Ход урока. Оформление доски
Ход урока
I. Орг. момент
| - Здравствуйте! Подравнялись! Тихо сели девочки! Еще тише – мальчики!
-Урок математики!
| II.Каллиграфическая минутка
Цель: формировать навык письма цифр:2,9,0.
| -Открываем тетрадки по математике со звездочкой.
-У вас там прописаны числа. Назовите их?
(20,90)
-Какие это числа?
(двузначные числа)
-Посмотрите, как я пропишу числа на доске.
[прописываю на доске числа 20,90]
Прописываем числа.
-Пишем красиво, стараемся.
[Прописывают числа в тетрадках]
| III.Устный счет
Цель: формировать умение устных вычислений (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение двузначных чисел); развивать умение читать примеры разными способами.
| -Внимание на меня.
[показываю карточки с примерами]
Ребята, сколько будет 7+5?
(9)
- Сколько вариантов чтения примера мы знаем?
(4 варианта чтения)
-Прочитайте, пожалуйста, следующий пример:
[Показываю карточку: 5-2]
(1. пять минус два равно три;
2. уменьшаемое пять вычитаемое два значение разности три;
3.пять уменьшить на два равно трем;
4. разность чисел пяти и двух равна трем)
[следующий пример читают сами и говорят ответ]
(20+50=70)
-Хорошо. Следующий пример так же 4 вариантами чтения:
[ Показываю карточку: 20+60]
(1.двадцать плюс шестьдесят равно восемьдесят;
2. первое слагаемое двадцать второе слагаемое шестьдесят значение суммы восемьдесят;
3.двадцать увеличить на шестьдесят получиться восемьдесят;
4. сумма чисел двадцати и шестидесяти равна восьмидесяти)
-Ребята, скажите, а как вы сосчитали?
(20 - это 2 десятка, 60 - это 6 десятков, к 2 десяткам прибавляем 6 десятков получаем 8 десятков, а 8 десятков это 80, значит 20+60=80)
-Ребята, скажите, сколько разрядов имеет двузначное число?
(два разряда)
Какие?
(разряд единиц, и разряд десятков)
-Правильно. Любое двузначное число состоит из двух разрядов.
-На первом месте, что записываем?
(На первом месте справа записывают разряд единиц).
-На втором месте?
(На втором месте справа - разряд десятков.)
Внимание на доску: число 45 сколько имеет единиц, а сколько десятков?
(4 десятка, 5 единиц)
-Хорошо. Молодцы!
| Физ. минутка.
| -Давайте, ребята, немного отдохнём. Встаем.
Встаньте на ноги, потянитесь – раз.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
| IV. Изучение нового материала
Цель: показать прием вычитания круглого двузначного числа из круглого двузначного числа.
V. Закрепление изученного материала
Цель: закрепить прием вычитания; формировать умение измерять длину отрезка и чертить отрезок заданной длины.
| - Открываем учебник на странице 50.
- Прочитайте задание к упражнению 118.
[Ученик читает вслух: Уменьши число 80: 1) на 2 десятка; 2) на 4 десятка; 3) на 5 десятков]
-Что значит уменьшить?
(вычесть)
-Что из чего нужно вычесть?
(из 80 вычесть 2 десятка)
-Сколько в числе 80 десятков?
(8 десятков)
-Посмотрите на рисунки. Как 8 десятков уменьшить на 2 десятка?
(нужно убрать два треугольника (2 дес.))
-Сколько десятков получится?
(6 десятков)
-Как получили?
(из 8 десятков вычтем 2 десятка, получим 6 десятков)
-6 десятков - это?
(60)
-Значит 80-20=60
[записываю на доске]
-[под цифрой два вызываю ученика к доске]
-Как 8 десятков уменьшить на 4 десятка?
(нужно убрать 4 треугольника (4 дес.))
-Сколько десятков получится?
(4 десятка)
Как это записать?
(Из 8 десятков вычтем 4 десятка, получим 4 десятка)
- 4 десятка - это?
(40)
-Значит 80-40=40
-Хорошо.
[под цифрой три вызываю ученика к доске]
-Как 8 десятков уменьшить на 5 десятков?
(нужно убрать 5 треугольников (5 дес.))
-Сколько десятков получится?
(получится 3 десятка)
-Как запишем?
( из 8 десятков вычтем 5 десятков, получим 3 десятка)
-3 десятка – это?
(30)
-Значит, записываем как?
(80-50=30)
-Хорошо. Молодцы!
-Прочитайте задание к упражнению 120.
-Нам нужно сравнить выражения. Чем они похожи и чем отличаются:
1) 9-2 2) 6-3 3) 8-6
90-20 60-30 80-60
-Посмотрите на выражения под цифрой один: 9-2; 90-20.
-Ребята, скажите, чем они похожи?
(в записи чисел одинаковые цифры 9 и 2; вычитание везде)
- Скажите, ребята, чем отличаются?
(1 пример - однозначные числа, второй пример - двузначные числа)
-Давайте решим эти выражения.
[вызываю ученика к доске]
(записываю 9 минус 2, ставлю знак равно, считаю: 9-2=7, записываю результат - 7; записываю 90 минус двадцать, ставлю знак равно, считаю 90-20=70, записываю результат - 70)
[ под цифрой два комментируем с места]
( записываю 6 минус три, ставлю знак равно, считаю: 6-3=3, записываю результат - 3; записываю шестьдесят минус тридцать, ставлю знак равно, считаю 60-30=30,записываю результат - 30)
[под цифрой три самостоятельно в тетради]
[Проверка]
-Ребята, скажите, как нужно считать, кто догадался?
(десятки считаем так же как единицы)
-Правильно!
-Открываем рабочие тетради. Выполняем упражнение 95.
-Выполняем самостоятельно.
[Проверяем упражнение в рабочей тетради]
-Прочитайте задание к упражнению 121.
[Ученик читает вслух]
-Какие числа можно вычесть из числа 50, чтобы в его записи изменилась цифра только в разряде десятков?
(10, 20, 30, 40, 50)
-Какие математические выражения у нас могут получиться?
(50-10; 50-20; 50-40; 50-50).
-Запишите в тетрадь самостоятельно и решите.
-Проверяем.
(50-10=40; 50-20=30; 50-40=10; 50-50=0)
-У кого также, поднимите руку.
- Читаем задание к упражнению 122.
[Ученик читает вслух задание: Начертите отрезок, который длиннее отрезка АК на 6 см]
-Ребята, сможем ли мы сразу начертить нужный нам отрезок?
(нет)
-Почему?
(потому, что мы не знаем, чему равен отрезок АК)
-Как узнать, чему равен отрезок АК?
(измерить линейкой)
-Правильно, Молодцы!
-Как измеряем линейкой?
(начало отрезка совмещаем с отметкой ноль на линейке)
-Берем линейки и измеряем.
[Ученики измеряют отрезок АК линейкой]
-Чему равен отрезок АК?
(4 см)
-Поднимите руку, у кого получилось также.
-Итак, мы нашли отрезок АК.
-Для чего мы находили длину отрезка АК?
(для того чтобы найти длину нужного нам отрезка)
Как нам найти длину нужного нам отрезка?
(нужно к 4 см прибавить 6 см)
Чему будет равен отрезок?
(10см)
Чертим в тетрадках.
[Хожу проверяю по рядам]
| Физ. минутка
| -Давайте немного отдохнём.
[вызываю ученика проводить зарядку]
| VI. Повторение изученного материала
Цель: формировать умение находить закономерность в отрезке натурального ряда чисел и умение продолжать его.
Резерв
Первой группе:
Второй группе
| -Упражнение 124.
-Найдите правило, по которому изменяется в ряду каждое следующее число:
1) 50, 90, 40, 80, 30…
2)30, 90, 20, 80, 10…
3) 20, 70, 30, 80, 40…
Посмотрим на первых два числа. На сколько увеличили 50, чтобы получилось 90?
(40)
-На сколько уменьшили число 90, чтобы получилось 40?
(50)
-Ребята, вы поняли, в какой закономерности изменяются числа?
(да, они сначала увеличиваются на 40, затем уменьшаются на 50)
-Теперь продолжите запись чисел в ряду по тому же правилу. Запишите первый ряд чисел и продолжите его.
-Какие числа получились?
(70, 20, 60, 10)
[под цифрой 2 и 3 выполняем по вариантам]
-Проверяем. Какие числа получились под цифрой два?
(70 и 0)
-Как вы поняли, в какой закономерности изменяются числа?
(они сначала увеличиваются на 60, затем уменьшаются на семьдесят)
-Какие числа получились под цифрой три?
(90, 50, 100)
-В какой закономерности изменяются эти числа?
(они сначала увеличиваются на пятьдесят, зачем уменьшаются на сорок)
-Сейчас, ребята немного поиграем. Делимся на две группы.
[Делю на две группы и выбираю главного]
-Я вам раздаю числа, из которых вам нужно будет составить верные числовые равенства.
[Выполняют задание: совещаются в группах и составляют числовые равенства]
Проверяем. Так что же у нас получилось у первой группы?
(3+5=8; 8-3=5; 8-5=3; 30+50=80; 80-30=50; 80-50=30)
Молодцы!
-А что же получилось у второй группы?
(4+5=9; 9-5=4; 9-4=5; 40+50=90; 90-40=50; 90-50=40)
-Хорошо. Молодцы!
| VII. Рекомендации к д/з
VIII. Итог урока. Рефлексия
| -Открываем дневники. Записываем домашние задание.
-Страница 42,задание 96.
-Вам нужно будет найти правило, по которому записаны пары равенств, и вписать числа в «окошки»
- Чему научились на уроке?
(выполнять вычитание двузначных чисел).
- Что повторили?
(сравнение однозначных и двузначных чисел; сложение двузначных чисел)
-Спасибо за урок!
|
Оформление доски
|