Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Некоторые проблемы интерпретации результатов



Некоторые проблемы интерпретации результатов

Как уже отмечалось, методика «Перекресток» не является психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно, и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность.

При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения - это своеобразная подстраховка для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают.

Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогом работы с опровником «Перекресток» явилось бы не только обсуждение кон-

70      Раздел 2. Методики для' работы с классом (20—25 человек)

кретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала некоторые такие вопросы.

Опросник «ПЕРЕКРЕСТОК -1»

Цели методики

Выявить наиболее привлекательные для учащихся предметы (сфер) труда.

Выявить наиболее привлекательные для учащихся внешние и внутренние средств труда.

Соотнести предметы и средства для уточнения наиболее привлекательных для клиента профессий (по специальной таблице).

Активизировать (спровоцировать) самоопределяющегося учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий.

Время проведения

Рекомендуется проводить опросники по выявлению предметов (сфер) и средств труда на одном занявши или в рамках одной профконсулъ тации. Это позволит как бы на одном дыхании определить по таблице на пересечении предметов и средств труда конкретные профессии.

Естественно, если такой возможности нет, то эти опросники можно проводить и на разных занятиях (профконсультациях). Например, на первом занятии определяются наиболее привлекательные «предметы (сферы) труда», а на втором занятии - наиболее привлекательные «средства труда» й сразу же отыскиваются по таблице наиболее интересные для клиента профессии.

Инструкция

Методики позволит вам ориентировочно определить наиболее привл тельные для вас сферы производства, связанные с теми или иными пред ми труда. В дальнейшем это позволит нам уточнить наиболее привлека ные для вас профессии.

Ход работы

1. Учащиеся чертят бланк ответов для опросника «Перекресток -1».

2. Психолог зачитывает вопросы опросника, а каждый учащийся в своем бланке ответов проставляет баллы, показывающие его желание выполнять те или иные трудовые действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие на работе).

 

3. Подсчет результатов:

Сначала перед всеми баллами во второй, четвертой и шестой колонках проставляется знак «минус».

Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается алгебраическая сумма всех баллов, и результат записывается справа от бланка (графа «Сумма баллов») - в итоге получается двадцать результатов, соответствующих двадцати сферам труда (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули).                             '

Далее психолог зачитывает нормы отдельно для юношей и для девушек (см. таблицу «Нормы дляопросника «Перекресток - предметы (сферы) труда»).

После зачитывания нормы по каждой из двадцати сфер труда учащийся сам подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

- учащийся записывает каждую норму в графу «Нормы»;

- если результат попадает в«норму», то считается, что к данной группе профессий интерес обычный; в графе «Результаты» записывается «0»;

- если результат выходит за рамки «нормы», то производятся нехитрые вычисления - определяется разница между своим результатом и крайним (ближним) значением нормы. Например, результат -(+5), а «норма» - ( - 4 , +3); вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) - (+3) = (+2). В данном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий - соответственно, в графе «Результаты» записывается «+2». Или другой пример: результат. - (-7), а «норма» - ( - 2 , +2); вычитаем из своего результата крайнее, т.е.

78      Раздел 2. Методики для работы с классом (20—25 человек)

опять же ближнее значение нормы: ( - 7 ) - ( - 2 ) = ( - 5 ) . Здесь скорее можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий - в графе «Результаты» записывается «-5» и т.п.

После соотнесения учащимися своего результата с нормой психолог зачитывает название сферы труда, а учащийся записывает это название в графе «Предметы (сферы) труда». Далее определяется соответствие по следующей сфере труда и т.д.

В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то сферам труда результаты плюсовые (интерес к соответствующим сферам имеется), по каким-то - нули (интерес не выраженный), а где-то - минусы (интерес отсутствует).

Опросник «Перекресток - внешние и внутренние средства труда»

Проведение работы по этому опроснику аналогично только что описанной процедуре определения наиболее привлекательных предметов (сфер) труда (см. выше).

При этом используется нижняя часть бланка ответов (см. таблицу

 

Уточнение привлекательности профессий для учащихся

1. Учащиеся рассматривают таблицу «Профессии, получаемые на пересечении предметов и средств труда (ориентировочные примеры проф сий)».

2. Например, учащегося интересует сфера «Техники», и он в наибольшей степени готов использовать «Коммуникативно-артистические средства труда». На пересечении этой сферы и этих средств труда получаем: бригадир на производстве, начальник смены, цеха, контролер ОТК. Все это лучше записывать на отдельном листочке.

3. Может оказаться, что некоторые профессии будут цовторяться (на пересечении разных сфер и средств труда), тогда их значимость выбора («удельный вес») как бы поднимается.

4. При желании (и наличии времени) можно определить не только наиболее привлекательные профессии, но и явно противопоказанные. Например, использовать для этого те сферы труда и средства труда, которые получили в результате «минусы». При этом может оказаться, что одни и те же профессии окажутся как в числе самых привлекательных, так и в числе отвергаемых. Все это также может стать дополнительной информацией для окончательного принятия решения учащимся о выборе профессии.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.