Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тверская (Новоторжская) глиняная игрушка…



 Тверская (Новоторжская) глиняная игрушка…

История глиняных поделок уходит корнями в доисторические времена, когда наши предки были неразрывно связаны с природой и почитали стихии как божества. И сначала фигурки птиц и зверей делали не для забавы, они, по мнению учёных, были культовыми предметами. Потом, когда старые верования ушли в прошлое, глиняные фигурки вошли в арсенал детских игрушек. Часто у гончара после изготовления посуды оставался комочек глины, и он лепил птичку, коровку, козлика на потеху детворе. Дальше – больше: если глиняной игрушке поставить «голос», то она станет музыкальным инструментом. Здесь у каждого народа, у каждого региона были свои традиции. Вот уже 20 лет историей новоторжской или тверской глиняной игрушки занимается профессор Владимир Ситников, зав. кафедрой НХК РГУ им. А. Н. Косыгина. Он не только учёный, но ещё художник и музыкант: Владимир Иванович создаёт свои авторские «поющие» игрушки, воплощая в них своё вдохновение, народные образы и духовность.


Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Так, скажем, птичка – это некая яйцевидная форма с едва намеченными хвостиком и головкой. Понятно, что декоративная эстетическая функция была затушевана, зато, очевидно, была функция, связанная с особой значимостью звука как такового. Что такое звук для традиционной культуры? Это Жизнь. Зачем наши предки выходили весной на проталины и зазывали, закликали, гукали весну? Чтобы помочь природе ожить, проснуться после зимнего безмолвия. Ребёнок при рождении заплакал - значит, будет жить. Петух закукарекал - значит, рождается новый день. Звук имел первостепенное, животворное значение. С развитием звуковых инструментов появлялись детали декора, которые делали функциональную вещь ещё и красивой.

Мир образов русской глиняной игрушки – это мир крестьянина-земледельца, связанный с обожествлением и почитанием природы, заботой о плодородии. Поэтому больше всего поражает архаика, глубина этих традиций, корнями уходящих в язычество. Впрочем, у каждого народа, абсолютно каждого, есть подобные игрушки и музыкальные инструменты. Даже при раскопках пирамид Майя были найдены глиняные музыкальные инструменты. Более того, и образы-то схожи и однотипны – это фигурки животных (козлов, баранов, оленей), птиц, антропоморфные образы. Просто каждый народ шёл своим путём, но идеи для всех общие. И часто игрушки и музыкальные инструменты объединяли в одно целое декоративно-образное и музыкальное. Вот скажем, в Черногории есть однострунный инструмент гусло с грифом в виде головы козла, - рассказывает Владимир Иванович.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.