Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БЕСЕДА ШЕСТАЯ



БЕСЕДА ШЕСТАЯ

 

Мне кажется, нужно сохранить в этом какую-то... красоту, чувственность, поэзию, музыку. Вот для меня отношения интимные с противоположным полом — это музыка. Если музыки нет, я вообще не понимаю, зачем этим заниматься. А если есть, тогда — да! Три дня, де­сять лет — какая разница, как сложилось, но красиво. И в тебе, и в ней что-то такое... Я помню, был у меня в молодости роман длиной в три дня. Я до сих пор все помню, все! И финальный аккорд: «Ты на мне женишь­ся?» — «Нет». — «Ну, прощай». Она так и не отдалась. Но очень хотела. И я хотел. И все было красиво, роман­тично, страстно. Но финальный аккорд — такой. «Спаси­бо, — сказал я ей, — за все, что было, спасибо. Я тебя никогда не забуду». Честно говоря, помню я ее уже смут­но, но то, что было между нами, помню очень хорошо. Я шучу. Конечно, я помню, потому что это — музыка, по­нимаете?

Вы услышали хорошую музыку один раз в жизни, так неужели вам надо слушать ее с утра до ночи, каждый день? Нет. А ведь люди обычно защищаются и превра­щают это в примитив, предельный примитив. Например, читаю в книжке — в книжке! — почтенный старец, раз­работавший систему закаливания и прочее, работающий над долголетием пишет: «Половой акт — это взаимный массаж половых органов». Да, думаю, на хрен мне твое долголетие после этого? Это он долголетием занялся. Да на фиг мне твое такое долголетие. Или когда молодежь кричит о свободе. Ведь у них «свобода от», «свободу для» никто не ищет! Все ищут только свободу от этого и от того, от пятого и от десятого, ходят свободные и пустые, как пробки. И начинают это сводить к каким-то примитивным физическим взаимодействиям в антисани­тарных условиях или в состоянии сильного наркотическо­го или алкогольного опьянения.

Я в жизни ничего страшнее не слышал, чем призна­ние одной женщины, что она своего первого мужчину не помнит, потому как была пьяная вдрабадан. Я думаю:

«Эх, не Шекспир я, вот бы написал трагедию, все чело­вечество бы вздрогнуло!» А музыку ведь не забудешь, она звучит в тебе. Я никогда не забуду, как я первый раз слушал Шестую симфонию Чайковского. А иначе нач­нется упрощение, потом умаление, потом умиление по этому поводу, а потом страдания, страдания, страдания, которые все облагораживают. Да не облагородят пробку никакие страдания! Если внутри примитив, то там прими­тив. Нет там музыки, ну нет ее! А когда люди под видом духовности начинают подводить базис под свою прими­тивность и нежелание вообще делать какие-то усилия в области человеческой культуры, то, извините меня, гун­ны по сравнению с этими людьми — высокодуховные су­щества, выполнившие божественную миссию по разграб­лению Рима.

 

Любопытная вещь: именно вчера случайно нашлась книжечка, которую давно, еще в 1976 году, мне пода­рили. А в ней вырезка из старинной книги, дореволюци­онной, цитата известного писателя, русского философа Мережковского. Вот я этой цитатой и хочу начать беседу: «До сих пор одни много знали, но слишком мало любили, другие много любили и слишком мало знали; но только тот, кто будет много знать и любить, может сделать для человечества что-нибудь истинно прекрасное и великое».

Как видите, случай материального подтверждения пра­вильного направления. Это действительно, формально го­воря, случай. Случайно нашлась книжечка, а в ней случай­но оказалась бумажка с этим текстом.

 

ПОСТИЖЕНИЕ ЛЮБВИ

Тема, которую мы хотим попробовать обдумать в этот раз, много сложнее предыдущей. Мы выросли в такой культуре и в такой цивилизации, которая дает какие-то актуальные, потенциальные, психологические механизмы для усилий, направленных в сторону знания, в сторону беспощадного знания, в сторону истины. Но мы практи­чески вообще не имеем механизмов, с помощью которых смогли бы делать усилия для постижения Любви. Это де­фект нашей культуры и нашей цивилизации.

Хотя, казалось бы, христианская традиция содержит в себе элементы того необходимого, из чего у человека формируется способность любить. Но между христиан­ством как духовным импульсом и религиозным государст­вом, религиозной организацией, существует колоссальная разница. И поэтому даже люди искренне верующие, в духе веры воспитывающие своих детей, не имеют возможности в большинстве случаев сформировать необходимые свой­ства психики. Ибо психика, как мы не раз уже говорили, система принципиально открытая. Она формируется на взаимодействии генетических предпосылок организма и всех взаимодействий среды, в которой данный организм развивается.

Достаточно взять известные в мировой классике про­изведения поэзии, живописи, музыки, посвященные теме любви, чтобы мы оказались в совершенно глупом положе­нии. Не понятно — что это? О чем там написано? Что там изображено? Что там звучит? Какое отношение имеет к обычной жизни обычного человека? И в силу развитых психологических механизмов защиты мы делаем вывод, что это просто фантазии, некие идеально-художественно- эстетические условности. Но даже для того, чтобы фанта­зировать об этом, идеализировать это, тоже необходимо иметь, чем это делать.

Попробуем поразмыслить, как это произошло. Откуда началось? Мы прекрасно знаем, что для развития тонкой, дифференцированной психики, в том числе и ее эмоцио­нально-чувственной сферы, необходимо иметь достаточ­ное количество времени, свободного от удовлетворения насущных потребностей. Кто располагал таким временем на протяжении всей истории нашей цивилизации? Люди так называемых свободных профессий или достаточно бо­гатые представители различных сословий (в основном ари­стократы). Они могли заниматься развитием таких способ­ностей. Мы прекрасно знаем, что все искусство, накоплен­ное человечеством, — или аристократическое, или выпол­ненное по заказу тех же аристократов, церкви, государства. В любом случае оно создавалось на деньги богатых людей.

Мы с вами смутно представляем, но все-таки представ­ляем, что, скажем, Микеланджело, для того чтобы стать тем, кем он стал, при всей его природной одаренности нужно было жить на содержании у того, кто мог себе это позволить (получать за его счет образование, есть, пить, читать книги и т. д.).

Если политические вожди становились вождями, ро­дившись не в среде власть имущих (вожди крестьянских восстаний тому пример), то художник таким путем стать художником не мог. И только в конце XVIII и в XIX веке, с появлением общедоступных музеев, возникла категория художников-разночинцев. И образование они получили уже государственное. Но и где-то в это время произведе­ния о любви как таковой исчезли, уступив место произ­ведениям о социальных процессах. Великая русская дво­рянская, подчеркиваю, дворянская литература ничего по­добного уже нам не оставила. Это можно сказать даже о Тургеневе, хотя он был великим знатоком чувств. Я уже не говорю о философии.

Почему? Да потому, что зародившееся в начале XVIII века европейское рациональное мышление в силу рационализированной картины Мира игнорировало это позитивистским, эмпирическим подходом. Выигрывая в развитии сознания и его механизмов, мы вынуждены бы­ли пожертвовать механизмами, связанными с эмоциональ­ной сферой человека. А посему мы просто не в состоянии представить, ощутить, пережить тот эмоциональный мир, который был, скажем, у Лейлы и Меджнуна. Или тот эмо­циональный мир, на котором построены некоторые тан­трические школы.

То, что мы называем сильным чувством по меркам раз­витой души, развитого эмоционального человека, в боль­шинстве случаев нечто болезненное, чаще всего разрушаю­щее человека, дисгармоничное. Ну а то, что мы называем «чувствами на каждый день», вообще к чувствам никакого отношения не имеет.

Исследования возможностей эмоционального мира человека всегда убеждали: чувства, эмоции, пережива­ния — это огонь, который может расплавить «металлы ду­ши» и создать из них единый сплав. Тот огонь, который из осколков знания создает единое целостное сознание и из раздробленного, разделенного человека — человека целост­ного, тотального. Таковы традиции бхакти-йоги (пути люб­ви) или суфийских орденов, называвших себя влюбленны­ми в истину, в Бога, традиции управляемых экстатических состояний, традиции предельного напряжения и предель­ной реализации эмоционально-чувственного восприятия, требующие колоссальной трансформации тела (потому что наше с вами тело просто этого не выдержит).

В этом смысле характерны результаты одного опро­са, проведенного в Америке. Согласно ему, каждый пятый американец хотя бы один раз испытывал в своей жизни экстатическое, мистическое или духовное переживание. Но четверо из пяти переживших не хотят, чтобы это ко­гда-нибудь повторилось, хотя все они признают, что это прекрасное, великолепное переживание.

В моей практике был такой случай, когда довольно прилично подготовленная пара, муж и жена, любящие друг друга, обратились ко мне с просьбой обучить их глу­бокому резонансному взаимодействию. Я их обучил, они это сделали, но оба единодушно заявили, что больше ни­когда не хотят подобного переживать.

Мои наблюдения в результате работы на протяжении многих лет с различными людьми, в том числе актера­ми, художниками, обсуждения и исследования этой те­мы с учеными, моя личная уверенность таковы: МЫ НЕ ЗНАЕМ, что такое эмоциональный мир. Мы не знаем, что такое чувствовать, переживать, что такое экстаз (не как психологическоке отклонение, а тот, о котором написа­ны поэмы и симфонии). Мы не знаем, что такое любовь к Другому. Мы не знаем даже, что такое любовь к самому себе. Мы не знаем, что такое любовь к Миру. То, что мы называем этими словами, — это тень теней.

 

УМЕЕМ ЛИ ПЕРЕЖИВАТЬ

Возникает вопрос: а не является ли это оскудение эмо­циональной сферы закономерным, необходимым этапом эволюции, неизбежностью? А может, эти напоминания из прошлого только мешают, дразнят, обманывают наше воображение? Сегодняшние исследования, как ни пара­доксально, в большой степени подтверждают, что высшее состояние человеческого сознания как бы безэмоционально. То есть то, что называется просветлением, ясным ви­дением, состоянием высшей степени актуализации всех возможностей, вообще не содержит в себе какого-либо эмоционального компонента, оно как бы нуль. Но ведь это с точки зрения нашего сегодняшнего понимания.

Кроме того, предшествующее этому состояние как раз является состоянием очень высоких положительных эмо­ций, связанных с деятельностью субдоминантного полу­шария. Суть в том, чтобы выйти в тотальное состояние, в котором как бы уже нет эмоций, но нет и мыслей. Для этого необходимы та переплавка, та внутренняя интегра­ция, слитность тотального нашего существа, которая не­достижима с помощью логического, дискурсивного, опи­сательного сознания.

Известно, что вдохновение, что бы мы ни подразумева­ли под этим словом, выражается в некоем подъеме, в воз­вышенном, выходящем за рамки привычного эмоциональ­ного состояния. Мы «даже» знаем, что период «острой влюбленности» тоже несколько отличается от всего того, что происходит потом. Мы также время от времени чув­ствуем некоторую тоску, переживаем смутное ощущение, что что-то у нас в этой области не так. Одни бросаются в погоню за наслаждениями, пытаясь таким образом запол­нить пустоту, другие, наоборот, погружаются в состояние некоторого аскетизма, третьи пытаются пробудить в себе «это» с помощью наркотиков.

Но все мы где-то в глубине себя ощущаем нечто «та­кое», потенциально в нас присутствующее. Мы только не знаем, как это обнаружить и реализовать в своей жиз­ни, потому что не то чтобы много любить, а просто лю­бить — и то утомительно для большинства людей. Это за­бирает столько сил. А разочарования? А обман? А измены? А вдруг она/он меня бросит? Но когда касаются любви с точки зрения духовной традиции, то имеют в виду не ка­кой-нибудь единичный случай (любой из них только част­ное выражение этой ситуации), а способность любить как таковую. Если в человеке она есть, остальное уже вопрос его биографии. А если нет, то какой бы «богатой» ни была его биография, мы не обнаружим в ней следов любви.

Что и говорить: нарисованная мною картина, безус­ловно, мрачная. Я больше двадцати лет с разных сторон всматриваются в нее и понимаю: ситуация действительно безнадежна. Ведь если взять современного человека в со­временных условиях (даже при наличии у него сильного сознательного или полусознательного желания) и пора­ботать с ним года три, то можно, добиться лишь одно­го: чтобы он однажды, на какой-то момент, в специально созданной для этого ситуации ощутил, что же это такое.

В большинстве случаев он отказывается от своего жела­ния. Потому что, как выясняется, не готов платить за этот «товар».

Весь мой опыт подтверждает: что-нибудь реально из­менить в этой области даже в одном человеке практи­чески невозможно, хотя вся моя устремленность, твор­ческий и профессиональный азарт не позволяют отка­заться от поисков каких-либо неизвестных мне сегодня возможностей.

Поэтому я решил все-таки использовать эту ситуацию и попытаться у вас на глазах и при вашем, пусть пока мол­чаливом, участии проникнуть в проблему и посмотреть, что же там.

 

ПРЕПЯТСТВИЯ ЛЮБВИ

Попробуем пойти наиболее понятным и ясным для нас с вами ходом. И прежде всего, обрисовать в общем виде основные препятствия.

Первое из них — состояние нашего организма, его взаимоотношение с эмоциональной сферой. Я приводил уже пример с высококвалифицированными спортсмена­ми, которые не выдерживали интенсивную пятнадцатими­нутную эмоциональную нагрузку. При этом они ощущали, что их прекрасно тренированные тела не справляются. Безумную усталость они трактовали как усталость физиче­скую. Это было для них крайне неожиданно. Биохимиче­ские исследования показывают, что при ситуации управ­ляемого стресса (то есть управляемого эмоционального напряжения) происходит выброс в кровь гормонов, в предельном режиме работают надпочечники, гипофиз, и реабилитация после такой нагрузки занимает две недели. Организм приходит в норму (подчеркиваю — речь идет о тренированном спортсмене) через две недели.

Из психотерапевтической практики известно, что эмо­циональный срыв в результате стресса достаточной силы и продолжительности приводит к повреждениям, кото­рые при всех благоприятных условиях восстанавливаются в течение трех лет, если вообще это удается. Не зря в таб­лице стрессогенных факторов свадьбы и разводы выража­ются одинаковым количеством баллов.

Сильные как положительные, так и отрицательные эмоции одинаково ставят нас в экстремальную ситуацию по отношению к своему организму. Первый, самый про­стой вывод состоит в том, что нужно коренным путем из­менить взаимоотношения между эмоциональной сферой и сомой (то есть телом).

Я уже говорил как-то, что традиция тантрической йо­ги, которая строилась на подготовке к интимному контак­ту и рождении в этом контакте определенных пережива­ний, трансформаций, к постижению определенных вы­соких состояний, вырождается по той простой причине, что не находится достаточно здоровых людей — даже там, в Гималаях. Люди просто не в состоянии выдержать трех­летнюю программу подготовки, которая необходима. По этой же причине закрываются пути, связанные с тради­циями бхакти-йоги, суфийских влюбленных и т. д., — лю­ди, которые могли бы это выдержать физически, телес­но просто отсутствуют. Как ни банально, как ни оскорби­тельно для высоких намерений — практика доказывает эту простую истину. Убедиться в ней несложно.

Второе препятствие: неразвитость и недифференцированность нашего эмоционально-чувственного мира. Здесь, конечно, положение лучше в том плане, что все-таки со­храняется когорта людей, обладающих развитой сферой эмоционально-чувственного восприятия.

Но большинство из них — сильно интровертированные, а потому темперамент является достоянием их су­губо внутреннего мира, причем настолько, что даже тем, с кем хотели бы вступить в контакт, эти люди кажутся, особенно вначале, холодными, бесчувственными, не обла­дающими эмпатией и т. д. Они настолько тонко чувствуют внутри, что внешне по отношению к другим не выражают ни малейших эмоций. Они как бы хранители, носящие в себе дифференцированное, тонкое чувствование, которое для чего-то предназначено, но для чего — они сами чаще всего не знают. Прекрасно уже то, что это есть, что это сохранилось.

Существуют техники и методики вывода этого качества, способные, при желании конечно, превратить его из по­тенциального, сугубо субъективного, в актуальное, входя­щее во взаимодействие, в чувствование других людей и т. д.

Сохраняются, чаще в мире художественно-профес­сиональной деятельности, относительно здоровые люди с развитой эмоционально-чувственной сферой, с диффе­ренцированным восприятием, с богатым арсеналом чувст­вования. Должен сказать, что классическая музыка (сама по себе будучи выражением эмоционально-чувственного мира) позволяет человеку, получившему музыкальное об­разование и живущему в мире музыки, создать достаточно развитую эмоциональную структуру психики. Но посколь­ку мир повседневной жизни никакого отношения к клас­сической музыке не имеет, а даже наоборот, то это чаще всего превращается во «внутреннее богатство» или — в идеальном случае — в богатство некоего сообщества, по­добного описанному Гессе в «Игре в бисер».

Как видим, проблема разрешима в принципе. Во вся­ком случае, видны пути ее решения, хотя и далеко не про­стые. Чувствительность без силы — неврастения. Сила без чувствительности — «дуб могучий, дуб зеленый» — символ тупости.

Третье препятствие для человека, который хочет при­близиться к миру любви, — это Другой. И если с точки зрения знания проблема состоит в понимании Другого, умении говорить с ним на его языке, увидеть его карти­ну Мира и его систему потребностей и т. п., то с точки зрения любви — в умении чувствовать так же, как он, до тончайших оттенков. Полностью разделять с Другим его чувствование, его способы переживания, его мироощуще­ние, что предполагает очень развитую эмпатию, или, как мы говорим, владение психоэнергетическим резонансом. Это для начала.

Если трезво посмотреть на объем работы, необходи­мый для решения обозначенных трех задач, то увидим, что попадаем в ситуацию безнадежную. Откуда взять та­кую силу потребности, чтобы выполнить всю работу, если эта сила тоже определенным образом зависит от умения чувствовать? А если прибавить работу, о которой мы го­ворили в предыдущем цикле (первая — пятая беседы), то откуда взять столько желания и сил на все?

Ведь мы большие хитрецы по отношению к себе, мы тщательно скрываем от себя, что духовность нам чудится как некий способ быстрого самооправдания, способ реа­лизации желания быстро вырасти в собственных глазах, реализовать главную потребность — повысить самооценку. Мы видим в ней некое уникальное психотерапевтическое средство, а не работу. И при слове «работа» всегда как-то немножко неуютно. Другое дело — праздник, игра, музы­ка, что-нибудь романтическое, когда попереживаешь ча­сок, на душе полегчало — и жить по-прежнему.

Взять то, что заложено создателями храма, где проис­ходит катарсис, освобождение. И опять жить по-прежнему. Но если в сфере знаний у нас еще есть место, которое дает понять, что мы знаем мало, то в сфере чувствова­ния — как убедиться хотя бы в относительной истинности мрачного текста, который я сегодня произнес? Рекомен­дую простой способ: включите запись Шестой симфонии Чайковского, или Пятой — Бетховена, или органных про­изведений Баха и попробуйте искренне, с отдачей проди­рижировать не в уме, а руками перед воображаемым ор­кестром. И посмотрите, что с вами будет, если вы это вы­держите до конца. Сорок пять минут «помахать» руками в резонансе, проникаясь чувством, переживая.

Меня однажды попросили в одной московской теат­ральной студии провести двухчасовое занятие — трени­ровочную репетицию, связанную с развитием эмоционально-чувственной сферы. Я провел. И ребята, безумно влюбленные в свое дело (действительно, по-настоящему, искренне), молодые, здоровые, сказали: «Если так каждый день, то не сможем».

 

ХОРОШО, НО ТЯЖЕЛО

Достаточно сильная эмоциональная концентрация да­ет эффект субъективного времени — когда мы повышаем скорость своего проживания, развиваем свою эмоциональ­ную сферу, у нас постепенно возникает «несовпадение во времени». То есть у нас день — это что-то огромное, а у че­ловека, живущего рядом с нами, что-то быстро пролетаю­щее. Отсюда несоответствия: одному человеку кажется, что это было безумно давно, другому — совсем недавно, но первый при этом все помнит, второй — ничего.

А бездны трагических переживаний... В современном театральном мире трагических актеров, в полном смысле этого слова, — боюсь ошибиться, но не более трех, если они вообще есть. За свою жизнь я встретил всего двух лю­дей с сохраненной витальной энергией — даже странно на них смотреть, они кажутся нездоровыми, потому что фантастически здоровы. Это не значит, что они были ту­пыми во всех других отношениях, — отнюдь нет, просто тут уникальное совпадение генетического материала с об­стоятельствами жизни.

«Четверка» — это хорошо и полезно, так почему не держите это постоянно? Почему это не стало вашим нор­мальным состоянием? По той же причине, что и страх перед другим качеством эмоционального мира. Женщи­ны сразу задают вопрос: «А меня в этом качестве мужчи­ны будут любить или я так и останусь соломенной вдо­вой?» Мужчины сразу спрашивают: «А как в этом делать? А как думать буду? А рационализм?» Утрирую, конечно. Вопросов много разных и более тонких по форме. Но по существу все они сводятся к двум: не напугаю ли я окружающих, потому что уже буду другим? Не буду ли я в слишком хорошем самочувствии, чтобы у меня было же­лание что-либо контролировать в реализации своих чув­ственных интересов?

 

СМЕРТЬ И ЛЮБОВЬ

Первый вопрос (о его причине мы много говори­ли) — от отсутствия желания выйти к «Я есть» и вылупить­ся из Мы. Второй вопрос рожден страхом перед своей, якобы существующей, скрытой, ужасно демонической си­лой. Если, не дай бог, расслабится какой-то там контроль, она, эта сила, разнесет все в клочья. Легенда об этом пе­редается из поколения в поколение. Откройте эту дверку, а оттуда — пи-пи-пи — мышка же осталась! И все. Мы же думаем, что там могучий дракон дремлет, кундалини в коп­чике свернулась и ждет. Нет, там пи-пи-пи... Но легенда дает себя чувствовать потенциально могучим.

Что с этим делать? Совет простой: любить, и как мож­но больше, как можно смелее. Любить людей, любить партнеров противоположного пола, любить природу, му­зыку, Космос, Землю, страдать как можно больше и радо­ваться как можно больше, глубже... Ничего нового здесь нет — все об этом знают, но никто не делает.

Существует научная версия, которая рассматривает механизм эмоции как существенно обеспечивающий цен­ностную структуру личности. Иначе говоря, система цен­ностей не могла бы быть стабильной, если бы не была обеспечена механизмами эмоционального подкрепления. Советую всем поразмышлять над этим, над вытекающими из версии практическими выводами.

Вторая версия, разработанная П. В. Симоновым и его сотрудниками, состоит в том, что одна из функций эмо­ции — перекрытие ситуации информационного дефици­та. То есть когда я не имею полной гарантии будущего, то единственный способ совершить действие — опереть­ся на эмоцию. Но поскольку мы с вами знаем, что ситуа­ция духовная — это ситуация принципиально постоянно­го пребывания перед лицом неизвестного, негарантиро­ванного, постоянно творческая, здесь опять есть о чем поразмыслить.

Не зря у многих народов мира существует сравне­ние — между любовью и смертью. О любви можно сказать: «крепка как смерть». И о смерти можно сказать: «крепка как любовь». Народная интуиция ощущает и сохраняет в своем предании то переживание, которое испытывали лю­ди, входившие в царство Любви, — переживание личной смерти. Или, как модно сейчас говорить, — смерти эго. Я бы сказал: смерти эгоцентрического мироощущения.

Человек, вошедший в Любовь, принципиально не мо­жет сохранить эгоцентрическую картину мировосприя­тия и мироощущения. Происходит переход в качественно иное бытие. Вот вы часто спрашиваете: от чего прежде всего, зависит преодоление разрыва между уровнем зна­ния и уровнем бытия? Одной из главнейших необходимо­стей такого преодоления является Любовь.

Вы помните, я говорил, что современный человек не может верить, так как в нем нет ничего, что могло бы верить. Потому что он не может любить. Только в мире Любви существует Вера. В мире разума существует лишь доверие — то, что до веры, перед ней, — преддверие. Мо­жем ли мы в нашем взаимодействии получить хотя бы предощущение того, о чем взялись здесь размышлять? Мне кажется, у некоторых такой шанс есть. Не у всех, ко­нечно же, не потому, что кто-то хуже или лучше, а просто потому, что все разные. Но это потребует другого отно­шения к данной ситуации. Мы перестали ее ценить, она стала обыденностью.

Сможете ли использовать этот шанс? Это связано с от­ветом на вопрос: какими вы приходите и какими уходите? Что отсюда уносите и насколько долго оно будет жить? Человек очень смешно устроен: вы, например, все знаете об избирательности человеческого внимания, о том, что внимание фиксируется прежде всего по доминирующей потребности. Голодный видит пищу, влюбленный — свою возлюбленную, сексуально озабоченный — возможных сексуальных партнеров. Что же вы все это забываете, ко­гда приходите сюда? Вам кажется — само собой разумеет­ся то, что вы настроены так, чтобы услышать максимум? Нет, не разумеется. Те из вас, кто слушал запись, в этом уже убедились. А тем, кто действительно хочет узнать в полном объеме, что же здесь говорилось, придется про­слушать запись не раз — иначе вы никогда этого не узнае­те. Если это для вас вообще важно. Я вполне допускаю, что для некоторых это может быть вообще не важно, важ­на сама ситуация, безотносительно к ее тексту.

Так вот, если вы хотите попробовать вместе со мной пройти этот путь к предощущению, что является более или менее реальной задачей, — будьте внимательны. Ина­че ничего не получится. Ситуация, еще раз повторяю, практически безнадежная, не абсолютно безнадежная (она не может быть таковой, поскольку есть потенциальность и она здесь присутствует), а практически потому, что это требует колоссального труда. Колоссального. У вас нет сил. Как говорили древние, у вас нет денег, чтобы запла­тить за это. И в то же время у многих из вас есть дерзость, и это хорошо, ведь дерзость — тоже признак любви. Ибо сказано: «Боящийся не совершенен в любви». Первый враг человека знания — страх, и первый враг человека Любви — страх. Здесь эти препятствия сходятся.

Еще раз повторяю: я не мрачно отношусь к ситуации. Просто говорю с вами на своем языке. Я так вижу, я так понимаю, я так думаю, я так работаю... При этом видите, не бросаю этого занятия, значит, у меня есть оптимизм, вера. И я счастлив. Это нетрудно, по-моему, заметить. Я лично уверен, что двадцать лет жизни — цена неболь­шая. Но вы — это вы, и сами определяйте. Я хочу, чтобы здесь была ясность, потому что человеческое сознание начнет разворачивать все в мрачную сторону, мол, «вооб­ще тогда зачем»... Нет, я настроен достаточно оптимисти­чески. Но вот эту ситуацию трезво оцениваю как очень сложную. И в то же время знаю, что никакое знание не исчерпывает никакой ситуации. И значит, я в любую се­кунду, в любой момент готов отреагировать на внезапное событие, исходящее от любого из вас. Не намерение, а со­бытие. Потому что мы предполагаем, а располагает реаль­ность. И это прекрасно.

 

ЛЮБОВЬ - РАБОТА

Как и все настоящее, Любовь — большая и трудная ра­бота. В человеческом языке нет более адекватного слова. Работа в смысле творческого труда, такого труда, в кото­ром человек не смотрит на часы — закончился рабочий день или нет. Такого труда, когда человек забывает об от­дыхе и не нуждается в нем. В этом смысле работа. Работа есть творчество. Работа — это когда Микеланджело не мо­жет оторваться от статуи, падая около нее от усталости, забывая есть, пить, спать, потому что перед ним — Работа. Ее он не может не сделать. Работа — это когда какой-нибудь рабочий прокрадывается ночью в цех и тайком под­ключает свой станок к энергосети, потому что его осени­ло, как сделать задуманное. И не может не сделать. Мы, наверное, все любим В. С. Высоцкого, каждый по-своему, и, наверное, все любим Микеланджело, Бетховена — так давайте жить, как они. И тогда, может быть, нам тоже от­кроется дверь, за которой Любовь. Другого способа, прин­ципиально другого, нет. Надо жить.

На этом я сегодня свои размышления закончу. Всего доброго в ваших устремлениях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.