Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Храм славянского города (его история, внутреннее устройство), культурное значение (на примере одного из изученных храмов славянских городов)



Храм славянского города (его история, внутреннее устройство), культурное значение (на примере одного из изученных храмов славянских городов)

Важной вехой в истории древнерусской культуры является принятие христианства. Дохристанская религия (т. е. языческая) представляла собой целый комплекс первобытных воззрений, верований и культов, отражавших зависимость людей от природных условий.

В язычестве можно выделить несколько разновременных пластов, восходящих к различным историческим эпохам. Наиболее архаичный пласт составляли: одухотворение природы, вера в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), якобы управлявших стихиями и отдельными земными обьектами (лесом, водными источниками и т.д.), почитание земли, воды, огня, растений и некоторых животных. Более поздний пласт представлен общинными аграрными культами и семейно- родовым культом предков. Позже сформировались племенные культы: каждое племя имело своих богов-покровителей. Сохранение племенных культов, многобожие мешали консолидации социальной верхушки и реальному обьединению племён. Попытка Владимира создать единый пантеон из наиболее почитаемых богов во главе с Перуном не увенчалась успехом. Рождавшееся классовое общество нуждалось в соответствующем идеологическом оформлении. С утверждением феодального строя язычество должно было уступить место религии, освящавшей социальное неравенство и эксплуатацию. Такой религией стало христианство с его монотеизмом, иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью сопротивления злу и насилию.

Христианство стало распространяться на Руси гораздо раньше официального обряда крещения, совершенного Владимиром в Киеве.

Подтверждением этого служит следующий факт. Когда киевские князья- язычники успешно осаждали Царьград (Константинополь), они заключали договоры о равноправном сотрудничестве с Византией. В 911 г. князь Олег и его дружина клялись при этом языческими богами, а в 944 г., во время приёма греческих послов после очередного похода князя Игоря, часть его дружины клянётся соблюдать договор по-христиански: «честным крестом» и церковью Святого Ильи (выстроена в Киеве в честь Ильи Пророка).

Христианская вера получает всё большее распространение среди славян. Первой правительницей Руси , крещённой и похороненной по православному обряду, была киевская княгиня Ольга(945-966) . Археологические раскопки в Киеве выявили женские христианские погребения в Х в. Не только в женских захоронениях этого времени встречаются свидетельства соседства языческих и христианских погребальных обрядов. Христианские символы- кресты из бронзы и серебра - обнаружены не только в Киеве, но и в Новгороде, в Верхнем Поднепровье, Поволжье.

«Крещение Руси», состоявшееся в 988 г., практически означало лишь официальное провозглашение христианства господствующей религией и запрещение языческих культов. Много лет в народе также происходило поклонение языческим богам и жертвоприношение.

Принятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения её к культурным богатствам Византии и всего христианского мира. Признаётся и большая роль церкви в развитии русской культуры: в распространении письменности и «книжности», создании крупных литературных и художественных ценностей.

Христианство сформировало ценностно-смысловое поле древнерусской культуры. Она обрела единое пространство и единый язык. Последнее было весьма важно. Православие разрешало вести богослужение на своём языке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.