![]()
|
||||||||
Методика обучение практическому сравнению множеств по количеству входящих в них элементов без счёта ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Методика обучение практическому сравнению множеств по количеству входящих в них элементов без счёта (приёмы наложения, приложения, составление пар).
Одной из главных задач в обучении детей средней группы является освоение или практических приёмов сопоставления двух групп предметов. Малышей учат с каждым предметом одной группы соотносить только один предмет другой группы и таким путём выяснить, в какой из сравниваемых групп предметов больше, а в какой меньше или их поровну в обеих группах. Последовательность использования наглядного материала
![]() Последовательность обучения терминам
![]() 1) Наиболее простым приёмом является наложение. Дети должны научиться накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано. Для упражнения используются карточки, на которых рисунки предметов (листочков, грибочков и т.п.), а впоследствии и геометрических фигур расположены с равными интервалами. На карточках должно быть изображено от 3 до 5 предметов. На изображение ставятся мелкие предметы (раздаточный материал) или накладываются силуэты предметов. Их должно быть больше, чем потребуется ребёнку. В первой части занятия воспитатель демонстрирует способы действия на наборном полотне. Показ сопровождается чёткими пояснениями. Показ расчленяют на 2 части. Сначала воспитатель показывает и разъясняет, что значит взять «столько, сколько», и предупреждает детей о том , что могут остаться лишние предметы, их не надо брать, если все рисунки уже закрыты («спрятаны»). Повторяя показ, воспитатель обращает внимание детей на то, что предметы надо брать правой рукой и накладывать в направлении слева направо, каждый предмет помещать точно на картинку, а в промежутки между картинками ничего класть не нужно (окошечки свободные). Во второй части занятия дети работают с раздаточными материалами. Удовлетворив естественное желание малышей потрогать и рассмотреть игрушки, воспитатель предлагает им положить перед собой карточку, поднять левую, а после правую руку, пальчиком левой руки придержать край карточки, а пальчиком правой руки провести слева направо. На первых занятиях приходится неоднократно напоминать детям, что брать игрушки надо правой рукой и раскладывать их в направлении слева направо, спрашивать то одного, то другого ребёнка о том, что он делает, как берёт игрушки. На втором занятии дети действуют по словесной инструкции. Прием приложения обычно быстро усваивают, если хорошо усвоили приём наложения. Дидактическим материалом служат карточки с 2-мя полосками, на одной из которых изображены предметы или геометрические фигуры (3 – 5 шт) на одинаковом расстоянии друг от друга. Другая полоска свободная. Ширина полосок не должна превышать 3 – 4 см. (ширина всей карточки – 6 – 8 см.). Раздаточный материал – плоскостные цветные изображения предметов, объёмные мелкие игрушки, модели геометрических фигур. Иногда целесообразно разбить карточки на клетки, или давать также карточки, на которых от каждого рисунка верхней полоски проведена стрелочка с нижней полоски. Теперь задание следующее: прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы между ними. В начале предлагают наложить игрушки (картинки) на рисунке карточек. Можно предложить одному ребёнку выполнить задание на наборном полотне. Затем демонстрировать новый способ. Воспитатель снимает предметные карточки одна за одной и помещает их на нижнюю полоску, подчёркивая при этом, что каждый предмет прикладывается точно к его изображению на верхней полоске. Выясняется, что на нижней полоске предметов столько же, сколько на верхней. Повторяя показ, напоминаем малышам, что предметы надо брать правой рукой и раскладывать в направлении слева направо, точно один под другим. Чтобы предотвратить ошибки детей необходимо: üпоказать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения; üобсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги; üпоказать приемы сначала на вертикальной плоскости(чтобы не подсовывали один предмет под другой); üтребовать проговаривать при работе: «один цветок- одна бабочка». При выполнении этих приёмов возможны ошибки: - при наложении дети заполняют интервалы м/д нарисованными предметами, в результате отсутствует соответствие элементов, при приложении дети не видят интервалов м/д предметами на верхней полоске и начинают раскладывать предметы на нижней полоске тесно в ряд; раскладывают предметы обеими руками от середины полоски к концам. 3) Необходимо показать детям приём сравнения с помощью образования пар. Для этого воспитатель берёт предметы (зайцы и мишки) по одному и расставляют парами, спрашивая детей «как расставили игрушки? По сколько игрушек в паре? Кого больше или мишек и зайцев поровну? Как узнали это?» Допустимы хоровые ответы, индивидуальное обращение с вопросом к ребёнку. При необходимости взрослый помогает ребёнку в построении предложений.
|
||||||||
|