Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О тексте Акафиста



О тексте Акафиста

Текст Акафиста интересен, в первую очередь, как источник концентрированных знаний о житии святого Владыки.

В первом кондаке читаем: "Всему миру источаяй многоценное миро вдохновения и чудес неисчерпаемое обилие". Сама подвижническая жизнь святителя Иоанна явилась для его духовных чад источником вдохновения. Пример Владыки показал, что современный человек может жить как древний подвижник первых веков христианства. Отсюда и дар от Господа "чудес неисчерпаемое обилие".

Самое начало 1 икоса "Ангела образом..." - есть нечто иное, как прямая ссылка на известное изречение сербского Златоуста - святителя Николая (Велимировича) о молодом иеромонахе Иоанне (Максимовиче): "Дети, внимайте отцу Иоанну - он ангел Божий в человеческом обличии".

В припеве 1 икоса читаем: "Радуйся, с раннего детства благочестием украшенный". Замечательно то, что эти сведения о детстве святителя Иоанна - "монаха с детства" - добыли сами американские отцы. В последующих строках мы видим яркий образный портрет святителя Иоанна. В конце этого икоса: "Радуйся, радование всем, с верою к тебе припадающим!" Здесь отражена та проблема, с которой столкнулись американские отцы при подготовке "Летописи": угашение веры в молитвенное предстательство Владыки. За 10 лет после успения подвижника собрано в усыпальнице святого всего лишь 10 свидетельств помощи святителя Иоанна. Сам этот факт поразителен и печален. И он лучше всего свидетельствует, какому воздействию подвергались почитатели Владыки, при жизни ежедневно творящему чудеса.

В кондаке 2 дается характеристика святителя Иоанна как "живоносного источника чудес Божиих". Для современного читателя это несомненная истина, но для авторов текста - это их личное свидетельство и, можно сказать, акт их крепкой веры в святость Владыки.

В икосе 2 многократно подчеркивается, как велика была любовь Владыки к Богу и ближним: "преисполненный любви... к страждущим людям любовию украшенный". И тут же указывается на плоды этой безграничной любви: "непоколебимая твердыня истины Православия", "обличитель неверия и лжеучения", "ревностный исполнитель заповедей Божиих". А для самих американских отцов "возлюбленный пастырь стада Христова" стал "драгоценным сосудом даров Духа Святого".

Кондак 3. Забота о детях (прежде всего сиротах) и юношестве, приготовление их к служению Богу составляло существенную часть ежедневных трудов Владыки.

В икосе 3 авторы раскрывают образ Святителя, который был великим кладезем любви ко всем чадам вне зависимости от их национальности. Забота о пасомых проявлялась в "охранении стада крестным знамением" (Сербия, Филиппины) и "непрестанною молитвою покрывающих чад твоих" (свидетельство митрополита Филарета в настоящем издании).

Кондак 4: "Прошел еси до конца вселенной спасения ради и благовествования Евангелия сущим во тьме". Здесь речь идет о миссии русского рассеянья, которая, по мысли святителя Иоанна, заключается в проповеди Православия во всем мире. Одновременно вспоминается разговор Евгения Роуза (о. Серафима) со святым Владыкой.

Евгений: "Евангелие проповедано уже почти всем народам. Значит ли, что наступает конец света, о котором говорится в Писании?" Святитель Иоанн: "Нет, Евангелие Христово должно быть проповедано на всех языках мира в православном толковании. Только затем наступит конец света". (Цит. по книге иеромонаха Дамаскина (Христенсена) "Не от мира сего", М., 2001, с. 269-270.

В икосе 4 указывается на основной подвиг жизни Владыки "в тебе Богу прославляющемуся" и "источнику чудес изливаемых Богом". В этом икосе звучат важнейшие характеристики святителя Иоанна: "просветитель сущих во тьме неверия", "скорый утешитель кающихся во грехах своих", "опора грядущих путем правым".

Кондак 5. Конкретная ситуация с защитой русской колонии на о. Тубабао (Филиппины) от смертоносных ураганов переносится на любые жизненные ситуации, сопряженные с опасностью для жизни. Владыка защищал свою паству: он был "бури всех лютых разгоняющим".

Икос5. Раскрывается роль Владыки в защите паствы как "дерзновенного ходатая пред Престолом Божиим" и "скорого в бедах помощника". Описаны конкретные ситуации и случаи помощи: "стихий опасных прогонитель", "молитвою от нужд избавляющий", "голодающим хлеба податель", "утешитель в скорбях сущих", "многих падших от погибели спасший".

Кондак 6. Основная тема посвящена "плену рабства". Историческим поводом для этого сюжета послужило переселение русских беженцев из Китая. Сравнение святителя Иоанна с пророком Моисеем было по крайней мере дважды. В первом случае, когда иеромонах Иоанн (Максимович) возражал против назначения его во епископы, ссылаясь на свою гугнивость. Второй случай - когда Владыка возглавил исход русской колонии из Китая.

В икосе 6 раскрывается еще один подвиг милосердия святителя Иоанна, который "совершил неисполнимое" - "склонил власти мирские сострадать о людях твоих". Речь идет о переезде значительной части русской колонии с о. Тубабао на Филиппинах в США: "Радуйся, избавляющий от неправеднаго убиения!" Вспоминаются не только разрушительные ураганы, но и несостоявшиеся бомбежки Шанхая силами ВВС США. В припеве "радуйся, обороняющий невинных от уз" речь идет не только об освобождении от заключения и плена, но и о помощи в нахождении пропавших людей.

Кондак 7. Он отмечает одну из самых ярких и характерных черт святителя Иоанна - пламенной любви ко святым угодникам Божиим: "любитель преподобных Востока и Запада". Святитель Иоанн восстановил почитание в Православной Церкви святых Запада, прославленных до отпадения латынян.

Икос7. Через прославления подвигов отцов Церкви, подвизавшихся на Западе, дается характеристика самого святителя Иоанна.

В кондаке и икосе 8 идет речь о гонениях на святого. В связи с этим вспоминается исследование епископаСаввы (Сарашевича)¹:"Владыка Иоанн подвергся в жизни испытаниям и скорбям, особенно в течение последних 3-4 лет своей жизни. Многие его почитатели смущались, горевали и скорбели. Странно было для людей, как это возможно, чтобы праведника безчестили и оскорбляли! На самом же деле в этом надо было видеть промысел Божий. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Не может человек быть совершенно праведным так, чтобы быть чистым от греха; и с другой стороны, не может ни один человек быть столь злым, чтобы не иметь какого-нибудь, хотя бы малаго добра. Итак, нет праведника, который бы не имел греха, и нет грешника, который бы не имел добра, а так как есть воздаяние за все, то смотри, что бывает. Грешник получает за добрыя своя дела соразмерное воздаяние, как бы ни было мало его добро; и праведник получает за грех свой соразмерное осуждение, хотя бы сделал какое-нибудь малое зло". Далее епископ Савва пишет: "Читая эти рассуждения святого человека Божия, многие могут недоумевать и подумать: тогда что же выходит? Что все, которые почившаго Владыку гнали, оскорбляли, унижали, грязью обливали - невиновны? Но даже как бы являются и его благодетелями и не должны перед Богом отвечать за упомянутые свои деяния?" Конечно, за эти свои дела они ответят перед Богом, несмотря на то, что Господь злодеяния других обратил в пользу Владыки, то есть, по словам святого Златоуста, Господь все скорби и испытания Владыки засчитал ему как возмездие здесь, на земле, за какой-нибудь его малый грех, чтобы здесь, на земле, мог он сложить с себя этот грех и отойти туда чистым.

Тот, кто досаждал Владыке, имеет возможность изгладить этот свой грех, если покается в этом. Всякое истинное покаяние радует святые небеса, и такое покаяние, конечно, обрадует и Владыку Иоанна в святой небесной Руси". Это все пишу по пастырской обязанности, чтобы люди поняли Божий промысел и успокоились и утешились, а другие, которые ошибались и согрешали, исправились бы".

Епископ Савва (Сарашевич), "Памяти Владыки Иоанна", составитель протоиерей Вениамин Жуков, Вильмуасон-Париж, 2017, 458 с.

1.

Икос9. Удивительная жизнь святого - настоящее "явление Божие нашему маловерному времени". Среди разнообразных подвигов святителя Иоанна хочется выделить особо удачное наименование Владыки, как лечебницы "всякия недуги скоро врачующей".

В кондаке 10 говорится о явлении нового святого ради нашего спасения: "Спасти хотя мир, иже всех Спаситель нового святого послал еси нам". Жизнь святителя Иоанна - призыв к покаянию.

В икосе 10говорится о непоколебимой твердости Владыки в деле заступничества за всех, кто к нему обращался за помощью: "стена еси всем прибегающим к твоему небесному заступничеству". Далее идет перечисление случаев чудесной помощи, собранных по смерти Владыки.

"Радуйся, ослепших прозрение!" В основе этого лежит реальное событие, произошедшее с Галей Васильевой, которая неожиданно ослепла на один глаз, ее чудесное исцеление - это самое первое свидетельство в книге записей в усыпальнице Владыки.

Во втором стихе "радуйся, силою молитвы жизнь на смертном одре сущим подающий" отражена невероятная история, произошедшая с братом Валентины Харви Вадимом Козаченко. В книге записей она стоит под №2 "Спасение от неминуемой смерти".

Следующий стих соответствует свидетельству под №3 "Чудесное хранение на фронте".

В конце икоса 10 звучит автобиографическое воспоминание о. Серафима (Роуза): "Радуйся, святый учителю ищущих истину!" Известно, что именно для Евгения Роуза прозорливый святитель Иоанн организовал богословские курсы.

В кондаке 11 отражен молитвенный подвиг святителя Иоанна "Пение непристанное ко Пресвятой Троице, преблаженне отче Иоанне, мыслию, речию и доброделанием принесл еси". Владыке Иоанну, по свидетельству митрополита Филарета, не надо было становиться на молитву, так как он всегда пребывал в молитвенном настроение.

В икосе 11 раскрывается образ святителя Иоанна как светильника Православия. Эта тема впервые прозвучала у о. Валерия Лукьянова в его чудесных воспоминаниях о Владыке.

В кондаке 12 говорится о заступничестве Иоанна Чудотворца за свою паству.

В икосе 12 подчеркивается высокое служение святителя Иоанна: "новый пророче" и "новый апостоле". Невольно идет сравнение с более поздней версией акафиста, предлагаемой современному читателю. У американских отцов - основателей прославления Иоанна Чудотворца читаем: "Радуйся, новый пророче, от воцарения зла нас избавляющий!" И в этом стихе есть как минимум два аспекта: первый аспект - просьба об укреплении в той борьбе, которую ведет каждый человек в своем сердце¹; и второй аспект - защита от внешних бедствий.

В более поздней версии читаем: "Радуйся, новый пророче, посланный перед конечным воцарением зла". Сравните два этих стиха и почувствуйте разницу. Последний вариант не звучит оптимистично.

В житие святого мученика Або Абхазского и Тифлисского Иоанэ Сабанисдзе пишет: "Смешались мы с народом, чуждым нам, отрицателем Христа и хулителем веры нашей; от них мы научились делам их и, подражая им, подчинились вожделениям сердца нашего, как бы неимущие надежды на Христа и забывшие жизнь вечную". Из книги "Именины Нины и Тамары", Москва, 2017 г.

Кондак 13. "Утешение всех в скорбях сущих". Это определение относится к одному из образов Царицы Небесной. Впервые обратил внимание на то, что Господь определил место для упокоения святителя Иоанна в соборе с этим названием, о. Серафим (Роуз) в 1966 г.

В этом кондаке всего лишь одно прошение: ни о здоровьи, ни о благополучии, но о самом главном - о спасении! "Господа умоли от геенны избавитися нам богоприятным твоим ходатайством". И далее: "ибо сам по смерти изрек:"Скажите народу, хотя я и умер, но я жив".

Рассмотрим подробнее, о чем идет речь. В результате печальных событий 1963 г. и последующего периода вера в предстательство святого за свою паству так умалилась, что потребовалось особое явление праведника, который обещал помогать людям в их нуждах, как всегда помогал при жизни. Откуда это стало известно?

Приведем специальное исследование епископа Саввы (Сарашевича)¹: "Одна религиозная дама из Сан-Франциско, которая просила, чтобы не объявлять ее имя в печати, пишет следующее: "До глубины души тронута Вашим письмом и Вашими статьями в журнале "Православная Русь". Как-то сразу переносишься в прошлое пережитое, и сразу становятся так ясны картины прошлого.

Епископ Савва (Сарашевич), "Памяти Владыки Иоанна", составитель протоиерей Вениамин Жуков, Вильмуасон-Париж, 2017 г., стр. 83-85.

 

4 сентября 1966 года, в 6 утра, вижу сон. Идет большая процессия из Собора к приюту, заполнив всю улицу 15 авеню и Валбао, несут хоругви, образа и гроб нашего Архиепископа Иоанна с пением стихов. Я стою на крыльце дома и волнуюсь, думаю, как будет неудобно вносить гроб по лестнице в дом, но прислужники и наши воспитанники так приподняли гроб, как на волнах моря житейского, прямо пронесли мимо меня, где я заметила, что покров и митра зашевелились. Тогда я обращаюсь к толпе народа и говорю: "Господа, Владыко живой!" Гроб внесли в дом. Дальше вижу, Владыка выходит из своей комнаты в рясе и фиолетовом омофоре и епитрахили с елеем в руках, подходит к Царским Вратам и говорит народу: "Я Вас всех сейчас буду елеем помазывать, подходите с благоговением". Народу битком, все подходят. Я стою у свечного ящика, наблюдаю и молюсь, как могу. И вдруг на лице Владыки вижу волнение. Подхожу и спрашиваю, что Вас, Владыка, беспокоит? Он мне отвечает: "Не вижу семьи Лукьяновых и Алешу Катиль". Я говорю, что пойду им позвоню, пробиваюсь через толпу, звоню, не могу добиться. Толпа, получив елеопамазание, расходится. Я вижу, что надо и мне подходить, размышляю, что это должна я принять с благоговением. Подхожу после всех. Владыка не помазует, я стою с закрытыми глазами и молюсь, слышу, Владыка что-то ищет в кармане, и я ощущаю на шее крупные небольшие четки. Слегка вздрогнув, приняла спокойно. Только рукой почувствовала кисточки. Затем Владыка начал помазывать меня и два раза сказал: "Скажите народу, хотя я и умер, но я жив". Проснулась с большим волнением и сразу записала его слова, сказанные так внушительно и твердо.

"Второй раз видела во сне под Рождество Владыку Иоанна. Он идет по широкому коридору, не то госпиталь, не то зал. Я подхожу к нему и прошу благословения и поздравляю его с праздником Рождества Христова и говорю: "Как Вы, Владыка?" Он мне говорит: "По молитвам и заступничеству Божией Матери очень хорошо". Он был такой радостный и довольный".

После получения этого письма я написал автору и просил объяснить, видела ли она, когда Владыка помазывал елеем, что он крестообразно помазывал. Она ответила: "Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыко! Отвечаю Вам на Ваше письмо.

В Великую среду Владыка Иоанн из года в год, если можно так выразиться, проводил таинство елеопомазания, помнится, еще в Шанхае. Всегда стекалось много больных, особенно освящалось масло по чину и почему-то стоял сосуд с рисом. От последнего года здесь у меня еще сохранился рис. И во сне подходили, подняв руки, и он помазывал, начиная со лба крестообразно: очи, уста, уши грудь, руки, ладони, верх ладоней, и отирал ваткой.

Я ясно видела, как народ подходил, и Владыка Иоанн помазывал крестообразно кисточкой, вернее, палочкой со скрученной ваткой. Я последней подошла и, помазывая лоб мой, он произнес:"Скажите народу, хотя я и умер, но я жив". Затем, когда помазал глаза мне, еще раз повторил: "Скажите народу, хотя я и умер, но я жив". Он также помазывал крестообразно весь народ. Так как народ поднимал руки, я это хорошо видела и помню".

Я старался выяснить, помазал ли во сне Владыка Иоанн народ крестообразно, ибо по преподобному Варсонофию Великому это признак, что сон от Бога.

Видно, что Владыка и на том свете заботится о своей пастве, ограждает ее крестным знамением и укрепляет таинственным помазанием. Поэтому хорошо было бы, чтобы и мы все молились об упокоении его души, и тем укрепили связь любви, ибо Господу это будет угодно, Владыке приятно, а нам душеполезно".

Епископ Савва (Сарашевич)¹.

Епископ Савва (Сарашевич), "Памяти Владыки Иоанна", составитель протоиерей Вениамин Жуков, Вильмуасон-Париж, 2017 г., стр. 83-85.

Особо следует остановиться на припеве акафиста, написанного американскими отцами "последних времен Чудотворче!"

Последние времена - это не только предчувствие, провидение отца Серафима (Роуза) о близком конце света и призыв к трезвению, выраженный в известной его фразе: "Уже позже, чем вы думаете. Посему спешите творить дело Божие!"**Но и прямая отсылка к Апостолу Петру (1 Петр. 1, 17-20).

** «Не от мира сего», иеромонах Дамаскин (Кристенсен), 1995.

Этим припевом "последних времен Чудотворче" задается масштаб личности святителя Иоанна в истории Вселенской церкви и Всемирной истории. Он воистину Вселенский чудотворец.

Припев Акафиста позволяет осознать, что жизнь и подвиг святителя Иоанна - это напоминание всем нам о том, что мы искуплены от этой суетной жизни драгоценной кровью Христа, Явившегося для нас в последние времена.

В заключение хочется сказать, что мы не претендуем на полноту исследования текста Акафиста, а лишь призываем к бережному использованию того, что оставлено нам в наследство и за что была заплачена столь высокая цена.

 

Игорь Камшилин, эксперт Музея Иоанна Чудотворца

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.