Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Среди новых жанров особое место зани­мала драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайло­вича, где ставились пьесы на античные и библейские сюжеты. Основоположником русской драматургии явился



Среди новых жанров особое место зани­мала драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайло­вича, где ставились пьесы на античные и библейские сюжеты. Основоположником русской драматургии явился Симеон По­лоцкий, пьесы которого (комедия «Притча о блудном сыне» и трагедия «О Навуходоно­соре-царе») поднимали серье'зные нрав­ственные, политические и философские проблемы. Царю понравились театральные представления. В дощатом театре представ­ляли перед царем балеты и драмы, сюжеты которых были заимствованы из Библии. Это была по существу первая театральная школа в России.

В 1673 году был впервые представлен «Балет об Орфее и Эвридике» при дворе Алексея Михайловича, положивший нача­ло периодическим показам спектаклей в России, возникновению русского балетного театра.

А по городам и селам ходили бродячие артисты — скоморохи, гусляры — песенни­ки, поводыри с медведями. Большой попу­лярностью пользовались кукольные предс­тавления с участием Петрушки.

Сложился стереотип, что музыкальные органы — типичная принадлежность иск­лючительно западноевропейского быта. Органы были распространены и в России. Еще при Михаиле Федоровиче был вызван в Москву органный игрец Иван, чтобы уст­роить во дворце органную потеху. В XVII столетии вместе с органами привезены бы­ли во дворец и клавикорды или цимбалы... Далее «органы и цимбалы» упоминаются уже как самые обычные предметы дворцо­вых потех.

Начиная с XVIII века, историки рисуют нам довольно варварскую картину быта московских царей эпохи XIV—XVII веков. Дескать, диковатая страна, долгое время находившаяся под тяжелым игом злобных ордынско-монгольских завоевателей. Сне­га, медведи, довольно примитивный уклад жизни, даже при царском дворе. Однако знакомство с документами вскрывает су­щественно другой облик старой Руси.

День государя начинался в комнатном или покоевом отделении дворца. Раннее ут­ро заставало государя в Крестовой, с богато украшенным иконостасом, в котором уже до появления государя зажигались лампа­ды и свечи. После утренней молитвы в Пе­редней собирались окольничие, думные, бояре, ближние люди «челом ударить госу­дарю». Поздоровавшись с боярами, погово­рив о делах, государь в сопровождении придворных шествовал в девятом часу в од­ну из придворных церквей слушать позд­нюю обедню. После обедни в Комнате (ка­бинете) царь слушал в обыкновенные дни доклады и челобитные и занимался теку­щими делами. После того как бояре разъез­жались, государь (иногда с особо прибли­женными боярами) шел к столовому ку­шанью, или обеду.

Летом царь Алексей выходил в легком шелковом опашне и в золотой шапке с ме­ховым околом, зимою — в шубе и лисьей шапке, осенью и вообще в ненастную пого­ду — в суконной однорядке. В руках всегда был посох единороговый или индийский из черного дерева. Во время больших празд­неств и торжеств, каковы были Рождество,

Богоявление, Светлое Воскресение, Успе­ние и др., государь обличался в царский на­ряд: царское платье, царский становый кафтан, царская шапка или корона, диаде­ма, наперсный крест3 и перевязь, которые возлагались на грудь; вместо посоха — царский жезл. Все это блистало золотом, серебром, драгоценными каменьями. Баш­маки, которые надевал государь в это вре­мя, были также богато вынизаны жемчу­гом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда была очень значительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживали стольники, а иногда — ближние бояре.

НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.