|
|||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11. вопрос (20 баллов). Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм.Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11 1 вопрос (20 баллов) Материалистический подход к социально-исторической проблематике в рамках философии марксизма Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм. Исторический материализм. Особенность исторического материализма состоит в том, что общественное развитие он рассматривает как естественно-исторический процесс, т. е. такой же закономерный и объективный, как и природные явления, не только не зависящий от людей, но формирующий их волю и сознание. Его основной принцип был сформулирован еще в немецкой идеологии: «Не общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот общественное бытие определяет общественное сознание». Общественное бытие понимается как реальный процесс жизни людей, основу которого составляет производство материальной жизни. (Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство - это воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе — трудовая деятельность людей). Производство рассматривается исторически, как ряд исторически конкретных способов производства. Способ производства - производительные силы общества (производительные силы - созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ) и производственные отношения (В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения — экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями) в их единстве. Способ производства определяет исторически конкретный тип общества в целом - общественно-экономическую формацию. Общественно-экономические формации: 1) Первобытно-общинный строй 2) Рабовладельчество 3) Феодализм 4) Капитализм 5) Коммунизм (общество бесклассовое) При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, марксизм использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис — это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений. Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение. Поступательное развитие человеческой цивилизации, согласно марксизму, осуществляется благодаря смене общественно-экономических формаций. Преемственность истории определяется производительными силами, которые постоянно совершенствуются и развиваются. Что же касается производственных отношений, то для их развития характерна прерывность. Выполнившие и исчерпавшие свой ресурс производственные отношения отмирают или же ликвидируются, а на их месте возникают более современные и эффективные производственные отношения.
|
|||
|