Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Второй период зрелого творчества, или Центральный венский период творчества. 1781-1791.



4. Второй период зрелого творчества, или Центральный венский период творчества. 1781-1791.

4а. Годы расцвета и признания. 1781-1787. Вена-Прага. Масонство. Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной. Хотя Констанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак, по-видимому, оказался счастливым.

В июле 1782 г. зингшпиль Моцарта «Похищение из сераля» был поставлен в венском «Бургтеатре»; опера имела значительный успех, и Моцарт стал кумиром Вены. За несколько лет он достиг вершин славы. Он был нарасхват, билеты на его концерты (т.н. академии), распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 г. Моцарт дал в течение 6-ти недель 22 концерта. Для этого случая Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов.

Летом 1783 Вольфганг и его жена приезжали в Зальцбург. По этому поводу Моцарт написал свою последнюю и лучшую мессу до минор. Она была исполнена в Зальцбурге, причем Констанца пела одну из сольных партий. Она была неплохой профессиональной певицей, хотя ее голос во многом уступал голосу сестры Алоизии. Сёстры принадлежали к очень музыкальной семье Вебер, из которой вышел и знаменитый оперный композитор Карл Мария фон Вебер.

Возвращаясь в Вену, супруги остановились в Линце, где появилась Линцская симфония. В следующем году Леопольд нанес визит сыну и невестке в их большой венской квартире около кафедрального собора (этот красивый дом сохранился до нашего времени), и хотя Леопольд так и не смог избавиться от неприязни к Констанце, он признал, что дела его сына как композитора и исполнителя идут весьма успешно.

К этому времени относится начало многолетней дружбы Моцарта и Й. Гайдна. На квартетном вечере у Моцарта Гайдн, обратившись к отцу, сказал: «Ваш сын – величайший композитор из всех, кого я знаю». Гайдн и Моцарт оказали значительное влияние друг на друга; первые плоды такого влияния очевидны в цикле из шести квартетов, которые Моцарт посвятил другу в известном письме в сентябре 1785.

В 1784 г. Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в «Волшебной флейте». В те годы немало известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи (в их числе был и Гайдн), масонство культивировалось и в придворных кругах.

Лоренцо да Понте, придворный либреттист, решил работать с Моцартом. Моцарт и да Понте начали с пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро», причем к тому времени с пьесы еще не был снят запрет. С помощью разных хитростей они сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 Свадьба Фигаро была впервые показана в «Бургтеатре». Хотя позже эта моцартовская опера имела огромный успех, она была вытеснена новой оперой Мартина-и-Солера. Между тем в Праге Свадьба Фигаро завоевала исключительную популярность (мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях). Моцарт был приглашен продирижировать несколькими спектаклями. В январе 1787 г. он и Констанца провели около месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни композитора. Директор оперной труппы заказал ему новую оперу. Можно предполагать, что Моцарт сам выбрал сюжет – старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был подготовить не кто иной, как да Понте. Опера Дон Жуан была впервые показана в Праге 29 октября 1787.

4б. Последние годы жизни в Вене. 1787-1791. Реквием и «Волшебная флейта».        В 1787 г. скончался отец композитора. Этот год вообще стал рубежным в жизни Моцарта. Его размышления окрашивал глубокий пессимизм; в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет. Вершиной пути композитора стал триумф Дон Жуана в Праге. После возвращения в Вену Моцарта начали преследовать неудачи. Постановка Дон Жуана в Вене закончилась провалом; на приеме после спектакля оперу защищал один Гайдн. Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем (800 гульденов в год). Император мало что понимал в музыке как Гайдна, так и Моцарта; о сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев».

В 1789 г. пошатнулось здоровье Констанцы, потом самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало угрожающим. В 1790 г. умер император Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре. Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте, и Моцарт отправился туда за собственный счет, надеясь привлечь внимание публики. Это выступление (исполнялся «Коронационный» клавирный концерт) денег не принесло. Вернувшись в Вену, Моцарт встретился с Гайдном; лондонский импресарио Заломон приехал пригласить Гайдна в Лондон, а Моцарт получил аналогичное приглашение на следующий зимний сезон. Он горько плакал, провожая Гайдна и Заломона. «Мы больше никогда не увидимся», – повторял он.

В 1791 г..Шиканедер, актер и импресарио, давний знакомый Моцарта, заказал ему новую оперу на немецком языке для своего «Фрайхаустеатра» в венском предместье Виден (нынешний театр «Ан-дер-Вин»), и весной Моцарт начал работать над Волшебной флейтой. Тогда же он получил из Праги заказ на коронационную оперуМилосердие Тита, для которой ученик Моцарта Зюсмайр помог написать некоторые речитативы  secco. Вместе с Зюсмайром и Констанцей Моцарт в августе отправился в Прагу для подготовки спектакля, который прошел без особого успеха (позже эта опера пользовалась огромной популярностью). Затем Моцарт спешно уехал в Вену, чтобы завершить Волшебную флейту. Опера была исполнена 30 сентября, и тогда же он закончил свое последнее инструментальное сочинение концерт для кларнета с оркестром ля мажор.

Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал Реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал.

15 ноября 1791г. он закончил Маленькую масонскую кантату. Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей в могиле для бедных, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Зюсмайр закончил Реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.