![]()
|
|||||||
Храм славянского города (его история, внутреннее устройство), культурное значение (на примере одного из изученных храмов славянских городов)Стр 1 из 3Следующая ⇒ Храм славянского города (его история, внутреннее устройство), культурное значение (на примере одного из изученных храмов славянских городов) Важной вехой в истории древнерусской культуры является принятие христианства. Дохристанская религия (т. е. языческая) представляла собой целый комплекс первобытных воззрений, верований и культов, отражавших зависимость людей от природных условий. В язычестве можно выделить несколько разновременных пластов, восходящих к различным историческим эпохам. Наиболее архаичный пласт составляли: одухотворение природы, вера в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), якобы управлявших стихиями и отдельными земными обьектами (лесом, водными источниками и т.д.), почитание земли, воды, огня, растений и некоторых животных. Более поздний пласт представлен общинными аграрными культами и семейно- родовым культом предков. Позже сформировались племенные культы: каждое племя имело своих богов-покровителей. Сохранение племенных культов, многобожие мешали консолидации социальной верхушки и реальному обьединению племён. Попытка Владимира создать единый пантеон из наиболее почитаемых богов во главе с Перуном не увенчалась успехом. Рождавшееся классовое общество нуждалось в соответствующем идеологическом оформлении. С утверждением феодального строя язычество должно было уступить место религии, освящавшей социальное неравенство и эксплуатацию. Такой религией стало христианство с его монотеизмом, иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью сопротивления злу и насилию. Христианство стало распространяться на Руси гораздо раньше официального обряда крещения, совершенного Владимиром в Киеве. Подтверждением этого служит следующий факт. Когда киевские князья- язычники успешно осаждали Царьград (Константинополь), они заключали договоры о равноправном сотрудничестве с Византией. В 911 г. князь Олег и его дружина клялись при этом языческими богами, а в 944 г., во время приёма греческих послов после очередного похода князя Игоря, часть его дружины клянётся соблюдать договор по-христиански: «честным крестом» и церковью Святого Ильи (выстроена в Киеве в честь Ильи Пророка). Христианская вера получает всё большее распространение среди славян. Первой правительницей Руси , крещённой и похороненной по православному обряду, была киевская княгиня Ольга(945-966) . Археологические раскопки в Киеве выявили женские христианские погребения в Х в. Не только в женских захоронениях этого времени встречаются свидетельства соседства языческих и христианских погребальных обрядов. Христианские символы- кресты из бронзы и серебра - обнаружены не только в Киеве, но и в Новгороде, в Верхнем Поднепровье, Поволжье. «Крещение Руси», состоявшееся в 988 г., практически означало лишь официальное провозглашение христианства господствующей религией и запрещение языческих культов. Много лет в народе также происходило поклонение языческим богам и жертвоприношение. Принятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения её к культурным богатствам Византии и всего христианского мира. Признаётся и большая роль церкви в развитии русской культуры: в распространении письменности и «книжности», создании крупных литературных и художественных ценностей. Христианство сформировало ценностно-смысловое поле древнерусской культуры. Она обрела единое пространство и единый язык. Последнее было весьма важно. Православие разрешало вести богослужение на своём языке.
|
|||||||
|