Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.



В каждом регионе есть свои особенности в традициях изготовления керамики. К примеру, дымковская игрушка, которая у всех на слуху, - очень яркая, эстетичная. Более архаичны пензенские или абашевские игрушки. Ещё более архаичными кажутся изделия калужских мастеров – хлудневские игрушки, романовские, каргопольские.

У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

- Самое важное, на мой взгляд, что сохранено в новоторжском промысле, как ни в каком другом, так это любовь к материалу. Взять хотя бы дымковскую игрушку - она полностью закрашена, а вот у тверской игрушки остаётся чистый цвет глины. Этот материал при обжиге сам по себе даёт массу красивых терракотовых оттенков в зависимости от того, какие в ней есть примеси, где вы берёте эту глину. А если есть ещё и примесь слюды, то после обжига игрушка будет на свету даже золотом отливать. Необыкновенно смотрятся и игрушки, покрытые глазурью.

Новоторжский промысел родился в 1975 году. В Торжке открыли керамическую мастерскую «Народные художественные промыслы» именно для изготовления сувенирной продукции на основе народных традиций. В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Толчок всему делу дала Галина Алексеевна Климовская.

- И всё же это было фабричное производство – тиражирование как по шаблону утверждённых образцов птичек и петушков, где, прежде всего, на первом месте стоят рентабельность, простота в изготовлении и количественные показатели. Всё же это не искусство. Среди моих работ вы не найдёте ни одной одинаковой. Это авторский, ручной труд, единичное и уникальное творение, где многое зависит от вдохновения, настроения, чувства гармонии и красоты. Я, например, люблю солнечные тёплые мягкие цвета, оттенки ранней осени, то, что ближе к природе. А то, что сегодня мы видим на прилавках в магазинах как новоторжскую игрушку, чётко ложиться в рамки концепции потребительства. Чтобы товар был приобретен, он должен быть ярким, броским, поэтому его и раскрашивают в агрессивные цвета, игрушка как бы кричит: «Купи меня! Купи меня!». Но искусство всё же создаётся не для продажи.

Владимир Ситников не только сам создаёт глиняные игрушки, но и обучает ремеслу студентов. Для таких занятий прикладным искусством - керамикой, ткачеством, резьбой по дереву и др. - в университете есть специальная аудитория. Там ребята и осваивают традицию изготовления тверской игрушки. Есть в помещении небольшая печечка для обжига, ну а материал…он под ногами.

- Глину берём везде, уж чего-чего, а этого добра в Тверской области хватает. Как говорится, на два штыка культурный слой почвы сними – и вот она глина. Вот были как-то с экспедицией в Торопецком районе, смотрим – канава, а в ней - глина сиреневого оттенка. Из неё такая замечательная игрушка вышла, что даже вообще не захотелось потом её раскрашивать.

Помимо новоторжских, мастер изготавливает игрушки и в стиле традиций других промыслов. Вот, скажем, это абашевская игрушка, покрыта глазурью, которая при обжиге тоже даёт различные цветовые оттенки и разводы на изделиях. Причём конечный результат не вполне предсказуем.


- Магазинная новоторжская игрушка петь не будет, в лучшем случае будет издавать пронзительный резкий звук - свист. Это потому, что она монолитная и свисток там делается всего двумя проколами. А мои все работы пустотелые, причём форма должна быть гладкой внутри, чтобы звук был чистым, мелодичным, не шипящим. Нужно правильно выстроить звукоряд (проделать игровые отверстия - дырочки). И конечно, должен быть качественный свисток, такой, которым в народной традиции снабжены свирели, сопели, пыжатки. И тогда игрушка приобретёт мелодичный голос, станет музыкальной забавой, музыкальным инструментом.

Наши предки умели мыслить музыкальными образами. Взять хотя бы самый простой звукоряд из трёх нот. Получится весьма архаичная мелодия для магического действа – обряда встречи и проводов Масленицы. Хотя на нас сегодня воздействует совершенно другая музыкальная среда, но эта простая мелодия нам тоже понятна и близка, потому что рождает отголоски звучащей родной природы, это заложено в нашей генетической памяти.

Музыкальная игрушка с шестью дырочками уже имеет семиступенный звукоряд, как гармошка, балалайка, хотя полутонов, конечно, нет, это диатонический звукоряд. Но на таком глиняном духовом инструменте можно уже исполнять довольно большой репертуар народной музыки. И звук получается чистый, глубокий.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.