Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Апресян Р.Г. Талион и золотое правило (Критический анализ сопряженных контекстов) // Вопросы философии, 2001, № 3. С. 18.



[6] Апресян Р.Г. Талион и золотое правило (Критический анализ сопряженных контекстов) // Вопросы философии, 2001, № 3. С. 18.

[7] Там же. С. 19.

[8] Здесь стоит указать на то, что А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян по-разному понимают соотношение понятий сила и насилие. Гусейнов их отождествляет, тогда как Апресян вслед за И. Ильиным разводит эти понятия. Отсюда, первый поддерживает толстовскую идею о непротивлении злу насилием, второй поддерживает идею о возможности сопротивления злу силой (в том числе, из мотива любви).

[9] Апресян Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам». О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому» // Этическая мысль. Выпуск 7, 2006. С.67.

[10] Там же. С. 79.

[11] Апресян Р.Г. О праве лгать // Логос, № 5 (68), 2008. С. 4-18.

[12] Источником же этой общеобязательности может считаться либо укорененность моральных требований в разуме, интеллигибельном мире (кантовский абсолютизм), либо Бог, либо опыт социальных отношений, в коем люди договорились о чем-то как безусловно неприемлемом, так как это унижает человеческое достоинство или / и причиняет вред. Кантовский абсолютизм утверждал не только безусловность запретов на самоубийство и ложь, но безусловность требований милосердной помощи ближнему и реализации своего таланта (призвания). Современный абсолютизм (А.А. Гусейнов) наделяет свойством безусловной общеобязательности только запреты на насилие и ложь.

[13] Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т., Т.4 (1). М.: Мысль, 1965. С. 297.

[14] Апресян Р.Г. Рецензия: Э.Ю.Соловьев «Категорический императив нравственности и права» // Вопросы философии, 2007, № 7. С. 168.

[15] Апресян Р.Г. Комментарии к дискуссии // Логос, № 5 (68), 2008. С. 212.

[16] См. об этом: Апресян Р.Г. Культура. Духовность. Нравственность. // Духовность, достоинство и свобода человека в современной России. Пермь, 2009. С. 30-40.

[17] Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии, 2001. № 5. С. 20.

 

 

[18] М. Фуко замечательно это показал в «Использовании удовольствий» (2 том трилогии «История сексуальности»).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.