Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Если флаг вы держали в правой руке, то левой мысленно потянетесь к телевизору и включаете его. Он нагреется, и вы увидите в нем прекрасную, яркую и сочную радугу.



 

Джошуа Фоер о том, как он стал чемпионом США по запоминанию.

 

Комедийный актер Дом Делуиз запечатлелся в моем воображении следующим непотребством: он смачно плюнул Альберту Эйнштейну прямо в густую седину, после чего нанес сокрушительный пинок между ног папе Бенедикту XVI. Поведение Майкла Джексона запомнилось редкой даже для него эксцентричностью. Испражнившись на сэндвич с лососем, он надул своими газами воздушный шарик. Подобные живописания — попытка объяснить, как я оказался в этом странном месте. Слева от меня Рэм Колли, небритый бизнес-консультант из Ричмонда 25 лет от роду, защищает свой титул чемпиона Соединенных Штатов по запоминанию. Справа отсвечивает объектив телекамеры национального кабельного канала. Позади, там, где они не могут мне помешать, притаились сотня зрителей и два ведущих прямой репортаж комментатора. Один из них — мужчина с укладкой по имени Кенни Райс, ведущий телепрограмм по смешанным единоборствам, в чьем убаюкивающем с хрипотцой голосе все же проскакивают нотки удивления — как он оказался на этом шабаше ботаников? Второй — американский Пеле спортивного запоминания, 43-летний бородач, инженер-химик и четырехкратный чемпион США по запоминанию Скот Хэгвуд из Файетвилла, Северная Каролина. Зрителей попросили не фотографировать со вспышкой и сохранять тишину. И у меня, и у Колли в ушах затычки, а на мне еще и промышленного вида наушники, как у палубных матросов авианосца. Я сижу с закрытыми глазами. На столе передо мной рубашкой вверх лежат две перетасованные колоды карт. Еще мгновение, и арбитр щелкнет секундомером, и побегут пять минут, в течение которых я должен запомнить порядок карт в обеих колодах.

 

Удивительная история того, как я, остолбеневший и взмокший, оказался финалистом чемпионата США по запоминанию, началась годом раньше в этом же зале на 19-м этаже Кон-Эдисон-билдинг возле Юнион-cквер на Манхэттене. Я явился, чтобы написать заметку о том, что представлялось мне суперкубком эрудитов. Открывшаяся картина, однако, мало походила на битву титанов: группа мужчин (и несколько женщин) самого разного возраста и степени ухоженности сидели над распечатками случайных чисел и длинных столбцов бессвязных слов. Они называли себя интеллект-атлетами, или для краткости ИА. Лучшие из них способны были за несколько минут запомнить имена и фамилии десятков незнакомых людей, за час — тысячи случайных чисел или любое стихотворение. Я спросил Эда Кука, конкурсанта из Англии — на тот момент ему было 24 года, и на американский турнир он приехал, чтобы подготовиться к запланированному на лето чемпионату мира, — когда он впервые осознал, что обладает незаурядными способностями.

«Да нет у меня незаурядных способностей», — фыркнул он.

«А фотографическая память?» — не унимался я.

Он снова фыркнул: «Фотографическая память — дурацкий миф. Нет такой. На самом деле, у меня вполне обычная память. У нас у всех тут обычная память».

Это как-то не женилось с целыми эпизодами из «Потерянного рая», которые он декламировал наизусть.

Метод путешествия

Эта мнемоническая техника используется для запоминания случайных слов. Идея в том, чтобы вписать никак не связанные между собой существительные в контекст динамичной истории, каждый новый поворот которой обозначался бы одним из заданных слов. Вот какой пример приводит в своей книге «Мнемоника (правда и вымыслы)» участник мировых мемориад Олег Степанов:

«Предположим, вам дали список из десяти слов: флаг, шарик, телевизор, радуга, гармошка, апельсин, граната, стол, кислород, качели. Цепочка должна начинаться с вас. Попытайтесь мысленно представить всего себя. А теперь представьте, что в правой руке вы держите флаг. Это должен быть конкретный флаг — маленький флажок, с которым вы ходили на первомайские праздники, или большой трехцветный флаг страны. Представьте, как он развевается на ветру. К древку флага привязан тонкой ниточкой воздушный шарик. Представьте, какого он размера, цвета.

 

Шарик лопается, и на его месте вы видите телевизор. Вы знаете, что телевизоры обычно тяжелые и не могут парить в воздухе, но ваш телевизор почему-то очень легкий, и порывы ветра так же теребят его, как теребили шарик.

Если флаг вы держали в правой руке, то левой мысленно потянетесь к телевизору и включаете его. Он нагреется, и вы увидите в нем прекрасную, яркую и сочную радугу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.