Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Медико-педагогический контроль на уроках физической культуры



3. Медико-педагогический контроль на уроках физической культуры

Медико-педагогическая оценка урока физической культуры проводится 1 раз в месяц для каждой группы обучающихся.

Медицинская сестра образовательного учреждения на уроке физкультуры осуществляет следующие виды деятельности:

· контролирует соответствие плана урока требованиям программного материала;

· определяет моторную плотность урока по результатам хронометража и пульсовой кривой;

· проводит наблюдение за реакцией организма ребенка на однократно проведенное занятие, выявляет признаки утомления и физического перенапряжения;

· следит за правильностью распределения нагрузки по частям занятия, достаточностью разминки перед выполнением отдельных упражнений;

· осуществляет контроль за правильностью постановки дыхания при выполнении отдельных упражнений;

· проверяет выполнение назначений врача по распределению детей на медицинские группы и соблюдению ограничений в отношении детей, пропустивших занятия после перенесенного острого заболевания;

· контролирует соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения занятий (микроклимат в помещении, наличие влажной уборки и проветривания, соответствие одежды и обуви учеников условиям проведения занятия);

· проверяет наличие и достаточность страховочного материала, соблюдение мер по профилактике травматизма;

· проверяет наличие аптечки неотложной доврачебной помощи;

· обращает внимание на педагогическую обеспеченность урока (наличие спортивной одежды у педагога, компетентность преподавания, поддержание дисциплины на занятии);

· получает представление не только об уровне физической подготовленности детей, но и об их индивидуально-личностных особенностях.

При проведении медико-педагогических наблюдений рекомендуется пользоваться стандартным протоколом медико-педагогического контроля физкультурного занятия.

С помощью хронометража медсестра и педагог определяют общую продолжительность занятия и его отдельных частей. Оценка двигательной активности детей, достаточности нагрузок проводится путем вычисления общей и моторной плотности занятия.

Протокол медико-педагогического контроля физкультурного занятия (урока физкультуры)

Дата__________________________

Место и время проведения занятий __________

Санитарное состояние места проведения занятий_____________

Класс ___________________

Учитель_________________________

Количество детей на занятии _____________________

Наличие физкультурной формы _________________________

Цели занятия _________________________________

Задачи занятия __________________________________

Наблюдаемые дети:

___________________________

Продолжительность занятия _______________________

Время потраченное на движение _____________________

Моторная плотность ________________________________

Интенсивность занятия по пульсу _____________________

 

Общая и моторная плотность урока физической культуры

При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.

В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ - моторная плотность урока;

ВДА - время двигательной активности ученика в минутах;

ВУ - время урока в минутах (35 - 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.

При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Обучение двигательному действию.

Прежде всего, следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы:

- создание предварительного представления об упражнении;

- разучивание упражнения (целостным или расчленённым методом);

- закрепление и совершенствование двигательного навыка.

 

Примерные величины МПУ физкультуры

 
Тип урока Моторная плотность
1. Вводный 10 - 40 %
2. Ознакомление с новым материалом 20 - 40 %
3. Разучивание нового материала 30 - 50 %
4. Закрепление и совершенствование нового материала 50 - 80 %
5. Контрольный 40 - 50 %
6. Комбинированный 40 - 60 %
7. Соревнование 50 - 90 %
8. Сюжетный (сказка, путешествие) 30 - 60 %
9. Круговая тренировка 50 - 90 %

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут.

На уроках физкультуры рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%, после основной 80-100% (в основной и подготовительной группах), 60-80% (в специальной медицинской группе) при его возвращении к исходным величинам к концу урока.

У детей из основной и подготовительной групп нагрузка на уроке физкультуры считается оптимальной, если вызывает среднюю ЧСС 140-160 уд./мин. Для детей специальной медицинской группы средняя частота сердечных сокращений должна находиться в диапазоне 120-130 уд./мин. в начале четверти и 130-150 уд./мин. в основной части урока к концу четверти.

Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.