|
|||
Апресян Р.Г. Талион и золотое правило (Критический анализ сопряженных контекстов) // Вопросы философии, 2001, № 3. С. 18. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 [6] Апресян Р.Г. Талион и золотое правило (Критический анализ сопряженных контекстов) // Вопросы философии, 2001, № 3. С. 18. [7] Там же. С. 19. [8] Здесь стоит указать на то, что А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян по-разному понимают соотношение понятий сила и насилие. Гусейнов их отождествляет, тогда как Апресян вслед за И. Ильиным разводит эти понятия. Отсюда, первый поддерживает толстовскую идею о непротивлении злу насилием, второй поддерживает идею о возможности сопротивления злу силой (в том числе, из мотива любви). [9] Апресян Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам». О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому» // Этическая мысль. Выпуск 7, 2006. С.67. [10] Там же. С. 79. [11] Апресян Р.Г. О праве лгать // Логос, № 5 (68), 2008. С. 4-18. [12] Источником же этой общеобязательности может считаться либо укорененность моральных требований в разуме, интеллигибельном мире (кантовский абсолютизм), либо Бог, либо опыт социальных отношений, в коем люди договорились о чем-то как безусловно неприемлемом, так как это унижает человеческое достоинство или / и причиняет вред. Кантовский абсолютизм утверждал не только безусловность запретов на самоубийство и ложь, но безусловность требований милосердной помощи ближнему и реализации своего таланта (призвания). Современный абсолютизм (А.А. Гусейнов) наделяет свойством безусловной общеобязательности только запреты на насилие и ложь. [13] Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т., Т.4 (1). М.: Мысль, 1965. С. 297. [14] Апресян Р.Г. Рецензия: Э.Ю.Соловьев «Категорический императив нравственности и права» // Вопросы философии, 2007, № 7. С. 168. [15] Апресян Р.Г. Комментарии к дискуссии // Логос, № 5 (68), 2008. С. 212. [16] См. об этом: Апресян Р.Г. Культура. Духовность. Нравственность. // Духовность, достоинство и свобода человека в современной России. Пермь, 2009. С. 30-40. [17] Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии, 2001. № 5. С. 20.
[18] М. Фуко замечательно это показал в «Использовании удовольствий» (2 том трилогии «История сексуальности»).
|
|||
|