|
|||||||||
Методические подходы к оцениванию потенциала предприятияСтр 1 из 6Следующая ⇒
Общая характеристика потенциала предприятия 1. Понятие потенциала предприятия. 2. Потенциал предприятия как экономическая система. 3. Структуризация потенциала предприятия. 4. Предпосылки и факторы формирования потенциала предприятия. 1. Понятие потенциала предприятия Потенциала в общем понимании рассматривается как возможности и средства, запасы и источники, которые могут быть использованы для достижения определённой цели или решения определённой задачи. Применительно к предприятию как социально-экономической системе. Потенциал, прежде всего, характеризуется совокупностью ресурсов, которые включают материальные, трудовые, финансовые, организационные, информационные. Потенциал рассматривается как многоуровневое и многоаспектное экономическое явление и по этому признаку обособления производительных сил экономический потенциал подразделяется на: · потенциал государства; · потенциал отрасли; · потенциал региона; · потенциал предприятия. Другие признаки классификации потенциала предприятия: 1. Отраслевой признак: · промышленный; · транспортно-коммуникационный; · научный; · строительный; · сельскохозяйственный и другие. 2. По элементному составу: · потенциал основных фондов; · потенциал оборотных фондов; · земельный; · информационный; · технологический; · трудовой и другие. 3. Пространственный признак: · внутрисистемный; · внешний (рыночный). 4. По функциональным сферам возникновения и существования. · производственный; · финансовый; · маркетинговый; · научно-технический; · инфраструктурный и другие. 5. По территориальной направленности деятельности предприятия: · экспортный; · импортный. 6. По признаку времени, т.е. по возможностям реализации потенциала во времени: · фактический (существующий, реализованный); · перспективный, т.е. определяющий возможности развития. Потенциал предприятия, как совокупная способность производить продукцию или выполнять работы, зависит в значительной степени от количества и качества трудовых ресурсов, производственных мощностей, уровня инновационного развития. В связи с этим экономическая сущность потенциала предприятия имеет двойственный характер: Ø С одной стороны потенциал рассматривается как совокупность ресурсов хозяйствующего субъекта, т.е. выделяется ресурсная характеристика (аспект). При этом оценка потенциала состоит в определении стоимости имеющихся ресурсов, т.е. активов предприятия прежде всего. Ø С другой стороны характеризуется как способность осваивать и перерабатывать имеющиеся ресурсы для обеспечения общественных потребностей, т.е. выделяется результативная характеристика. Такая способность или возможность определяется наличием трудового, научно-технического, информационного, организационного потенциала и устойчивостью финансового положения. При этом оценка потенциала состоит в определении максимального количества материальных благ, которое данный субъект хозяйствования может создать при данном количестве, качестве и составе ресурсов. Кроме этого, при выявлении сущности потенциала предприятия необходимо учитывать следующие особенности: 1. Потенциал отражает прошлое, т.е. совокупность средств, которые накоплены социально-экономической системой предприятия в процессе её становления и которые определяют возможности функционирования и развития. 2. Потенциал характеризует уровень практического применения и использования существующих возможностей. В этом аспекте понятие “потенциал” приближается к понятию “резерв”. 3. Потенциал ориентируется на развитие, т.к. является единством устойчивого и изменяющегося развития. Таким образом, сущность понятия “потенциал предприятия” состоит в интегральном отражении текущих и будущих возможностей социально-экономической системы, преобразовывать имеющиеся ресурсы в экономические блага с учётом максимального обеспечения корпоративных и общественных интересов. 2. Потенциал предприятия как экономическая система Потенциал предприятия – это сложная, динамическая, поли-структурная система, которая характеризуется следующими признаками: 1. Потенциал предприятия определяется реальными возможностями в определённой сфере деятельности как реализованными, так и нереализованными. 2. Возможности предприятия зависят от ресурсов и резервов и характеризуются объёмом как привлечённых к хозяйственной деятельности, так и подготовленных. 3. Потенциал предприятия определяется не столько наличными возможностями, сколько навыками всех категорий персонала по его использованию с целью производства продукции, выполнения работ обеспечения функционирования и устойчивого развития экономической системы предприятия. 4. Определяется уровень и результаты использования потенциала предприятия определяется также организационно-правовой формой и адекватной организационной структурой. На основе этих признаков модель системы потенциала предприятия определяется: 1. Объёмом и качеством имеющихся ресурсов. 2. Возможностями всех категорий к созданию конкурентоспособной продукции. 3. Возможностями менеджмента оптимально использовать имеющиеся ресурсы. 4. Инновационными возможностями предприятия в обновлении технико-технологической базы хозяйственной деятельности, в переходе выпуска конкурентоспособной продукции, в использовании прогрессивных форм и методов управления хозяйственной деятельностью. 5. Финансовыми возможностями привлечения средств. 3. Структуризация потенциала предприятия При формировании потенциала использования предприятия выполняется его декомпозиция на компоненты, устанавливаются их функции и связи, т.е. выполняется структуризация. Существуют следующие подходы к структуризации потенциала предприятия: 1.
В совокупности ресурсов выделяются следующие элементы: 1. Технические: · производственные мощности; · материалы. 2. Технологические: · технологии; · наличие конкурентоспособных идей, научные разработки. 3. Кадровые: · квалификационный состав; · демографический состав; · психографический состав; · интеллектуальный уровень. 4. Пространственные ресурсы: · характер производственных помещений и территорий предприятия; · размещение объектов недвижимости; · коммуникации. 5. Информационные: · количество и качество информации о внутренней и внешней среде; · возможности расширения; · повышение достоверности и степени защиты информационной базы 6. Ресурсы организационной структуры управления: · характер и гибкость управляющей системы; · скорость прохождения управленческих влияний; 7. Финансовые ресурсы: · наличие и достаточность собственного каптала; · состояние активов; · ликвидность; · наличие кредитных линий. В блоке системы управления выделяются три подсистемы: 1. Планирование, которое направлено на выявление будущего потенциала развития. 2. Подсистема реализации направлена на создание нового потенциала и преобразование существующего в факторы развития. 3. Подсистема контроля выполняет функции проверки эффективности осуществления планов и решений. Блок деятельности персонала: Ø Производственная деятельность охватывает деятельность по непосредственному выполнению технологических операций всего производственного процесса. Ø Аналитическая деятельность должна содержать научные исследования и разработки для дальнейшего развития хозяйственной деятельности. Ø Коммуникационная деятельность направлена на обеспечение взаимодействия между внутренними подразделениями, а также взаимодействие с внешней средой. 2. Функциональная структуризация состоит в отдельных функциональных сферах деятельности, в пределах каждой из которых формируется свой внутренний потенциал, который имеет объективный или субъективный характер. К объектным составляющим, которые связаны с материально-вещественной формой потенциала, относятся: 1. Инновационный потенциал – это совокупность ресурсов и возможностей предприятия по генерации, восприятию и внедрению новых как радикальных, так и модифицированных идей для системного обновления хозяйственной деятельности. 2. Производственный потенциал – это наличные и скрытые ресурсы и возможности предприятия по привлечению и использованию факторов производства для выпуска максимально возможного объёма продукции. В составе производственного потенциала выделяются следующие элементы: · Потенциал земли и природно-климатические условия – это возможности предприятия по использованию совокупных природных богатств в составе хозяйственной деятельности. · Потенциал основных фондов характеризуется как технико-технологическая база производственной деятельности. · Потенциал оборотных фондов как совокупность предметов труда, которые находятся в составе производственных запасов в незавершённом производстве, полуфабрикатах собственного изготовления и расходах будущих периодов. · Потенциал нематериальных активов – это совокупность возможностей по использованию прав на новые или существующие продукты интеллектуального труда хозяйственной деятельности. · Потенциал технологического персонала характеризуется как способности работников создавать различные продукты труда. 3. Финансовый потенциал рассматривается как совокупность собственных, заёмных и привлечённых ресурсов предприятия, которыми можно располагать для осуществления текущих и перспективных затрат. Главной составляющей финансового потенциала является инвестиционный потенциал – это существующие и скрытые возможности осуществления простого и расширенного воспроизводства. 4. Потенциал воспроизводства. Воспроизводство потенциала предприятия – это процесс непрерывного возобновления всех его составляющих. Простое воспроизводство потенциала предприятия осуществляется в неизменных объёмах для возобновления потреблённых факторов производства. Расширенное воспроизводство потенциала предприятия состоит в качественном и количественном развитии факторов и других составляющих, которые обеспечивают высокую результативность его деятельности. Расширенное воспроизводство предусматривает три вида развития потенциала предприятия: 1) экстенсивный; 2) интенсивный; 3) смешанный. При экстенсивном воспроизводстве увеличение масштабов деятельности достигается за счёт дополнительного привлечения ресурсов. При интенсивном (инновационном) воспроизводстве развитие обеспечивается качественным изменением факторов на основе продуктовых и управленческих инноваций. Смешанное воспроизводство характеризуется сбалансированностью или преобладанием экстенсивного или интенсивного воспроизводства. Таким образом, потенциал воспроизводства представляет собой совокупность материально-технических, нематериальных, финансовых и других ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия или могут быть привлечены и использованы для простого или расширенного воспроизводства составляющих потенциала предприятия. Субъектные составляющие связаны с общественной формой их выявления и составляют предпосылки для рационального использования объектных составляющих. К субъектным составляющим относятся: 1. Научно-технический потенциал как обобщающая характеристика научного обеспечения хозяйственной деятельности. 2. Управленческий потенциал – это навыки и способности руководителей всех уровней для создания условий по развитию предприятия. 3. Потенциал организационной структуры управления характеризуется как уровень организации функциональных элементов системы и взаимосвязи между ними. 4. Маркетинговый потенциал – это возможности предприятия систематизировано и планомерно направлять функции на обеспечение запросов потребителей, выявление использования потенциальных рынков сбыта. В составе маркетингового потенциала выделяется логистический. К смешанным субъектам относятся: 1. Трудовой потенциал – это персонифицированная рабочая сила, которая рассматривается в совокупности своих качественных характеристик. 2. Инфраструктурный потенциал – это сбалансированные с требованиями производства возможности цехов, хозяйств и служб обеспечивать необходимые условия для осуществления основной или операционной деятельности. 3. Информационный потенциал рассматривается как единство (совокупность) организационно-технических и информационных возможностей, которые обеспечивают подготовку и принятие управленческих решений и влияют на характер хозяйственной деятельности через сбор, хранение, обработку и расширение информационных ресурсов. 4. Предпосылки и факторы формирования потенциала предприятия На любом предприятии потенциал предприятия можно представить в виде кругооборота финансовых ресурсов, который состоит из трёх этапов, аналогичных этапам расширенного воспроизводства, и включает: 1. Предприятие осуществляет затраты, т.е. вкладывает для достижения хозяйственных целей собственные и заёмные средства. 2. Часть затрат в течение производственного (хозяйственного) цикла видоизменяется и остаётся на предприятии (например, основные фонды). 3. Часть затрат приносят доход, т.е. образуются финансовые ресурсы. Такой кругооборот рассматривается как экономическое движение. Специфика экономического движения позволяет представить потенциал предприятия в виде взаимосвязанных показателей и в виде математической модели. Таким образом, формирование потенциала предприятия – это процесс создания и реализации экономических возможностей на основе их структуризации и использования прогрессивных форм организации деятельности для обеспечения стабильного развития и эффективного воспроизводства. При формировании потенциала предприятия необходимо учитывать его системные свойства: 1. Потенциал предприятия – это сложна система обычных характеристик его элементов. 2. Потенциал предприятия не может быть создан путём механического добавления элементов, т.к. является динамичным образованием 3. В процессе формирования и использования потенциала предприятия необходимо учитывать действие закона синергии и его элементов. 4. Потенциал предприятия может самостоятельно трансформироваться с появлением новых составляющих. 5. Элементы потенциала предприятия должны функционировать одновременно и в совокупности, т.к. закономерности развития возможностей предприятия не могут быть установлены отдельно, что определяет необходимость достижения сбалансированного, оптимального соотношения между его элементами. 6. Все элементы потенциала объективно связаны с функционированием и развитием предприятия, т.е. с одной стороны они физически и морально устаревают или изнашиваются и с другой стороны – они восприимчивы к инновациям. 7. Составляющие потенциала предприятия должны быть адекватными характеристикам продукции и работ, т.е. виду экономической деятельности. С учётом этих особенностей формирование и реализация потенциала предприятия зависит от множества факторов, т.е. движущих сил или условий. Многообразие факторов определяет следующую их классификацию: 1. По источнику образования факторы подразделяются на: · объективно существующие (всеобщие экономические законы, состояние рыночной среды и т.д.); · субъективно существующие (проявление личностных характеристик любых факторов, которые зависят от действий конкретных должностных лиц). 2. По пространственному отношению к предприятию факторы бывают: · внешние; · внутренние. 3. Природа фактора: · человеческий фактор (человеческий капитал, современная теория развития человеческого ресурса); · интеллектуальный фактор (рассматривается, прежде всего, в инновационном аспекте как инновационный задел предприятия); · финансовая группа факторов (более 40 показателей как ресурсные и финансовые возможности предприятия); · правовая группа факторов (законодательные и нормативные документы, регламентирующие ведение хозяйственной деятельности, которые обеспечивают или затрудняют развитие потенциала предприятия). 4. По объекту воздействия факторы делятся на: · воздействующие на весь хозяйственный комплекс предприятия; · воздействующие на отдельные элементы. Учёт влияния факторов может осуществляться на основе определённой информации. Наиболее полная и достоверная информация о потенциале предприятия по состоянию на определённую дату за определённый период времени представлена финансовой отчётности. Международными стандартами по оценке определяется, что: 1. Финансовая отчётность должна быть полезна для потенциальных пользователей при принятии решений об инвестировании, кредитовании. 2. Финансовая отчётность должна способствовать обоснованию сумм и сроков инвестиций на основе анализа и оценки движения денежных потоков предприятия. 3. Финансовая информация должна содержать сведения об экономических ресурсах, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, а также результаты этих хозяйственных операций, которые изменяют ресурсы и задолженность (Форма 5 – “Примітки до річної фінансової звітності”). В связи с этим к финансовой отчётности предъявляются следующие требования: 1. Релевантность информации является результатом сочетания трёх её характеристик: предсказуемой ценности, свойства обратной связи и своевременности. 2. Надёжность информации проявляется также в виде трёх составляющих: проверяемость, репрезентативная достоверность и нейтральность. 3. Сопоставимость – это форма представления информации, которая обеспечивает её сравнимость по различным признакам. 4. Последовательность, которая состоит в постоянстве применения учётного принципа или способов учёта. Конкурентоспособность потенциала предприятия 1. Уровни конкурентоспособности. 2. Методы оценки конкурентоспособности. 1. Уровни конкурентоспособности Конкурентоспособность потенциала предприятия – это комплексная сравнительная характеристика, которая отражает уровень преимущества совокупности показателей оценки возможностей предприятия, который определяет успех на определённом рынке за определённый период времени по сравнению с совокупностью аналогичных показателей предприятий-конкурентов. Конкурентоспособность потенциала предприятия – это комплексная многоаспектная характеристика, имеющая следующие особенности: 1. Конкурентоспособность может быть установлена и оценена только при наличии конкурентов (реальных и потенциальных). 2. Конкурентоспособность имеет разный уровень относительно разных конкурентов. 3. Конкурентоспособность потенциала предприятия определяется производительностью использования вовлечённых в хозяйственную деятельность ресурсов (материальные, трудовые, финансовые, информационные). 4. Уровень конкурентоспособности потенциала предприятия зависит от уровня конкурентоспособности его составляющих, а также от конкурентоспособности отрасли и государства, т.е. от внешней среды. В зависимости от целей оценки выделяются следующие уровни конкурентоспособности: 1. Мировое лидерство. 2. Мировой стандарт. 3. Национальное лидерство. 4. Национальный стандарт. 5. Отраслевое лидерство. 6. Отраслевой стандарт. 7. Пороговый уровень. Если уровень конкурентоспособности оказывается ниже порогового, то предприятие считается неконкурентоспособным. Другой подход определяется направленностью системы управления на обеспечение конкурентоспособности. Здесь выделяются четыре уровня конкурентоспособности: 1-й уровень. Нейтральность системы управления предприятием, что подтверждается отсутствием каких-либо изменений как в выпускаемой продукции, так и в технической базе производства в соответствии с изменениями запросов потребителей. 2-й уровень. Система управления выглядит внешне нейтральной, но при этом потенциал предприятия соответствует стандартам конкурентов. 3-й уровень. Система управления учитывает значение конкурентных преимуществ, и обеспечение конкурентоспособности становится одной из целей предприятия. 4-й уровень. Обеспечение конкурентоспособности становится главной задачей предприятия, что подтверждается достижением конкурентоспособности в течение длительного периода времени. 2. Методы оценки конкурентоспособности Методы оценки конкурентоспособности классифицируются по следующим признакам: I. По направлению формирования информационной базы существуют: 1. Критериальные методы, в которых в качестве информационной базы принимаются абсолютные, натуральные или стоимостные значения ключевых показателей. Эти методы считаются наиболее точными при условии всех требований к информации. 2. Экспертные методы не требуют сбора информации, т.к. базируются на квалификации экспертов. II. По способу отражения конечных результатов выделяются: 1. Графические методы. 2. Математические методы, которые базируются на факторных моделях и состоят в расчёте интегрального показателя конкурентоспособности. 3. Логистические методы. III. По возможностям разработки управленческих решений выделяются: 1. Одномоментные или статические методы, в которых оценивается фактическое состояние конкурентоспособности и не предусматриваются мероприятия на перспективу. 2. Стратегические методы, в которых разрабатываются стратегические мероприятия по повышению конкурентоспособности. IV. По способу оценки: 1. Матричные методы, в которых рассматриваются процессы конкуренции в их взаимосвязи и динамике. 2. Индикаторные методы предусматривают разработку и использование системы индикаторов для оценки конкурентоспособности. Индикатор – это совокупность характеристик, которые позволяют в формализованном виде представить состояние параметров объекта и на этой основе принять решение о повышении конкурентоспособности. Индикатор – это синтетический показатель. Индикаторы могут быть для характеристики конкурентоспособности экономического потенциала государства. Существуют следующие группы индикаторов: а) динамика экономики государства; б) производственные мощности промышленности; в) динамика рынка; г) финансовая поддержка; д) человеческий капитал; е) имидж государства; ж) обеспеченность сырьём; з) ориентация на внешний рынок; и) инновационный потенциал; к) общественное спокойствие. Теоретические основы оценки потенциала предприятия 1. Основные цели и сферы оценки стоимости потенциала предприятия. 2. Понятие стоимости и её модификации. 3. Принципы и основные этапы оценки. 1. Основные цели и сферы оценки стоимости потенциала предприятия Оценка стоимости потенциала предприятия – это упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учётом реального и потенциального дохода, который формируется в определённом периоде времени. В оценке потенциала предприятия заинтересованы: кредиторы, инвесторы, государство, акционеры, страховые компании – экономические интересы которых определяют следующие главные цели оценки: 1. Повышение эффективности текущего управления предприятием. 2. Определение стоимости ценных бумаг при купле-продаже акций предприятия. 3. Определение стоимости предприятия при купле-продаже как целого имущественного комплекса или его частей. 4. Реструктуризация предприятия и разработка плана развития. 5. Определение кредитоспособности и стоимости залога при кредитовании. 6. При оформлении страхового договора определяется стоимость активов. 7. Определение базы налогообложения. 8. Реализация инвестиционных проектов. Объекты оценки – это имущество или имущественные права, которые подлежат оценке. Объектами оценки являются: 1. Объекты в материальной форме – это недвижимое имущество или недвижимость и движимое имущество. К недвижимости относятся: · земельный участок без улучшений; · земельный участок с улучшениями, которые неразрывно с ним связаны (здания, сооружения и их части [водопроводы, различные виды коммуникаций]). Движимое имущество – это материальные объекты, которые могут быть перемещены без нанесения им ущерба. 2. Объекты в нематериальной форме (например, имидж предприятия, торговая марка, торговый знак) дают возможность получать определённую экономическую выгоду без материальной основы их существования: · финансовые интересы; · ценные бумаги; · дебиторская и кредиторская задолженность; · другие имущественные права. 3. Объекты в форме целостного имущественного комплекса. Оценка стоимости потенциала предприятия состоит в оценке стоимости его отдельных элементов. 2. Понятие стоимости и её модификации Стоимость – это эквивалент ценности объекта оценки, выраженный в возможной денежной сумме. Расходы – это мера затрат, необходимых для того, чтобы создать объект подобный оцениваемому. Цена – это фактическая сумма денег, которая уплачена за объект оценки или подобное имущество. В соответствии с международными стандартами оценки, с законом Украины “Об оценке и оценочной деятельности” и Национальным Стандартом №1 (НС №1) – “Загальні принципи оцінки майнових прав”. Существуют виды стоимости, которые классифицируются по следующим признакам: 1. По степени рыночности: · рыночная стоимость – это стоимость, по которой возможно отчуждение объекта оценки на рынке подобного имущества на дату оценки по соглашению (договору), составленному между продавцом и покупателем после проведения соответствующего маркетинга при условии, что каждая из сторон действовала со знанием дела, расчётливо и без принуждения; · нерыночная стоимость. 2. По целям оценки: · Потребительская стоимость как эквивалент ценности, которую конкретная стоимость имеет для конкретного пользователя без учета наиболее эффективного использования этой собственности или денежной суммы, которая могла бы быть потрачена от ее продажи. Этот вид относительный и нерациональный, так как ценность объектов для каждого собственника будет существенно отличатся от ценности на рынке или в какой либо сфере деятельности. · Инвестиционная стоимость определяется с учетом конкретных условий, требований и целей инвестирования в объект оценки и отражает индивидуальные преимущества инвесторов. · Специальная стоимость – сумма рыночной стоимости и надбавки к ней, которая формируется при наличии не типовой мотивации или особой заинтересованности потенциального покупателя в объекте оценки. · Залоговая стоимость – это стоимость активов, которую кредитная организация занимающаяся финансированием на основе обеспечения определенным имуществом надеется получить от продажи на рынке этих активов, если кредитование окажется неплатежеспособным или не выгодным по каким либо другим обстоятельствам. · Утилизационная стоимость представляет собой стоимость объекта собственности за исключением стоимости земельного участка, как совокупность стоимости материалов, из которых состоит этот объект без его дополнительного ремонта. · Страховая стоимость определяется как стоимость собственности для определения суммы покрытия по страховому договору или обеспечение требований в связи с утратой или повреждением застрахованных активов. 3. В зависимости от характера стоимости: · Стоимость воспроизводства – это определяется на дату оценки текущей стоимости затрат на создание или приобретение нового объекта, который является идентичным объекту оценки. · Стоимость замещения – это определяется на дату оценки текущей стоимости затрат по созданию или приобретению нового объекта, подобного объекту оценки, который может быть ему равноценной заменой. 4. В соответствии с принципами бухгалтерского учета: · балансовая стоимость, как первоначальная и восстановленная; · остаточная; · справедливая. Балансовая стоимость – это затраты на строительство или приобретение объекта стоимости, отраженная в бухгалтерском балансе. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость определяется как историческая стоимость, затраты а приобретение. Восстановленная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, определенных при переоценивании их. Остаточная стоимость – это балансовая стоимость за вычетом износа. Справедливая стоимость – это сумма, по которой может быть осуществлен обмен активов или оплата обязательств в результате операций между независимыми и заинтересованными сторонами. 5. В зависимости от перспектив развития предприятия: · стоимость действующего предприятия; · стоимость реверсии; · ликвидационная стоимость; · стоимость ликвидации. Стоимость действующего предприятия – определяется как стоимость единого целого при условии его дальнейшего использования запланированным или существующим способом. Такое определение эквивалентно понятию стоимости использования. Стоимость реверсии – определяется как стоимость объекта оценки, которая предусматривается на период следующим за прогнозным. Ликвидационная стоимость может быть получена при условии продажи объекта оценки в срок который значительно короче срок эксплуатации подотчетного имущества в течении которого такое имущество может быть продано по цене равной рыночной стоимости. Стоимость ликвидации – определяется как стоимость, которую ожидается получить за объект оценки, который исчерпал свою полезность в соответствии с первоначальными функциями. 3. Принципы и основные этапы оценки Основой оценки стоимости различных объектов является совокупность принципов, которые представлены следующими группами: 1. Принцип, базирующийся на представлениях пользователя, включает: · принцип полезности; · принцип замещения; · принцип ожидания. Принцип полезности состоит в том, что имущество имеет стоимость только при условии его полезности для потенциального собственника или пользователя. ПОЛЕЗНОСТЬ – это свойство или способность имущества обеспечивать потребности собственника в течении определенного периода времени. Для установления полезности при проведении оценки рассматривается полезность отдельного имущества, как составляющая часть полезности всего объекта в целом, учитывая современное состояние объекта оценки, влияние социально-экономических факторов и определенных затрат на его улучшение. Принцип замещения предусматривает учет поведения покупателей на рынке. Такой учет состоит в том, что за приобретаемое имущество не будет выплачиваться сумма больше, чем минимальная стоимость такого же продукта, которое продается на рынке. Принцип ожидания состоит в том, что стоимость объекта оценки определяется размером экономической выгоды, которую ожидается получить от внедрения, использования и распоряжения этим имуществом. 2. Принцип, связанный с недвижимостью: · принцип вклада (предварительное производство) учит, что вклад в общий доход отдельного фактора (труд, , управление) измеряется как часть стоимости объекта, на которую уменьшается его общая стоимость при отсутствии этого фактора. 3. Принцип, связанный с рыночной средой: · принцип спроса и предложения; · принцип изменения; · принцип конкуренции. Принцип спроса и предложения, в соответствии с которым проведение оценки устанавливаются рыночные колебания цен на подобные объекты и другие факторы. Принцип изменения состоит в учете возможностей изменений в формировании объекта в связи с изменением всех различных факторов внешней среды, поэтому оценка возможна на определенную дату. Принцип конкуренции состоит в том, что цена на объект складывается под влиянием постоянного соперничества между субъектами рынка, которые стремятся получить наибольшую прибыль. 4. Принцип наиболее эффективного использования предусматривает проведение сканирования существующего состояния использования объекта, которое может существенно отличатся от оптимального. Оценка стоимости представляет собой процесс, состоящий из определенных этапов, среди которых выделяются следующие: 1. Определение объекта оценки и согласование условий договора по оценке между оценщиком и заявителем. 2. Ознакомление с объектом оценки. 3. Сбор информации об объекте оценки. 4. Выбор методического подхода и метода оценки. 5. Применение выбранного метода для определения стоимости объекта оценки. 6. Согласование полученных результатов с заявителем. 7. Составление отчетов и его утверждение в соответствующих госструктурах. 8. Доработка отчета по оценке. Методические подходы к оцениванию потенциала предприятия 1. Общая характеристика методических подходов. 2. Доходный подход к оценке стоимости. 3. Имущественный методический подход. 4. Методы сравнительного подхода. 1. Общая характеристика методических подходов Оценка стоимости базируется на том, что каждый объект проходит стадию своего создания, которая сопровождается затратами. Далее права не любой объект могут быть предметом обмена на рынке, т.е. это является объективной основой рыночных продаж. Приобретение объекта обосновывается с позиции эффективности инвестиций, на получение которых рассчитывает собственник. В связи с этим методология оценочной деятельности представлена тремя методическими подходами, установленными национальными стандартами НС№3 “Оценка целостных имущественных комплексов”. Эти подходы: доходный, имущественный, сравнительный. При оценке с использованием доходного подхода основным фактором, который определяет стоимость объекта, является доход, который этот объект может генерировать. При этом прогнозируются будущие доходы от использования объекта на один или несколько лет с последующим преобразованием этих доходов в постоянную стоимость объекта. Для этого применяется ставка дисконтирования или ставка капитализации. Имущественный подход состоит в определении стоимости объекта, как разности между стоимостью всех активов, которые оцениваются отдел
|
|||||||||
|