Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика обучение практическому сравнению множеств по количеству входящих в них элементов без счёта



Методика обучение практическому сравнению множеств по количеству входящих в них элементов без счёта

 (приёмы наложения, приложения, составление пар).

 

Одной из главных задач в обучении детей средней группы является освоение или практических приёмов сопоставления двух групп предметов. Малышей учат с каждым предметом одной группы соотносить только один предмет другой группы и таким путём выяснить, в какой из сравниваемых групп предметов больше, а в какой меньше или их поровну в обеих группах.

Последовательность использования наглядного материала

Объемные игрушки и предметы
Геометрические фигуры

Последовательность обучения терминам

«как сделать поровну?

1) Наиболее простым приёмом является наложение. Дети должны научиться накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано.

Для упражнения используются карточки, на которых рисунки предметов (листочков, грибочков и т.п.), а впоследствии и геометрических фигур расположены с равными интервалами. На карточках должно быть изображено от 3 до 5 предметов. На изображение ставятся мелкие предметы (раздаточный материал) или накладываются силуэты предметов. Их должно быть больше, чем потребуется ребёнку.

В первой части занятия воспитатель демонстрирует способы действия на наборном полотне. Показ сопровождается чёткими пояснениями. Показ расчленяют на 2 части. Сначала воспитатель показывает и разъясняет, что значит взять «столько, сколько», и предупреждает детей о том , что могут остаться лишние предметы, их не надо брать, если все рисунки уже закрыты («спрятаны»). Повторяя показ, воспитатель обращает внимание детей на то, что предметы надо брать правой рукой и накладывать в направлении слева направо, каждый предмет помещать точно на картинку, а в промежутки между картинками ничего класть не нужно (окошечки свободные).

Во второй части занятия дети работают с раздаточными материалами. Удовлетворив естественное желание малышей потрогать и рассмотреть игрушки, воспитатель предлагает им положить перед собой карточку, поднять левую, а после правую руку, пальчиком левой руки придержать край карточки, а пальчиком правой руки провести слева направо. На первых занятиях приходится неоднократно напоминать детям, что брать игрушки надо правой рукой и раскладывать их в направлении слева направо, спрашивать то одного, то другого ребёнка о том, что он делает, как берёт игрушки. На втором занятии дети действуют по словесной инструкции.

Прием приложения обычно быстро усваивают, если хорошо усвоили приём наложения.

Дидактическим материалом служат карточки с 2-мя полосками, на одной из которых изображены предметы или геометрические фигуры (3 – 5 шт) на одинаковом расстоянии друг от друга. Другая полоска свободная. Ширина полосок не должна превышать 3 – 4 см. (ширина всей карточки – 6 – 8 см.). Раздаточный материал – плоскостные цветные изображения предметов, объёмные мелкие игрушки, модели геометрических фигур. Иногда целесообразно разбить карточки на клетки, или давать также карточки, на которых от каждого рисунка верхней полоски проведена стрелочка с нижней полоски.

Теперь задание следующее: прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы между ними. В начале предлагают наложить игрушки (картинки) на рисунке карточек. Можно предложить одному ребёнку выполнить задание на наборном полотне. Затем демонстрировать новый способ. Воспитатель снимает предметные карточки одна за одной и помещает их на нижнюю полоску, подчёркивая при этом, что каждый предмет прикладывается точно к его изображению на верхней полоске. Выясняется, что на нижней полоске предметов столько же, сколько на верхней. Повторяя показ, напоминаем малышам, что предметы надо брать правой рукой и раскладывать в направлении слева направо, точно один под другим.

 Чтобы предотвратить ошибки детей необходимо:

üпоказать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения;

üобсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги;

üпоказать приемы сначала на вертикальной плоскости(чтобы не подсовывали один предмет под другой);

üтребовать проговаривать при работе: «один цветок- одна бабочка».

При выполнении этих приёмов возможны ошибки:

- при наложении дети заполняют интервалы м/д нарисованными предметами, в результате отсутствует соответствие элементов, при приложении дети не видят интервалов м/д предметами на верхней полоске и начинают раскладывать предметы на нижней полоске тесно в ряд; раскладывают предметы обеими руками от середины полоски к концам.

3) Необходимо показать детям приём сравнения с помощью образования пар. Для этого воспитатель берёт предметы (зайцы и мишки) по одному и расставляют парами, спрашивая детей «как расставили игрушки? По сколько игрушек в паре? Кого больше или мишек и зайцев поровну? Как узнали это?» Допустимы хоровые ответы, индивидуальное обращение с вопросом к ребёнку. При необходимости взрослый помогает ребёнку в построении предложений.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.