|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 1. Программирование линейных вычислительных процессов.1 Задание № 1. Программирование линейных вычислительных процессов. Цель: -закрепить понятия«синтаксис языка», «семантика языка», «структура программы», «тип данного»; - сформировать умения и навыки программирования линейных вычислительных процессов; - сформировать навыки изображения алгоритма программы в виде схемы.
Основы теории Алфавит языка Паскаль – заглавные и строчные латинские буквы (A – Z и a-z); – символ подчеркивания (_ ), считающийся в языке буквой; – арабские цифры от 0 до 9; – специальные символы: +- * . =. , ; : @ ‘ ( ) [ ] { } # $ ^, которые используются для построения лексем.
Лексемой является минимальная смысловая единица языка программирования. В Паскале различаются следующие классы лексем: – зарезервированные (ключевые) слова, смысл которых в языке строго фиксирован; – идентификаторы: 1. стандартные (предопределенные), являющиеся директивами, типами и встроенными процедурами и функциями; 2. пользовательские идентификаторы, используемые для обозначения констант, переменных, типов, меток, процедур, функций и модулей, 3. изображения (числа, символьные строки и т.д.); 4. знаки операций, формируемые из одного или нескольких специальных символов, которые задают действия по преобразованию данных и вычислению значений; 5. разделители, используемые для наглядности текстов программ и специальные символы ( * ; = ( ) и другие). Стандартные идентификаторы и зарезервированные слова запрещается использовать в качестве имен переменных, констант, пользовательских подпрограмм, модулей и т.д..
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. Программа представляет собой специально организованную последовательность шагов по преобразованию данных, приводящую к решению некоторой задачи.
Основной принцип : все именованные объекты (данные, процедуры, функции и др.), на которые имеются ссылки в программе должны быть предварительно объявлены. Программа на языке Паскаль состоит из двух частей: заголовка и блока операторов. Общая структура программы
PROGRAM <имя>; заголовок программы
USES <список модулей>; указание используемых модулей
LABEL <список меток>; определение меток
CONST A1=<выражение>; A2: <> = <выражение>; задание констант
TYPE T1 =<вид типа>; введение нестандартных типов данных
VAR <список переменных >:<тип>; описание переменных
PROCEDURE описание процедур и функций FUNCTION
BEGIN основная программа , в которой Процедуры и функции должны вызываться <операторы> END.
ЦЕЛЫЕ ТИПЫ ПАСКАЛЯ
Над целочисленными значениями определены основные операции: + , - , *, div , mod, / арифметические операции над целочисленными значениями выдают результат целого типа , за исключением операции / , выдающей результат действительного типа.
С целыми значениями можно производить операции сравнения: >, <, >=, <=, < > ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ТИПЫ
С вещественными типами используются четыре арифметических операции: +, -, *, /, выдающие результат вещественного типа
Вычисление XY рекомендуется производить следующим образом: – Если Y – целое число, то через умножение, т.е. XY= X*X*...*X; – Если Y – вещественное значение, то XY = e Y* ln (x ) , т.е. на языке Паскаль: Exp( Y* Ln(X));
Логический тип данных описывается ключевым словом boolean, например: Const a=true; /////////// Const cil:Boolean=false; ///////////////////////////////// Var t:boolean; ////////////////////////// First_1:Boolean: Переменная логического типа может принимать значения: либо логического выражения, либо логической переменной, либо значения false или true.
Символьный (литерный ) тип данных. Переменные этого типа принимают значения из определенной упорядоченной последовательности символов, обозначающих алфавит компьютера. Список символов содержится в таблице ASCII кодов(АСКИ – код- американский стандартный код для обмена информацией). Номер, который имеет символ в таблице, называется кодом этого символа. Символ в памяти занимает 1 байт. Кодовая таблица ASCII содержит 256 символов и делится на две части: основную и альтернативную. Первая часть содержит символы с кодами 0-127. В эту группу входят: § Управляющие символы (коды 0-31), получающиеся при нажатии клави CTRL+<латинская буква>; § Пробел (код 32); § Арабские цифры(коды 48-59); § Прописные латинские буквы(коды 65 -90); § Строчные латинские буквы (коды 97-122); § Арифметические операции и специальные символы из алфавит Турбо Паскаля. Для задания литерных констант наряду с классической формой (символ в апострофах) используется представление #<код>. Так запись ‘A’ эквивалентна #65, а ‘T’- #49. Для распознавания символов могут пригодиться следующие неравентсва: ‘0’<=C<=’9’-символ С –цифра; ‘a’<=C<=’z’-символ С- строчная буква латинского алфавита; ‘A’<=C<=’Z’- символ С – прописная буква латинского алфавита. С литерными значениями работают функции: Succ(C), Pred(C) и три функции преобразования Ord(c),Chr(код),Upcase( c). Например, Ord(‘0’)=48; Chr(49)=’0’;Ord(‘A’)=65, Chr(65)=’A’, pred(‘b’)=’a’, pred(‘9’)=’8’, succ(‘8’)=’9’, upcase(‘y’)=’Y’(аналогично и для любого другого символа, отличного от строчной латинской буквы).
Объявление переменных символьного типа: Var c1,c2,sim: char; Const s=’A’; (или равносильно const s=#65)
НЕКОТОРЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ
Алгоритм - это точное предписание, задающее вычислительный процесс, направленный на получение результатов соответствующих определенным входным данным. Для представления алгоритма в виде схемы используют следующие графические блоки:
Алгоритм линейной структуры- алгоритм, в котором блоки выполняются последовательно друг за другом, в порядке, заданном схемой. Такой порядок выполнения называется естественным. Пример: Вычислить площадь треугольника со сторонами a,b,c по формуле Герона
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|