Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания для самостоятельной работы и самопроверки.



Основное содержание урока

20 век – это не только время радикальных потрясений и резких перемен в общественной жизни, это также время поисков новой художественной выразительности. Очень долгое время художники двигались по пути поисков жизнеподобия – создавали картины, где глубина пространства передавалась при помощи перспективы, блики света – рефлексами. Главное качество, которое отличало художника до начала 19 века от его собратьев по профессии 20 века – это умение создавать образы, максимально сходные с тем, что человек видел своими глазами.

В 20 веке ситуация резко меняется. Поиски художников касаются двух ключевых сфер, благодаря которым достигается выразительность в живописи. Как раз эти сферы и становятся в разные годы и даже века существования искусства источником обновления.

Þ Художник обновляет СОДЕРЖАНИЕ – вводит в искусство новые темы, жанры, образы. Пример: до эпохи Возрождения практически не был в ходу такой жанр, как портрет. Художники в основном писали на темы, так или иначе связанные с христианской религией. С интересом к своему современнику у художников Возрождения просыпается и интерес к жанру портрета.

Þ Художник обновляет ТЕХНОЛОГИЮ – придумывает и применяет новые технические и технологические решения. Пример: новая техника – работа маслом взамен темперы; технология – работа чистыми тонами (пуантилизм) в отличие от их предварительного смешивания на палитре.

В начале 20 века в русском искусстве, один за другим, проявили себя яркие художники – экспериментаторы, которые выходили так или иначе за рамки предметного искусства. Предметное искусство всегда дает возможность описать словами содержание картины. Вспомните, что в школе одной из форм работы по русскому языку или по литературе является сочинение – описание. В тех случаях, когда, глядя на картину, зритель видит не предметное изображение, мы говорим о появлении беспредметной живописи. В русском искусстве начала 20 века она представлена в творчестве Василия Кандинского и Казимира Малевича. Собственно, именно Кандинский является изобретателем абстракционизма в искусстве.

Рекомендую посмотреть фильм из цикла «Цвет времени», рассказывающий о жизни и творчестве художника:

https://www.youtube.com/watch?v=WNkO7lQhcX8

Некоторые из зрелых работ Кандинского:

 

«Казаки»

 

 

«Желтое, красное, голубое»

 

 

 

«Абстрактная композиция»

 

       Как вы видите, при всей кажущейся сложности работ Кандинского, каждый штрих на полотне не случаен, а вся композиция строго упорядочена. Она полностью лишена предметного содержания. Основное эмоциональное содержание решается художником через цвет, выразительность колорита и взаимодействие линий, штрихов и точек.

       Примечание: вспомните, что художники используют разные типы композиции – статическую и динамическую. Посмотрите для сравнения другие работы художника (можно на сайте http://smallbay.ru/kandinsky.html, можно в альбоме «Художественная галерея», который выгружен в беседу нашего класса). Подумайте, какой тип композиции чаще встречается в абстрактных работах Кандинского?

       Свой вариант беспредметного искусства предложил и современник Кандинского, художник Казимир Малевич.

 

Рекомендую посмотреть фильм из цикла «Гении и злодеи XX века», рассказывающий о жизни и творчестве Малевича:

https://www.youtube.com/watch?v=sbQiZIFPbtw

 

Фильм из цикла «Энциклопедия» о Малевиче и его творчестве:

https://www.youtube.com/watch?v=eXN8l_xwE_E

 

В отличие от произведений Кандинского, работы Малевича целиком построены на композиционном взаимодействии геометрических фигур. Штрих, мазок, линия уходят для него на второй план, он мыслит геометрическую фигуру как единое целое. Геометрические фигуры, простые формы – вот что является для него высшим идеалом в живописи, полностью освобожденной от предметности. С точки зрения художников-абстракционистов, предметная основа композиции, жизнеподобный характер образов – не благо, а зло, потому что зритель тогда «направляется» художником по заранее заданному пути. Тем самым творческая фантазия зрителя ограничивается.

 

Познакомьтесь с несколькими наиболее известными работами Малевича. Очень часто автор не давал названия своим работам, а ставил порядковый номер и обобщенно именовал их «супрематизм» или «супрематическая композиция».



 

 

           


 


 

       Личности Кандинского и Малевича, противоречивые и очень характерные для времени «на сломе эпох», была многогранны. Есть очень немного случаев в истории искусства, когда сам художник, еще при жизни старался дать максимально полное и развернутое объяснение своим творческим установкам «от первого лица». И Кандинский, и Малевич оформили свои представления о прекрасном в словесную форму. Известно, что перу Кандинского принадлежит сочинение об искусстве и композиции «Точка и линия», а Малевич в своей обширной переписке с коллегами по художественному цеху и в статьях обосновал придуманное им явление в изобразительном искусстве – супрематизм.

Однако на этом наш разговор о новаторах в отечественном искусстве не завершается. Не менее интересные и яркие личности, также много экспериментировавшие с формой и содержанием работ – это Павел Филонов, изобретатель аналитической живописи и знаменитый мастер Марк Шагал.

 

Задания для самостоятельной работы и самопроверки.

Ознакомьтесь с любыми электронными или печатными ресурсами по биографии и творчеству художников и ответьте на вопросы:

1. Василий Кандинский начал свою творческую деятельность в качестве художника в Германии и в разное время сотрудничал с двумя крупными творческими объединениями. В состав этих объединений входили художники – экспрессионисты. Назовите эти творческие объединения.

2. Кандинский стоял у истоков художественного образования и в России, и в Германии. При его непосредственном участии были организованы творческие школы и высшие учебные заведения. Назовите их.

3. Назовите 1 отечественный (+ работа художника) и 1 зарубежный музей (+ работа художника), в котором есть произведения Кандинского.

4. До революции Малевич состоял в двух известных вам художественных объединениях и принимал участие в их выставочной деятельности. Назовите эти кружки.

5. Образ «черного квадрата» - самой известной вещи Малевича связан с театральной постановкой оперного спектакля. Назовите этот спектакль, перечислите участников постановки, место постановки и год создания работы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.