тьфу-тьфу-тьфу.

Актриса. Так, ладно, привороты, сглазы, старинные трактаты - к чему это все?

Улисс. Дело в том, что, если верить суевериям из трактата, такой приворот действует не только на избранника, но и на мам обоих влюбленных.

 

Все смотрят на Влюбленную.

 

Влюбленная. Что? Нет-нет. Перестаньте, вы что! Да я этот трактат в глаза не видела!

Доктор (саркастически). Дайте угадаю. Вас подставили.

Влюбленная. Разумеется!

Улисс. Итак, у нас четыре подозреваемых. Причем, каждый в своем. И все они убеждают нас в своей невиновности. Знаете, что странно?

Подросток. Всё!

Улисс. И вы правы. Даже если предположить, что наши подозреваемые действительно устроили все эти ловушки, то возникает вопрос: почему именно на Берту? Разве она опасней других?

Доктор. Уж точно не опасней меня. Да и всех остальных.

Улисс. Вот именно! Так почему Берта?

Берта (фыркает). Может, потому что я прекрасна?

Улисс. Хорошая версия, давайте рассмотрим другие. Господа, итак одновременно четыре покушения на самого безопасного соперника. Разве это логично?

Делец. Улисс, технический момент. Так, для протокола. Не четыре покушения, а три. Плюс одна угроза. Которая якобы от меня.

Улисс. Да, верно, благодарю.

Хозяйка. Все дело в цели злоумышленников. Если их целью было не устранение соперников, а заставить всех еще больше подозревать друг друга, посеять хаос и панику, стравить конкурентов, то тогда выбор Берты на роль жертвы понятен.

Улисс. Вот именно, дорогая Хозяйка! Ведь Берту натравить на других труднее всех. А значит, как раз ее и лучше напугать. Что подводит нас к выводу: преступник был один. Он устроил ловушку для Берты, подбросив нам улики на некоторых противников. Он хотел, чтобы мы подумали на тех, на кого мы и подумали.

 

Все возбужденно галдят: "Кто же он?", "Кто этот мерзавец?", "Да я его в сугробе урою", и т.п.

 

Улисс. Прошу тишины! Я продолжу! Итак, когда я это понял, то вспомнил любопытную деталь из своего прошлого. А именно, старинный трактат "Суеверия и архитектура". Когда я снова спросил его в библиотеке, - и замечу, речь идет о ценном редком издании, - мне ответили, что он украден. Любопытно, правда? И вот, вспомнив про кражу трактата, я оглядел улики по-новому, и истина предстала предо мной во всей красе! Вы тоже сейчас все поймете. Про украденный старинный трактат вы знаете. А теперь добавьте к нему сеть Арианды!

 

Все недоуменно переглядываются.

 

Доктор (хлопает себя по лбу и смеется). Ну, конечно! Браво, Улисс, браво!

Влюбленная. Да говорите уже!

Улисс. Госпожа Влюбленная, и все остальные, а у кого из присутствующих, кроме интереса к старинной книге, мог быть еще и доступ к реквизиту из театра госпожи Актрисы?

Делец (подскакивает на месте). У ее мужа!

 

Все ахают и смотрят на Антиквара. Антиквар, оскалившись, глядит на Улисса. Раздаются выкрики: "Гнать его!", "В сугроб его!" и т.п. Улисс поднимает руку, призывая всех к молчанию.

 

Улисс. А чтобы все улики сработали, как задумано, - ведь иначе, например, никто и не поймет, что перед нами приворот, - полагаю, господин Антиквар сам подсказал бы нужные идеи при расследовании. Просто ему это не побадобилось.

Антиквар. Так и тянет сказать, что меня подставили.

Улисс. Не убедит.

Антиквар. Да я вижу.

Подросток. Чего мы ждем? Гнать его! И Актрису гнать!

Делец. Верно, долой обоих! Он сделал это из-за нее, наверняка они в сговоре!

Актриса. Что вы, господа, я ничего не знала!

Антиквар. Это правда, я действовал в одиночку.

Влюбленная. Мы их, конечно же, прогоним. Но, знаете, я не сержусь. Потому что это любовь. Он сделал это ради любимой.

Актриса. (Антиквару). Милый, но... Если ты сделал это ради меня, то почему и меня подставил?

Антиквар. Случайно... Просто забылся на мгновенье, и...

Улисс. Он сделал это не ради вас.

Актриса. Что-о-о?

Улисс. Иначе бы он этого не сделал. Значит, не ради вас.

Антиквар. Улисс, вы такой выдумщик. А ради кого, по-вашему?

Улисс. Ради самого себя.

Антиквар. Но у меня нет желания к Духу Зимы. Ведь если бы было, с чего бы вдруг я стал это скрывать? Никто же не ожидал, что Дух Зимы, оказывается, исполняет только одно желание. Скрывать просто незачем.

Улисс. Верно, незачем. Если только...

Антиквар. Если только что?

Улисс. Если только вы не знали заранее, что Дух Зимы исполняет лишь одну заявку. В этом случае все совершенно понятно. Вы скрыли, что тоже имеете желание, от всех, включая и собственную жену. Вы как бы над схваткой и можете действовать, оставаясь в тени. Шансы на успех, таким образом, повышаются многократно.

Антиквар. Улисс, ну в самом деле... Откуда мне было знать? Что, еще из какого-нибудь трактата?

Улисс. Поначалу я так и полагал. Но сейчас думаю иначе.

Антиквар. Неужели? Очень любопытно!

Улисс. Мне нужно задать один вопрос.

Антиквар. Задавайте.

Улисс. Не вам. (Хозяйке). Вам.

Хозяйка (удивленно). Мне?

Улисс. Я заметил, как вы временами смотрите на господина Антиквара. Слегка щуритесь, морщите лоб... Словно пытаетесь что-то вспомнить.

Хозяйка. Вы наблюдательны, Улисс. Действительно, господин Антиквар мне кого-то напоминает.

Антиквар. Чушь какая! Мы никогда прежде не встречались!

Хозяйка. Да, вас я и правда не помню. Но все равно ваше лицо мне знакомо.

Улисс. Позвольте догадку, Хозяйка. Может, ваше воспоминание связано с каким-нибудь из прошлых приходов Духа Зимы?

Хозяйка. Хм... (Пристально смотрит на Антиквара). Погодите-ка... Да! Конечно! Много лет назад сюда приехала одна волчица, чтобы загадать желание! У нее, правда, не вышло - проиграла в борьбе за право встретиться с Духом Зимы. Господин Антиквар, вы поразительно на нее похожи!

Актриса. Другая женщина? Негодяй! Немедленно развод!

Антиквар (морщится). Успокойся, ты не на сцене. И ты пропустила мимо ушей то, что это было много лет назад.

Улисс. Много лет назад... Волчица, похожая на вас... Вы узнали тайну Духа Зимы от своей матери, не так ли? Господин Антиквар, если не секрет, с каким желанием вы сюда прибыли?

Антиквар. С профессиональным. Чтобы любой предмет, какой я захочу, старился на пять сотен лет.

Подросток. Во бред!

Улисс. Опять вмешательство в ткань времени... Господа, о чем вы только думаете...

Актриса (Антиквару). Ты все знал! Негодяй! Немедленно развод!

Антиквар. Угомонись, солнышко.

Актриса. И не подумаю! Ты лжец, дорогой!

Антиквар. Да неужели? Я лжец? Я? А как насчет тебя, любимая?

Актриса. Когда это я лгала, родной?

Антиквар. А вот когда озвучивала свое якобы желание, котик!

Актриса. Я честно сказала, что хочу помолодеть, рыбка.

Антиквар. Помолодеть? И это все, счастьице мое?

Актриса. Немедленно замолчи, зайчик!

Антиквар. Отчего же? Ты ведь обвинила меня во лжи! А чем сама лучше? Может, признаешься, как на самом деле звучит твое желание, душечка?

Актриса. А ну цыц, цыпленок!

Антиквар. Ты хочешь, не чтобы ты помолодела, о антиквариат моего сердца...

Актриса. Молчать!

Антиквар. ...а чтобы все остальные актрисы состарились!

 

Все ошеломленно смотрят на Актрису. Актриса зло озирается по сторонам.

 

Актриса (с вызовом). А что такого? Это почти одно и то же!

Улисс. Впервые вижу такое огромное "почти"...

Влюбленная. Какая подлость!

Актриса. Ой, да ладно, можно подумать, вы все тут правду сказали!

 

Поднимается шум. Все, кроме Берты и Улисса, вскакивают со своих мест и орут друг на друга. Улисс отходит к застекленной двери на веранду и с мрачным выражением лица глядит наружу. Хозяйка хватается за голову и в ужасе убегает. За ней, с криками "Хозяйка, стойте!", "Вы должны быть на моей стороне!" и т.п. выбегают остальные. На сцене остаются только Улисс и Берта. Стремительно возвращается Подросток.

 

Подросток (хватает левую руку Улисса, смотрит на часы и произносит в зал). На часах двадцать три пятьдесят! (Убегает.)

Берта. Через десять минут полночь...

Улисс. Да. И наши желания превратятся в тыкву. (Резко поворачивается к Берте.) Актриса права, я уверен!

Берта. В том смысле, что пускай другие актрисы состарятся?

Улисс. Нет. В том смысле, что все остальные тоже врут про свои желания. Чует мое сердце, что каждый из господ соперников собрался к Духу Зимы с чем-то не менее гнусном, чем госпожа Актриса. И мне, как арбитру, - пусть даже мое решение ничего не изменит, - следует знать правду!

Берта. Какая тебе разница? Ты же не веришь в Духа Зимы. Или, постой... Ты веришь!

Улисс. Не верю.

Берта. Еще как веришь! Иначе не разволновался бы так! О, вот такой Улисс мне нравится больше! Теперь поможешь мне всех обыграть?

Улисс. Прости... Ты знаешь мое мнение, и оно не изменилось.

Берта. Но кто-то же загадает желание, верно? И если все вокруг хотят всякие гадости, то значит, ты должен помочь мне.

Улисс. Нет. Я постараюсь никого не допустить к Духу Зимы.

Берта. Я снова разочарована в тебе как в друге. Только скажи, если ты намерен оставить зимнюю сказку несбыточной, зачем тебе знать реальные желания наших лгущих друзей?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.