Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общие условия использования методики «Перекресток»



Общие условия использования методики «Перекресток»

1. Методика предназначена для работы со старшеклассниками.

2. По времени проведения вся методика занимает: «Перекресток - 1» около 1 , 5 часов, «Перекресток - 2» около 40-45 минут.

3. Методика «Перекресток», проведенная по полной схеме, больше подходит для индивидуальной профконсультаций (в идеале - в комбинированном компьютерно-ручном варианте). Однако отдельные части методики могут использоваться сам самостоятельные опросники, и тогда их можно включать в работу с группой (или классом).

4. Обычно результаты опросников (в ручном варианте использования) подсчитывают сами клиенты. Объясняется это тем, что методика активизирующая, и клиенты должны самостоятельно осмысливать полученные результаты.

5. Старшеклассники самостоятельно чертят бланки ответов (ведущий внятно объясняет, как это делать и показывает пример такого бланка на классной доске).

Некоторые особенности использования методики «Перекресток»

Методика «Перекресток» является активизирующим опросником, поэтому процедура ее проведения должна строиться несколько иначе, чем при проведении «настоящих» тестов.

Во-первых, психолога не должно смущать, что некоторые вопросы составлены в эмоционально провокационном плане. Такие вопросы - это маленькие философские дилеммы. Заметим, что сама методика задумывалась как провоцирование размышлений над подобными вопросами. Например, вместо того чтобы прямо ставить данные вопросы перед учащимися, эти вопросы просто включены в другую деятельность - заполнение бланка ответов. В итоге опросник воспринимается большинством клиентом как вполне нормальный.

Во-вторых, некоторые вопросы психолог может по-своему комментировать, что также категорически запрещается при работе с «настоящим» тестом. Идея комментирования некоторых вопросов была подсказана учащимися, которые часто сами (и по-своему) комментируют заинтересовавшие их вопросы. Психолог лишь просто перехватывает у них инициативу... Кроме того, психолог может с помощью таких комментариев обозначать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессионального и личностного самоопределения.

В-третьих, у самих некоторых педагогов и психолргов могут возникнуть вопросы, связанные с такими «профессиональными группами» как «Антиобщественная деятельность» и «Тунеядство». Конечно, включение таких групп является нетрадиционным для подобных методик. К сожалению, часть подростков размышляет и о таких пер-

Активизирующий опросник «Перекресток»                    69

спективах своего самоопределения (иногда из озорства, иногда вынужденно, в силу специфического социально-экономического положения многих семей). Смысл обсуждения таких перспектив не в том, чтобы поддержать подобные ориентации подростков, а в том, чтобы открыто решать данные проблемы. Если не педагоги и психологи начнут обсуждать с учащимися подобные вопросы, то тогда кто? К сожалению, другие «специалисты» времени зря не теряют.

В-четвертых, при обработке и интерпретации результатов в опроснике «Перекресток» следует помнить, что некоторые нормы произвольно нами сдвинуты «вверх». Например, «нормы» для «Антиобщественной деятельности» для мальчиков раньше были: ( - 8 )

- ( - 4 ) и тогда многие попадали в «плюс», что как бы «подтверждало» их намерения... Мы изменили «нормы», которые стали выглядеть так: ( - 3 ) - (+3) и тогда уже редко кто из подростков попадаете «плюс»... Аналогично изменены нормы для «Тунеядства»: с ( - 5 ) - ( - 2 ) раньше -до (0) - (+5) сейчас... Соответственно, изменены «нормы» для девушек: по «Антиобщественной деятельности» - с ( - 7 ) - ( - 3 ) раньше - до ( - 3 ) - (+5) сейчас, а для «Бродяг-попрошаек» - с ( - 6 ) - ( - 3 ) ранее - д о (0)

- (+6) сейчас.

В-пятых, на этапе подведения итогов некоторые участники могут быть недовольны результатами. Ни в коем случае нельзя слишком серьезно подходить к таким результатам. Например, возможна ситуация, когда психолог может примерно так успокоить учащегося: «Скорее всего, у тебя просто плохое настроение, и в другой раз результаты будут несколько иными», «Это не твоя вина: скорее всего, методика не совсем удачная».и т.п. Но в любом случае клиент не только может задуматься над такими «неудачными» результатами, но и как-то эмоционально отнестись к такой неудаче.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.