Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 6.2. Особенности развития хозяйства и расселения Центрального и Северо-Западного экономических районов



Тема 6.2. Особенности развития хозяйства и расселения Центрального и Северо-Западного экономических районов

В состав центрального района входят следующие субъекты федерации: Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Центральный экономический район (ЦЭР) характеризуется столичным положением, высококвалифицированными трудовыми ресурсами, развитой производственной и транспортной инфраструктурой.

В отраслевой структуре ВРП 55 % занимает сфера услуг, 32 % которой приходится на торговлю и коммерческую деятельность. 25 % ВРП приходится на отрасли промышленности, сельского хозяйства и строительство.

Стоимость основных фондов района самая высокая в стране. При этом уровень их износа также опережает все остальные регионы.

Современная промышленность ЦЭР представлена многими отраслями, ведущие из которых – это машиностроение, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность.

Несмотря на отсутствие сырьевой базы, развивается топливно-энергетический комплекс. По объему переработки нефти район занимает 2 место в стране, используя сырье из Западной Сибири. По электроэнергетике район также занимает лидирующие позиции, уступая только Восточной Сибири.

Москва и населенные пункты, подчиненные городской администрации, 10 административных округов, 3 поселка городского типа и городской округ Зеленоград.

На долю Москвы приходится 12 % инвестиций, город производит 6 % промышленной продукции страны. Главный фактор экономического развития – выгодное географическое положение. Это транспортный узел, в котором сходятся 11 железнодорожных линий, 13 автомобильных магистралей. На его территории располагаются 3 речных и 4 аэропорта. В грузообороте железнодорожного узла прибытие в 7 раз превышает отправление. Система речных каналов связывает город с пятью морями. Через Москву проходит огромный поток транзитных грузов.

Главные хозяйственные функции Северо-Западного района (СЗР) заключаются в выпуске наукоемкой и трудоемкой продукции, сложного и точного машиностроения.

В районе объединены как динамично развивающиеся (СПб, Ленинградская) так и отстающие регионы (Псковская, Новгородская, Калининградская области).

Экономический потенциал СЗР определяется промышленностью СПб, научной базой и портовым хозяйством. Строительство морских терминалов и городское хозяйство предопределило направление 80 % инвестиций СЗР в СПб и ленинградскую область.

Район отличается наиболее высоким в стране уровнем урбанизации. Основу городской сети составляют старые города, 2/5 всех городов сосредоточены в Ленинградской области.

Ведущие отрасли промышленности – машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лесное хозяйство и топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство играет второстепенную роль и относится, в основном, к пригородному типу.

 В Северо-Западном регионе сосредоточено 60% добываемого в Европейской части РФ леса. Это единственный регион, граничащий с Евросоюзом. За счет своего географического положения, запасов природных ресурсов, экономического уровня имеет значительный потенциал развития.

СПб - многофункциональный город, европейские ворота России. Главный партнер города – Ленинградская область.

Основные направления совместной деятельности:

· Экономика

· Строительство

· Транспорт

· ЖКХ

· Туризм

 

 

Россия относится к числу стран с наивысшим экономическим риском, что затрудняет доступ к зарубежному финансированию. Одно из перспективных направлений СПб – его статус международного транспортного узла.

 Скандинавские страны 30% своих бюджетов формируют за счет переработки транзитных грузов. Поэтому в Стратегическом плане города усиление внешнеторговых и транспортных функций занимает особое место. Это третий по посещаемости порт на европейском круизном рынке (после Копенгагена и Стокгольма). К 2010 г. планируется радикально увеличить объем переработки экспортно-импортных грузов, увеличив в 4 раза производственные мощности.

Если предприятия конкурируют между собой за рынки сбыта, то города – за привлечение инвестиций и повышение статуса, роли в жизни страны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.