Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ



УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ

В 1158 г. сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей г. Владимир на Клязьме, основанный до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить главный храм своего княжества, ставший главным храмом Северо-восточной, «Залеской», Руси - Успенский собор. Успенский собор стал крупнейшей перестройкой новой столицы, центром её архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.

Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии - ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не только в политическое, но и в церковное соперничество.

Для выполнения такой задачи местных мастеров было недостаточно, и тогда, по словам летописца, во Владимир «Бог привёл мастеров из всех земель». В их числе были мастера из Киева, днепровских городов, Галича, Греции и германии- присланные самим императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой: тем самым притязания князя Андрея на самостоятельность как бы получали внешнеполитическую поддержку. Белокаменные храмы Владимира, построенные при Андрее Боголюбском и его преемнике, Всеволоде Большое гнездо, принадлежат к памятникам архитектуры мирового значения.

По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской. На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Храм был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что собор получил наименование «Златоверхого».

От стен Успенского собора берёт свое начало знаменитая белокаменнаярезьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции - «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников севастийских», «Вознесение Александра Македонского на небо»- последний сюжет был в средние века широко распространён в Европе и на Востоке.

Когда с Успенского собора сняли строительные леса, народ ахнул: такой церкви на Руси ещё не видали! «Князь Андрей,- пишет летописец, - украсил её различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащённых дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорчьями; он освятил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды, и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны».

Во время престольного праздника успения Богоматери в соборе открывались «златые врата» соборных порталов и в храм устремлялся поток богомольцев. Под их ногами расстилался сверкающий ковёр из цветных майоликовых плиток и медных позолоченных плит. Пламя свечей отражалось на драгоценной утвари. А на хорах, над головами празднично одетой толпы, стоял князь и его приближённые.

«Молодость» собора была тревожной. Раз за разом на него обрушивались жестокие бедствия. Законченный в 1160 г., Успенский собор жестоко пострадал от пожара в 1185г. выгорели все деревянные конструкции, а белый известняк стен обгорел до такой степени, что зодчие, восстанавливавшие собор, были вынуждены возвести вокруг него новые стены и связать их арками со стенами старого собора, который, таким образом, оказался как бы «в футляре». Восстанавливая собор, владимирские мастера расширили его и увеличили алтарную часть.

Новая беда пришла в 1238г. Взявшие город штурмом татары приступили к стенам Успенского собора, где укрывались множество Владимирцев, княжеская семья и епископ Митрофан. Татары обложили собор снаружи брёвнами и хворостом и подожгли его. Множество людей, искавших спасения в соборе, задохнулось от дыма. Выбив двери храма, татары устроили в нём резню. Все реликвии были расхищены, но храм, обгоревший и разграбленный, устоял.

В XIII в. Собор слегка подправили, покрыли кровлю оловом и пристроили к юго-западному углу не существующий ныне придел Святого Пантелеймона. Но в 1410г. ворвавшаяся во Владимир орда татарского царевича Талыча опять разграбила собор, содрав с него даже золоченое покрытие куполов. Правда, главные святыни храма были спасены: есть легенда, что драгоценная утварь была укрыта в каком-то тайнике внутри собора и до сих пор остаётся там, ненайденная. Татары безуспешно пытали о местонахождении сокровищ священника Патрикия, но так и ничего не добились.

В 1536г. собор снова горел.

К XVIIIв. Обветшавший в результате многократных разорений собор был весь покрыт трещинами «от подошвы до своду», грозя вот-вот развалиться. Были предприняты срочные меры к его спасению. Храм починили.

Во владимирском Успенском соборе были погребены князь Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, князь Юрий Всеволодович, убитый татарами в битве на реке Сить, другие владимирские князья XII-XIIIвв., владимирские епископы и митрополиты, среди них- митрополит Максим, перенесший в 1299г. кафедру из Киева во Владимир. В соборе хранились великокняжеские одежды XII-XIIIвв., шлем и стрелы князя Изяслава Андреевича- доблестного сподвижника своего отца, Андрея Боголюбского, в походах против волжских болгар.

До 1395г. в Успенском соборе находилась одна из величайших русских святынь- икона Владимирской Богоматери, впоследствии перенесённая в Москву. По преданию, её написал сам евангелист Лука.

Из первоначального убранства собора сохранилось немногое. Роспись храма погибла в пожаре 1185г. и от неё уцелел лишь небольшой фрагмент: два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент, фигуры пророков со свитками в руках. От послепожарной росписи  1189г. до наших дней также дошло только несколько фрагментов. А роспись, сделанная в 1237 г., накануне татарского нашествия, частью погибла, частью сильно пострадала во время пожара, сопровождавшего татарский погром.

Только в 1408г. восстанавливать живопись Успенского собора приехала группа мастеров из Москвы. Это были легендарные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Придерживаясь старой системы размещения сюжетов, они расписали собор фактически заново. Дошедшие до наших дней со значительными утратами фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного являются сегодня драгоценной достопримечательностью владимирского успенского собора.

Созданный талантом безвестных мастеров XII столетия, осенённый гением Андрея Рублёва, прошедший через пожары и разорения, владимирский Успенский собор и сегодня устремляется к небу с высокого берега Клязьмы - светильник духа, с любовью возжённый некогда руками наших предков. И далеко из-за Клязьмы видно золотое пламя куполов…

Литература:

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. уч. заведений: В 2Ч. - М., 2002.- Ч. 1. - 400 с.

2. Греков Б.Д. Киевская Русь.

3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М.,1990.

 

                                                                                                           



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.