Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Точно так же были расположены и хоро­мы царицы, которые ставились отдельно от хором царя, но соединялись с ними сенями или переходами.



Печи были изразцовые... Печи ставились четырехугольные, круглые, плоские, фор­ма изразцов была разнообразна: на них изображались травы, цветы, люди, живот­ные и разные узоры. Несмотря на чистую, гладкую отделку хором, стены, потолки, лавки, полы почти никогда не оставались голыми. Их драпировали разноцветными сукнами: зеленым атласом обиты были ком­наты царицы Натальи Кирилловны и царе­вича Алексея Петровича в 1691 году, поэто­му они и назывались атласными комната­ми. Во время царя Алексея Михайловича золочеными кожами, с вытесанными трава­ми, цветами и животными, были обиты не­которые его комнаты.

В важных случаях, во время посольских приемов или в торжественные дни и царс­кие праздники, весь хоромный наряд полу­чал совершенно иной вид. Тогда, вместо су­кон, которыми убирались комнаты в обык­новенное время, стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, акса-митами2 и т.п., а полы — персидскими и ин­дийскими коврами. Выходные царские книги 1662 года описывают этот наряд сле­дующим образом: «Сидел государь в боль­ших креслах, а в Золотой был наряд с Ка­зенного двора: на столе ковер серебрен черв четой земле,

Гораздо замечательнее другой род древ­них хоромных украшений — именно ком­натная живопись, стенное и подволочное письмо, служившее самым великолепней­шим и с половины XVII века довольно обыкновенным украшением приемных па­лат и постельных хором. В XVII веке оно из­вестно было под именем бытейского пись­ма. Это название уже достаточно объясняет, какие именно предметы изображались на стенах и плафонах царских палат.

Практиковалось отопление помещений при помощи труб, проложенных в стенах и полах. По трубам поступал горячий воздух. «Верхние этажи деревянных хором по боль­шей части нагревались проводными труба­ми из печей нижних ярусов. Трубы эти бы­ли также изразцовые с душниками... Все большие царские палаты, Грановитая, две Золотые, Столовая и Набережные, точно так же нагревались проводными трубами из печей, устроенных под ними в подкле-тах.

Кровать соответствовала прямому значе­нию этого слова, то есть служила кровом и имела вид шатра. Шатер расшивался золо­том и серебром. Завесы были отделаны бах­ромой. Помимо завесов, в головах и в ногах кровати привешивались застенки (род дра­пировки). Застенки тоже вышивались золо­том и серебряным шелком, украшались кистями, на них изображали людей, зверей и разные диковинные травы и цветы. Вся резьба по обыкновению золотилась, сереб­рилась и расписывалась краской.

С роскошью убиралась и сама постель. Причем для особых случаев (свадьба, крес­тины, рождение ребенка и т.д.) существовала своя постель: хлопчато-бумажный тю­фяк (бумажник) в основании, взгловья (длинная подушка во всю ширину постели), две пуховые подушки, две маленькие пухо­вые подушечки, одеяло, покрывало, под кроватью стелился ковер.

Три, иногда четыре комнаты рядом, одна возле другой, в одной связи, служили весь­ма достаточным помещением для государя. Эти комнаты были не особенно обширны. Своим простором они равнялись крестьянс­кой избе или крестьянской клети, т. е. име­ли ширину и длину всего в 3 сажени (1 са­жень = 2,134 м), т. е. в 9 аршин (1 аршин = 0,71 м). И внутри они уподоблялись той же избе, потому что у стен обязательно в них устраивались обычные лавки. Стульев в то время еще не употребляли. Бывало в комна­те одно лишь кресло для самого государя.

Точно так же были расположены и хоро­мы царицы, которые ставились отдельно от хором царя, но соединялись с ними сенями или переходами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.