Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теории возникновения государства.



36.Теории возникновения государства.

В науке сложилось несколько теорий происхождения госу­дарства.Теологическая теория — одна из самых древних, обо­снование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо. Патриархальная теория обоснована великим древнегрече­ским философом Аристотелем. Государство, как считал уче­ный, — продукт общественного развития, обусловленный потреб­ностями человека к общению. Государство является результа­том разросшейся семьи (семья, большая семья, селение, полис (высшая форма объединения, которая позволяет удовлетворить все потребности человека). Договорная теория получила теоретическое обоснование в ра­ботах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева в период борьбы с абсолютизмом (XVII—XVIII вв.). Сторонники данной концепции признавали, что до возникновения государства и права общество находилось в естественном состоянии. По мнению Ж.-Ж. Руссо, это был «золотой век человечества», так как люди были равны и отсутствовала частная собственность. Томас Гоббс, напротив, счи­тал, что это было состояние «войны всех против всех». Государ­ство появляется во имя спасения человеческого рода. Между индивидами заключается договор о передаче части своего суве­ренитета государству в обмен на обязательство обеспечить безо­пасное существование всех членов общества. Следовательно, го­сударство является результатом сознательного творчества, пре­вратившего отдельных индивидов в единый народ посредством договора. Отметим, что характер общественного договора, лежащего в основе создания государства, трактовался неоднозначно. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что государь несет юридическую ответ­ственность за выполнение принятых на себя обязательств, по­скольку является стороной договора. Позиция Т. Гоббса связы­валась с добровольностью передачи полномочий государю, сле­довательно, долг каждого человека добровольно ему повиноваться. Теориянасилия обоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные тер­ритории и народы. Психологическая концепция возникновения государства за­родилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н.М. Коркунова и Л.И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лиде­ре обусловила развитие общества и государства. Усложнение от­ношений и связей между членами общества привело к призна­нию государства в качестве лучшей формы обеспечения их инте­ресов. Марксистско-ленинская концепция происхождения государ­ства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Про­исхождение семьи, частной собственности и государства». Марк­систско-ленинская теория исходит из того, что основная причи­на появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют также экономической. Долгое время марксистско-ленинская теория происхождения государства рассматривалась в качестве догмы, а не одного из многочисленных подходов к исследованию. Апологетическое отношение к марксистско-ленинской теории как к истине в последней инстанции, верной для всех времен и народов, пре­одолено. История, реальные факты развития общества показали ошибки этого учения. Но столь же неверным является поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально лож­ным, ошибочным во всех своих оценках. Можно, видимо, утверж­дать, что марксистско-ленинское учение о государстве соответ­ствовало реальным фактам на определенном этапе развития об­щества в определенных странах.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.