|
|||
Среди новых жанров особое место занимала драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайловича, где ставились пьесы на античные и библейские сюжеты. Основоположником русской драматургии явилсяСреди новых жанров особое место занимала драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайловича, где ставились пьесы на античные и библейские сюжеты. Основоположником русской драматургии явился Симеон Полоцкий, пьесы которого (комедия «Притча о блудном сыне» и трагедия «О Навуходоносоре-царе») поднимали серье'зные нравственные, политические и философские проблемы. Царю понравились театральные представления. В дощатом театре представляли перед царем балеты и драмы, сюжеты которых были заимствованы из Библии. Это была по существу первая театральная школа в России. В 1673 году был впервые представлен «Балет об Орфее и Эвридике» при дворе Алексея Михайловича, положивший начало периодическим показам спектаклей в России, возникновению русского балетного театра. А по городам и селам ходили бродячие артисты — скоморохи, гусляры — песенники, поводыри с медведями. Большой популярностью пользовались кукольные представления с участием Петрушки. Сложился стереотип, что музыкальные органы — типичная принадлежность исключительно западноевропейского быта. Органы были распространены и в России. Еще при Михаиле Федоровиче был вызван в Москву органный игрец Иван, чтобы устроить во дворце органную потеху. В XVII столетии вместе с органами привезены были во дворец и клавикорды или цимбалы... Далее «органы и цимбалы» упоминаются уже как самые обычные предметы дворцовых потех. Начиная с XVIII века, историки рисуют нам довольно варварскую картину быта московских царей эпохи XIV—XVII веков. Дескать, диковатая страна, долгое время находившаяся под тяжелым игом злобных ордынско-монгольских завоевателей. Снега, медведи, довольно примитивный уклад жизни, даже при царском дворе. Однако знакомство с документами вскрывает существенно другой облик старой Руси. День государя начинался в комнатном или покоевом отделении дворца. Раннее утро заставало государя в Крестовой, с богато украшенным иконостасом, в котором уже до появления государя зажигались лампады и свечи. После утренней молитвы в Передней собирались окольничие, думные, бояре, ближние люди «челом ударить государю». Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении придворных шествовал в девятом часу в одну из придворных церквей слушать позднюю обедню. После обедни в Комнате (кабинете) царь слушал в обыкновенные дни доклады и челобитные и занимался текущими делами. После того как бояре разъезжались, государь (иногда с особо приближенными боярами) шел к столовому кушанью, или обеду. Летом царь Алексей выходил в легком шелковом опашне и в золотой шапке с меховым околом, зимою — в шубе и лисьей шапке, осенью и вообще в ненастную погоду — в суконной однорядке. В руках всегда был посох единороговый или индийский из черного дерева. Во время больших празднеств и торжеств, каковы были Рождество, Богоявление, Светлое Воскресение, Успение и др., государь обличался в царский наряд: царское платье, царский становый кафтан, царская шапка или корона, диадема, наперсный крест3 и перевязь, которые возлагались на грудь; вместо посоха — царский жезл. Все это блистало золотом, серебром, драгоценными каменьями. Башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда была очень значительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживали стольники, а иногда — ближние бояре. НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ
|
|||
|