Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первый период зрелого творчества (1773-1781).



3. Первый период зрелого творчества (1773-1781).

3а. Зальцбург-Вена (1773-1777). Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице – Вене. Здесь Вольфганг познакомился с симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Ваньхаля и Гайдна; плоды этого знакомства очевидны в его ранней симфонии соль минор № 25 (К. 183).

Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет – эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии.

Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера «Мнимой садовницы» прошла с успехом. Но музыкант почти не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако Вольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно терял терпение.

3б. Мангейм-Париж (1777-1778). В 1777 г. Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. С матерью он отправился через Германию в Париж. По дороге они остановились в Мангейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Он жадно впитывал новые впечатления, особенно – драматичный симфонический стиль мангеймцев. Моцарт задержался в Мангейме дольше, чем планировалось: причиной стала влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне. Но Леопольд, узнав из писем матери, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал им немедленно ехать в Париж.

Пребывание в Париже оказалось неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к бывшему чудо-ребенку. Хотя Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, отец приказал сыну возвращаться. Вольфганг оттягивал возвращение и вновь задержался в Мангейме. Здесь он понял, что Алоизия равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь угрозы отца заставили его уехать из Германии.

Новые симфонии Моцарта (напр., G-dur, B-dur, C-dur) и инструментальные серенады отмечены кристальной ясностью формы и оркестровки, богатством и тонкостью эмоциональных нюансов, что поставило Моцарта выше всех австрийских композиторов, за исключением Гайдна.

3в. Последние годы службы в Зальцбурге. Разрыв с архиепископом Коллоредо (1779-1781). В январе 1779 г. Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был сочинять, стала более глубокой. Особенно выделяются Коронационная месса и Missa solemnis (т.е. Торжественная месса). Но Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу для Мюнхена - «Идоменей, царь Критский». Она стала итогом опыта, приобретенного композитором в Париже и Мангейме.

В то время зальцбургский архиепископ находился в Вене и приказал Моцарту немедленно отправиться в столицу. Здесь личный конфликт Моцарта и Коллоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха Вольфганга его дни на службе у архиепископа были сочтены. 8 июня 1781 г.он был выставлен за дверь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.