|
|||||||
класс. Сказочная Гжель»10. @ Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Скопинской керамике (приложить). Итак. Возникновение декоративной керамики Скопина исследователи единодушно относят к 1860-м гг. Выпуск художественных гончарных изделий первыми освоили братья Федор и Василий Оводовы. Их фамилия фигурирует как в литературе о Скопине, так и в устных рассказах гончаров. Оводовы первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури, переняв его у липецких мастеров, и стали делать глазурованные изделия. Вслед за ними изготовление декоративной глазурованной керамики освоили отец и сын Желобовы, Иван Тащеев и другие мастера. Обращение к новым формам изделий побудило гончаров отыскивать новые художественные средства, осваивать новую технику исполнения. Вытягивание формы на гончарном круге теперь сочеталось с проработкой ее вручную, а возросшая роль декора вела к широкому использованию различных художественных приемов, к эволюции художественного образа. При этом скопинские мастера сохранили один из древнейших способов выполнения изделий, когда вещь не тянется на круге целиком, а формуется по частям из длинных кусков глины, «жгутов-налепков», которые потом соединяются вместе при помощи жидко разведенной глины-шликера. Изделия скопинцев создаются подобно архитектурному сооружению: на коническую ножку ставится кольцевое тулово квасника, на котором поднимается вверх сложное рельефное горло, завершающееся высокой крышкой, изгибаются ручка и носик. Между носиком и горлом часто помещали скульптурные изображения птиц. Фигурки птиц, медведей, львов располагали в отверстии кольца и на крышке.
& Литература для чтения детям о промысле: 11.Ведущие мастера промысла: По достоинству оценен труд Скопинских мастеров. Среди них есть народные художники - Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры - Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т. 12. & Методические статьи:
Г Ж Е Л Ь С К А Я К Е Р А М И К А Самый известный крупный народный художественный керамический народный промысел - подмосковная гжель. Этот район, включающий 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и другие. Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Мелкая декоративная пластика создавалась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: вот женщина везет ребенка на санках, а вот военный в треуголке; жена стаскивает сапог с ноги мужа; старик дерется со своей старухой; мальчик-поводырь ведет нищего. Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, взяв за основу образцы дорогого фарфора. Стараниями гжельских мастеров статуэтки приобретали черты, простой глиняной игрушки. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны ближнего Востока. Учитывая вкусы покупателей, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого азиатского фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX-начале XX веков получило название агашка. Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок, и было предано забвению. Только в 1940-1950 годах, благодаря исследованиям искусствоведа А.Б. Салтыкова и работам московской художницы Н.И. Бессарабовой, искусство Гжели стало возрождаться. Основой возрожденного промысла послужило наследие гжельской майолики XVIII в. и полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Н.И. Бессорабова не только создала ряд предметов нового ассортимента: кувшины, кружки, молочники, вазы, пепельницы, но и обучила мастериц забытым приемам кистевой росписи.
1.Место нахождения промысла: 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и другие
2.Материал первоосновы: глина……………………………………………………………………. 3.Способы украшения, материалы: ……роспись одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) 4.Виды продукции: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне, кувшины, кружки, молочники, вазы, пепельницы 5.Цветовая гамма (закрасить)
6.Композиционные элементы узоров (рисунки приложить): Дать названия: ……………………………
7.Вид узора: цветочный……………………………………………………………………….. 8.Использование в начальной школе þ Класс, учебная дисциплина ………………………………… þ Формы работы (конкретные названия, р.) ……………………………………………………………………………………………………………………………Занятие по декоративно-прикладному творчеству. Гжель Цель: актуализировать знания учащихся о росписи «Гжель»; научить рисовать элементы росписи «Гжель», формировать понятия об орнаменте. • Развивающие • Воспитывающие I. Организационный момент. II. Вводная часть Растёт, цветёт всё лето. III. Основная часть.
9.Игровые упражнения (название, ……………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………... @ Описать игровое упражнение
Игровые задания для рисования, лепки, или аппликации. Выполните графически: Урок изобразительного искусства 3 класс по теме: «Сказочная Гжель» Тип урока:комбинированный Цель:создание благоприятных условий для ознакомления обучающихся с особенностями гжельской росписи (расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве) Задачи урока:
Методы обучения:
Материалы и оборудование:
|
|||||||
|