|
|||
Изгнание при помощи пентаграмм ЗемлиСтр 1 из 7Следующая ⇒
ПЕНТАГРАММА И ЕЕ РИТУАЛ Изучая магические ритуалы, следует помнить, что, хотя каждый из них имеет свой собственный смысл и свою собственную задачу, у них есть и одна общая главная цель — напомнить человеку об «искре Божией», которая таится в каждом из нас, и помочь ее разжечь. Именно ее Алистер Кроули в Книге Закона определяет как Хадита — «пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды»1. Лишь вспомнив свою Божественную сущность, человек может постичь свою Истинную Волю и соединиться с Богом. Одним из наиболее известных магических символов является пятиугольная звезда — пентаграмма, также иногда называемая пентальфом или пентаклем. Слово «пентаграмма» происходит от греческого слова pentagrammon — имени существительного, образованного от pentagrammos или pentegrammos — слова, которое можно приблизительно перевести как «состоящий из пяти линий», от pente («пять») + gramme («линия»). Пентаграмма — фигура с пятью вершинами, образованная двумя восходящими пересекающимися лучами, которые отходят от каждого ее угла, таким образом, что получается звезда. Само по себе число пять играет важную роль в эзотерическом символизме. У людей по пять пальцев на руках и ногах, пять органов чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Возможно, поэтому пятилучевая звезда играет столь важную роль в магии. По словам Элифаса Леви: «элементарные духи подчиняются этому знаку, если его разумно употребляют, и, поместив его в кругу или на столе вызывания, можно сделать их покорными»1. Первые известные нам изображения пентаграммы встречаются в Месопотамии, где, по мнению многих исследователей и зародилась магия. Нарисованные на глине пятиконечные звезды, найденные на развалинах древнего города Урука, по мнению ученых, датируются примерно 3500 г- До н. э. Шумерские пентаграммы служили пиктографическими обозначениями слова «UB», означающего «угол; петля; небольшое помещение; полость, углубление, яма». В более позднюю эпоху Вавилонского царства углы пентаграммы, вероятно, служили для указания направлений: вперед, назад, влево, вправо и вверх. Эти направления имели также астрологическое значение. Они соответствовали пяти планетам: первые четыре — Юпитеру, Меркурию, Марсу и Сатурну, а пятое, «вверх», — Венере как «Царице небес» (Иштар). Символ пентаграммы встречается в религиозных и магических традициях многих народов. Для евреев, она ассоциировалось с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога, древние греки называли 1 Алистер Кроули. Равноденствие Богов. Закон для всех. М.: Ганга, Телема, 2010, стр. 41. 2 Дион Форчун Тайное без вымыслов. Элифас Леви. Учение и ритуал высшей магии. «REFL-book». 1994. стр. 274. пентаграмму Пентальфа: Тройной треугольник. Если перевести это слово с греческого, оно означает пять букв Альфа, в своем переплетении они образовывали пятиконечную звезду. Ее греки изображали ее на своих щитах. Для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа (от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах), который он получил, страдая за человечество, также она символизировала Троицу и Двойную природу Христа (Божественную и человеческую). Кроме того, с ней отождествляли «Звезду Волхвов», которая помогла восточным мудрецам найти младенца Иисуса. Кажется, первым тайным обществом, которое использовало знак пентаграммы, было общество пифагорейцев, возникшее в VI в. до н.э. в италийском городе Кротоне. Пифагорейцы называли пентаграмму «Гигея» («здоровье»; такое же имя носила древнегреческая богиня здоровья) и рассматривали ее как символ математического совершенства. Древняя пентаграмма пифагорейцев, обращенная двумя вершинами вверх, символизировала так называемый пентемих (букв, «пять святилищ») — образ пришедший из космогонического труда, написанного Ферекидом с острова Сирое (VI в. до н. э.), который был учителем и другом Пифагора. Пентемих представлял со-* бой «остров» или «пещеру» с пятью покоями, по которым необходимо было распределить в порядке первородных созданий, чтобы возник космос: «божественные порождения семени Кроноса, распределившись по пяти покоям, получили название «Пентемих»1. Согласно позднейшим эзотерическим учениям, именно пифагорейцы первыми приняли пентаграмму как символ всего земного мира, который состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Также они избрали пентаграмму тайным символом принадлежности к своему обществу, так как она символизировала пять лет молчания, которые должен был выдержать каждый ученик, вступивший в их общество. О том, что пентаграмма является символом интеллектуального всемогущества и власти, учили и гностики, рисовавшие ее на своих талисманах. В средневековых трактатах, приписываемых библейскому царю Соломону, пентаграмме, именуемой «печатью Соломона», придается очень важное значение. Исследователь каббалы Гершом Шолем пишет: «В арабской магии "печать Соломона" была весьма употребительна, но в иудейских кругах поначалу использовалась сравнительно редко. Гексаграмма и пентаграмма использовались как взаимозаменяемые символы, и название "печать Соломона" могло применяться к обе им этим фигурам». В латинских версиях «соломоновых» трактатов словом «pentaculum» обозначались все круглые чертежи, \ Kirk, Geoffrey Stephen; Raven, John Earle; Schofield, Malcolm (1983) [1957]- The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts.
ассоциировавшиеся с «печатью Соломона», несмотря на то, что пентаграмма как таковая в большинстве из них отсутствовала»'. Важно отметить, что в древней и средневековой магии пентаграмме обычно приписывалось позитивное, охранительное значение. Например, книга «Гоэтия» содержала такое предписание магу: пентаграмму следует «носить на груди твоей, начертав на оборотной стороне Печать призываемого Духа. Она нужна для того, чтобы защитить тебя от опасности и чтобы повелевать Духами с ее помощью»1. В эпоху Возрождения появились изображения пентаграммы как микрокосма. Для этого в пятилучевую звезду вписывалась фигура человека, а по углам по углам обычно ставились знаки пяти элементов: огня, воды, воздуха, земли и духа или астрологические символы. Впервые об этом это написал в 1531 году знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй части своей книги «Оккультная философия»: пятиугольник [пентаграмма] также, в силу достоинств числа пять, обладает великой властью над злыми духами чрез начертание свое, в коем содержится пять тупых углов внутри, и пять острых — снаружи, и пять двойных треугольников, ее окружающих. Кроме того, в этой же книге Агриппа проводит параллель между пентаграммой и символом Человека, стоящего с расставленными ногами и вытянутыми в стороны руками. Тем самым пентаграмма оказывается символом наивысшего создания во всем тварном мире — Человека, созданного самим Всевышним, — и, следовательно, выражением Божества в живой форме на земном плане. У эзотериков эпохи Возрождения также получило распространение сопоставление пентаграммы с Пентаграмматоном — когда еврейское священное имя Тетраграмматон, отождествляемое с четырьмя стихиями, дополнялось еврейской буквой Шин, ассоциируемой с Духом Божьим и Божественным присутствием, одухотворяющим четыре материальных элемента. Таким образом, получалось новое Божественное имя IHShVH, которое читалось как Иешуа и отождествлялось с христианским Иисусом. Впервые пентаграмма с таким Божественным именем была опубликована в трактате Calendarium Naturale Magicum Perpetuum или «Волшебный календарь» (датированном 1582 годом, но опубликованном в 1620 году). 1 Gershom Scholem, [A collection of articles on the Kabbalah]. [S.l.: s.n., 1920-1955?]. iv., various pagings ; 24cm. Содержание: Сборник статей по каббале, перепечатанных из различных журналов на иврите. 2 Гоэтия. С предисловием и комментариями Алистера Кроули. М: Ганга. Телема, 2009, стр.117.
Разумеется, пентаграмма стала использоваться и в розенкрейцерской-масонской традиции, впитавшей наследие магов Возрождения. Изображение человеческой фигуры в виде пентаграммы как символа микрокосма, встречается в книге «История микро- и макрокосма» (1617 год) известного розенкрейцера Роберта Фладда (1574 — 1637). Пентаграммы украшают собой ранние масонские документы XVII — XVIII века. Для масонов пентаграмма стала ассоциироваться с посвящением. Пятиконечные звезды или пентаграммы изображались на печатях и знаменах некоторых Великих лож, а также на воротниках и украшениях мастеров лож и Великих мастеров Великих лож. Правда, в масонской «Энциклопедии Койла» утверждается: «Говорят, что пенталъфа обладает превеликим множеством символических и мистических значений, однако в масонстве она не находит применения...». Тем не менее, Альберт Маккей в «Энциклопедии вольного каменщичества» сообщает, что «средневековые масоны считали ее символом глубокой мудрости, и ее можно обнаружить в архитектурном декоре большинства средневековых церковных зданий. В период строительства великих средневековых соборов пентаграмма и пятиконечная звезда часто использовались как метки каменщиков. Есть свидетельства, что эти символы встречаются и раньше, но наибольшее количество примеров да-» тируется периодом с XII по XVI века»'. Полностью описать все тайны пентаграммы попытался в XIX веке Элифас Леви. В своем труде «Учение и ритуал высшей магии» он подробно рассказывает об эзотерическом смысле пентаграммы и, в частности, пишет: Мы приступаем к объяснению и посвящению Святой и Таинственной Пентаграммы. Так что, пусть все безразличные и суеверные закроют книгу; они не увидят ничего, кроме тьмы, или же будут возмущены. Пентаграмма, которая в гностических школах называется Пылающей Звездой, является знаком интеллектуального всемогущества и самодержавия. Это Звезда Магов; это знак Слова, создавшего плоть, и, согласно направлению ее лучей, этот абсолютный магический символ представляет упорядоченность, либо беспорядок, Священного Ягненка Ормузда и Святого Иоанна, либо проклятого Козла Мендеса. Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя. Это Мария или Лилит, победа или смерть, день или ночь. Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет Сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец — это знак Спасителя'. 1 Albert Mackey. Encyclopedia of Freemasonry. Richmond, Virginia: 1966. p. 763, 303. 2 Элифас Леви. Ритуал трансцендентальной магии. Рефл-бук. Ваклер. 1995. стр. 67.
Однако при всей определенности этого высказывания, мнение Элифаса Леви о смысловом значении перевернутой пентаграммы, очевидно, было не столь однозначным. Доказательством тому служит его последующая трактовка Козла Мендеса, приведенная в той же книге: «ужасный Бафомет, как и все чудовищные идолы и загадки древней науки и ее фантазий, — это всего лишь невинный и благочестивый иероглиф. Как мог человек поклоняться зверю, если он безраздельно властвовал над этим зверем? <...> в случае с нашим козлом ему сопутствует символ света, Знак Пентаграммы, который никак не может быть связан со сказочным образом Сатаны» \ В Герметическом Ордене Золотой Зари, действовавшем в Англии в конце XIX века, также не существовало однозначной трактовки перевернутой пентаграммы. С одной стороны, в материалах этого Ордена, описывавших Ритуал Пентаграммы, говорилось: «В качестве символа добра пентаграмму следует располагать одним углом кверху: этот верхний угол символизирует владычество Божественного Духа. Но если ты расположишь пентаграмму двумя углами кверху, то получишь символ зла, утверждающий превосходство материи над Божественным Духом, который по праву должен властвовать над нею. Смотри, не поступай так1.»2. Однако в других учебных лекциях этого Ордена, которые упоминают Малый Ритуал Пентаграммы, утверждается: «пентаграмма, обращенная вершиной вверх, олицетворяет одухотворение природных качеств человека. В некоторых современных школах используется также перевернутая пентаграмма — отнюдь не как орудие «зла», а как символ перемен»\ Современный телемитский автор Дж. Эдвард Корнелиус в своей книги «Маги-ческая суть Алистера Кроули» также придерживается мнения, что пере-верну-тая пентаграмма вовсе не является символом злых сил: Что касается пентаграммы, обращенной двумя углами кверху, то некоторые полагают, что она символизирует веру в главенство и превосходство материи над Божественным Духом. Но такой взгляд на перевернутую пентаграмму чрезвычайно примитивен и граничит с типичными для Старого зона представлениями о добре и зле. Да, действительно, углы перевернутой пентаграммы нередко трактуют как рога и уши Козла Шабаша, или Сатаны, и ассоциируют с арканом Таро «Дьявол»; <...> Но подлинный символический смысл обеих пентаграмм становится очевиден, если рассмотреть соответствия каждого из углов пентаграммы. Верхний, одиночный угол всегда символизирует дух. От направления, 1 Там же, стр. 140-141. 2 Израэль Регарди. Полная система магии Золотой Зари. М.: Энигма. тл. стр. 319. 3 Там же, стр. 271. в котором он обращен, зависит лишь то, «откуда» дух управляет стихиями — «сверху» или «снизу»'. Со всей определенностью можно сказать, что с начала XX века в эзотерической традиции использовалась «правильная» (не перевернутая) пентаграмма, которой предавался всегда позитивный смысл. Перевернутая пентаграмма использовалась гораздо реже, однако ей также, в большинстве случаев, не прЬдавалось никакого негативного значения. Трактовать перевернутую пентаграмму как «черномагический» или даже «сатанинский» символ стали лишь в XX веке, когда появились первые так называемые «сатанисты», и им понадобилась собственная атрибутика. Создав в США в 1966 году «Церковь Сатаны», Антон Лавей встал перед необходимостью изобрести броский символ, который бы привлек внимание широкой публики к этому коммерческому проекту. Назвав перевернутую пентаграмму с вписанной в нее мордой козла «Символом Бафомета», он заставил поверить множество христиан и сатанистов в «древность» и «исконность» этого символа, восходящего едва ли не к временам рыцарей-тамплиеров. Стоит отметить, что при этом использовалась христианская логика. Раз > Сатана в переводе с иврита означает «противник», то, соответственно, все по- зитивные символы в христианствг или эзотерике, поставленные «с ног на голову», становятся символами Сатаны и черной магии. Стоит отметить, что такая трактовка символов является относительно новой. Например, в древности перевернутый крест вовсе не считался «антихристианским символом». Как сказано в раннехристианском сказании «Страсти апостолов Петра и Павла»: «Упросил Петр, чтобы распяли его вверх ногами, ибо считал, что не достоин он быть распятым так же, как Господь и учитель его Иисус Христос, Сын Божий, распят бы»!. Как жаль, что апостол Петр не догадывался, что тем самым он изобретает символ для будущих «сатанистов»! Что же касается перевернутой пентаграммы, то в ранней истории христианства она трактовалась как символ Преображения Христа. И именно перевернутая пентаграмма стоит на печати римского императора Константина Великого (272 — 337), сделавшего христианство государственной религией и, позднее, причисленного за это церковью к лику святых. Чтобы понять причины такого толкования, следует обратиться к трудам древних каббалистов. Согласно ним, перевернутая пентаграмма — это «Зеир Анпин», Микропрозоп или «Малый Лик» Господа, который образуют на Древе Жизни шесть нижних сефирот: Хесед, Гебура, Тиферет, Нецах, Ход, 1 Дж. Эдвард Корнелиус «Магическая суть Алистера Кроули». М.: Гарпократ. 2 Скогорев. А.П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. СПб.: Алетейя. 2000. стр. 268.
Йесод отделенных Бездна от трех Высших сефирот. Однако «Зеир Анпин» — это также одно из названий Тиферет, Божественного Сына, через соединение с которым наш мир (нижняя сефира — Малкут) мог спастись. Отождествляя Христа с Тиферет, христианские каббалисты вполне логично могли отождествить с ним и всю перевернутую пентаграмму в целом. Пентаграмма в Телеме Символ пентаграммы имеет большое значение и в традиции Телемы. Пентаграмма дважды упоминается в самой важной книге Телемы — Книге Закона: как символ Божественной природы человека: «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда»' и как символ Богини звездного неба — Нуит: «Пятиконечная Звезда с Кругом в Середине, и круг сей Красен» \ Лишь глубоко проникнув в смысл этого символа, можно постичь его внутреннюю суть — как Ключа к постижению Божественного и Человеческого миров. В одном из своих стихотворений, озаглавленном «Пентаграмма», Кроули так описывает этот символ во взаимосвязи с пятью элементами. На Заре Мирозданья, устав пресмыкаться в пыли, Человек подчинил себе зверя и стал Властелином Земли. Из священного древа он выдолбил лодку, и в ней Обогнул покоренную землю, и стал Властелином Морей. Ныне пар ему служит и молния вместо коня, Обуздал он небесные силы и стал Властелином Огня. Се, последний из демонов пал, и с незыблемых тронов Властелина Воздушных путей громогласные славят зоны. Поднимись, Человек! Ты наследуешь царство по праву! И Властителем Духа предстань пред богами на вечную славу. Важно, что в своей работе Алистер Кроули использовал как традиционную (Liber О, Ритуал Звездного Рубина), так и перевернутую пентаграмму (Liber Reguli). При этом, разумеется, нет никаких оснований предполагать, что эти ритуалы делятся на «черные» и «белые» и имеют какой-либо другой смысл, кроме постижения своей Божественной сути. Что касается перевернутой пентаграммы, то ее Кроули трактовал как луч Солнца, озаряющий землю, или дух, одухотворяющий материю. Также он 1 Ачистер Кроули. Равноденствие Богов. Закон для всех. М.: Ганга, Тслсма, 2010, стр. 35. 2 Там же, стр. 39.
Йесод отделенных Бездна от трех Высших сефирот. Однако «Зеир Анпин» — это также одно из названий Тиферет, Божественного Сына, через соединение с которым наш мир (нижняя сефира — Малкут) мог спастись. Отождествляя Христа с Тиферет, христианские каббалисты вполне логично могли отождествить с ним и всю перевернутую пентаграмму в целом. Пентаграмма в Телеме Символ пентаграммы имеет большое значение и в традиции Телемы. Пентаграмма дважды упоминается в самой важной книге Телемы — Книге Закона: как символ Божественной природы человека: «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда»' и как символ Богини звездного неба — Нуит: «Пятиконечная Звезда с Кругом в Середине, и круг сей Красен» \ Лишь глубоко проникнув в смысл этого символа, можно постичь его внутреннюю суть — как Ключа к постижению Божественного и Человеческого миров. В одном из своих стихотворений, озаглавленном «Пентаграмма», Кроули так описывает этот символ во взаимосвязи с пятью элементами. На Заре Мирозданья, устав пресмыкаться в пыли, Человек подчинил себе зверя и стал Властелином Земли. Из священного древа он выдолбил лодку, и в ней Обогнул покоренную землю, и стал Властелином Морей. Ныне пар ему служит и молния вместо коня, Обуздал он небесные силы и стал Властелином Огня. Се, последний из демонов пал, и с незыблемых тронов Властелина Воздушных путей громогласные славят зоны. Поднимись, Человек! Ты наследуешь царство по праву! И Властителем Духа предстань пред богами на вечную славу. Важно, что в своей работе Алистер Кроули использовал как традиционную (Liber О, Ритуал Звездного Рубина), так и перевернутую пентаграмму (Liber Reguli). При этом, разумеется, нет никаких оснований предполагать, что эти ритуалы делятся на «черные» и «белые» и имеют какой-либо другой смысл, кроме постижения своей Божественной сути. Что касается перевернутой пентаграммы, то ее Кроули трактовал как луч Солнца, озаряющий землю, или дух, одухотворяющий материю. Также он 1 Ачистер Кроули. Равноденствие Богов. Закон для всех. М.: Ганга, Тслсма, 2010, стр. 35. 2 Там же, стр. 39.
обычно предшествует ритуалы Пентаграммы, но тем не менее представляет собой самостоятельный магический ритуал. Как пишет Дж. Эдвард Корнелиус: Самое раннее описание Малого ритуала пентаграммы обнаруживается в материалах Герметического ордена Золотой Зари. Алистер Кроули ознакомился с ним, когда был Неофитом этого ордена, в 1898 году, а впоследствии впервые обнародовал этот ритуал в печати. В 1901 году он опубликовал его в поэтической форме —-в виде стихотворения «Дворец Мира», включенного в сборник «Душа Осириса»1 Как пояснял Алистер Кроули в примечании к названию стихотворения, оно «описывает духовную сторону "Малого ритуала пентаграммы"»2. Подготовка к Малому ритуалу изгоняющей Пентаграммы (МРП) похожа на подготовку к любому другому магическому ритуалу. Маг должен «настроиться». Можно провести медитацию, асану, омовение или все это вместе. Разумеется, ритуал желательно делать не на сытый желудок и в каком-то одном, отведенном для этого постоянном месте. Очень часто его рекомендуют выполнять два раза в день — утром и вечером. Имена, приведенные далее в описании ритуала, следует произносить, каждое — на одном выдохе, с как можно более мощной вибрацией. Направляя волну вибрации в каждую из сторон света, старайтесь ощутить ответную пульсацию и покалывание во всем теле. Текст ритуала 1. Совершите Каббалистический крест. 2. Повернувшись лицом на восток, начертай пентаграмму (Земли) подобающим орудием (обычно — Жезлом). Произнеси (т.е. провибрируй): IHVH. 3. Повернувшись лицом на юг, исполни то же, но произнеси: ADNI. 4. Повернувшись лицом на запад, исполни то же, но произнеси: AHIH. 5- Повернувшись лицом на север, исполни то же, но произнеси: AGLA. 6.Раскинув руки крестом, произнеси: 7. Передо мной — RAPHAEL; 8. Позади меня — GABRIEL; 9. По правую руку от меня — MICHAEL; 1 Дж. Эдвард Корнелиус «Магическая суть Алистера Кроули». М.: Гарпократ. 2 Crowley, Aleister. "The Temple of the Holy Ghost, The Palace of the World". // The Collected Works, volume I, 1905 (NY: Gordon Press, 1974). footnote no. 1, p. 204.
10. По левую руку от меня — AURIEL; 11. Ибо вокруг меня пламенеет Пентаграмма, 12. А в Столпе утвердилась Звезда о шести лучах. 13. Повтори Каббалистический Крест. Комментарии и пояснения к ритуалу 1. Ритуал Каббалистического креста предназначен для того, чтобы освятить ваше тело и подготовить вас к предстоящей магической работе. 2—6. Изгнание при помощи пентаграмм Земли В этой части ритуала совершается Изгнание при помощи пентаграмм Земли. По словам Элифаса Леви, пентаграмма «символизирует господство разума над стихиями, поэтому мы связываем их с помощью этого знака. Это символ Слова, ставшего Плотью». Чертить пентаграммы следует правой рукой, так как ей соответствует Гебура — сфера Марса, энергия которого используется для очищения пространства. Пентаграммы должны быть достаточно большими (верхний угол — на уровне лба, нижние — на уровне бедер), а визуализировать их следует на как можно большем удалении от себя. В идеале надо стремиться охватить всю землю, а не только комнату, в которой совершается ритуал. Поэтому говорят, что пентаграммы находятся «у Сторожевых башен Вселенной». 2.По-прежнему стоя лицом навосток, начертите перед собой указательным (или большим) пальцем правой руки или Жезлом изгоняющую пентаграмму Земли. Это прямая пентаграмма(обращенная одним углом вверх), которую следует чертить неотрывно в последовательности: нижний левый угол (Земля) — верхний угол (Дух) — нижний правый угол (Огонь) — средний левый угол (Воздух) — средний правый угол (Вода) — нижний левый угол (Земля). Начертав пентаграмму, сделайте Знак Входящего',и «зарядите» («оживите») ее вибрацией Божественного Имени IHVH.
1 Знак Хора (Знак Входящего или Знак Речи). Чтобы совершить этот знак, сделайте шаг вперед левой ногой примерно на 30 см, резко подайтесь вперед всем телом и гак же резко выбросьте руки вперед (от положения на уровне уголков глаз). В момент начала вибрации визуализируйте сияющий белый свет у себя над головой, а затем представьте, как он опускается на уровень сердца. Представляйте, что буквы произносимого имени исходят из сферы белого сияния, сосредоточившейся в центре груди. Произносите имя медленно, так, чтобы звук вибрировал в грудной клетке и отдавался во всем теле. Старайтесь почувствовать при этом, как ваш голос достигает самого края Вселенной. Выполняя все эти действия, представляйте также, как пентаграмма наливается и сияет силой, словно заряжаясь мощью магического имени. В завершение выполните Знак Безмолвия'.
|
|||
|