Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Типы обучения



Тема: Типы обучения

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель опреде­ляет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как состав­лять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого уп­ражняет детей в овладении способами, действиями, необ­ходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по­знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «пе­реворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность – это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребен­ка –  к другому. Решение проблемной ситуации – итог кол­лективной работы.

В исследованиях (И.Я.Лернер, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова и др.) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. «Мышление, – пишет С. Л. Ру­бинштейн, – обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой про­блемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разреше­ние какой-то задачи». Очевиден нравственный аспект проблемного обучения: вместе «открыли», например, почему «заплакали стекла» в раздевальной комнате, когда прибежали туда, застигну­тые на участке внезапным дождем. Мысль одного ребен­ка (стекла запотели от пара) дала продолжение догадке других детей (откуда появился пар в комнате – может быть, с нашей влажной одежды?; почему влажными стали толь­ко стекла?). Дети свободно высказывают свои мысли, со­мнения, следят за ответами товарищей, спорят или согла­шаются. Складывается определенный стиль делового со­трудничества, в основе которого – диалог равных партнеров (Т. А. Куликова).

Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической бесе­дой, входе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Какие вопросы наиболее эффективны? Прежде всего те, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблем­ные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получае­мыми знаниями. Ценны вопросы, активизирующие образ­ное мышление детей, воображение.

Учитывая важную роль проблемного обучения в акти­визации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением. Однако следует помнить и о «слабых сторонах» проблемного обу­чения. Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей груп­пы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее, Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом». Еще одна «слябам сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информацион­ную емкость занятий. Принимая во внимание эти обстоя­тельства, не стоит считать проблемное обучение един­ственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

Сущность опосредованного обученияв том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, ви­дит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о разви­тии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс ус­воения новых знаний, умений, упрочить возникшие ин­тересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. Например, дети старшей груп­пы вернулись после летнего отдыха, некоторые из них побывали в других городах, странах. Дети обменивают­ся впечатлениями, но знания их отрывочны, хотя и име­ют яркую эмоциональную окраску. Педагог показывает книгу – атлас для дошкольников, объясняет ее особенно­сти, вместе с детьми отыскивает города и страны, где они побывали. Далее организует рассматривание атласа, на­талкивает воспитанников на «чтение условных знаков» (достопримечательности, промышленность, раститель­ный и животный мир). «Открытие смысла» условных зна­ков побуждает путешественников к связным рассказам о своих летних поездках. Их рассказы представляют инте­рес для других детей, которые тоже спешат поделиться личными впечатлениями о своем отдыхе. Выясняется, что есть разные страны, города, дачные поселки, деревни. А это – основание для обогащения предметно-материаль­ной среды новыми объектами, через которые организуется опосредованное обучение: картинами и картинками, видеофильмами о сельском быте, труде, о разных ланд­шафтах, водоемах (моря, океаны, реки, озера, пруды) и г, п. В результате такого обучения дошкольники приоб­ретают элементарные географические знания; расширя­ются их познавательные интересы, развивается сотруд­ничество между детьми.

При опосредованном обучении девизом становится«На­учился сам научи другого». Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компе­тентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Ребенка особенно воодушевляет, если к нему за помо­щью обращается воспитатель: «Сережа, когда я была ма­ленькой, я немного умела играть в шахматы. Помоги мне вспомнить, как надо расставить фигуры, как они ходят»,- Педагог в роли ученика. Согласитесь, что это не частое явление, поэтому остальные дети становятся не только зрителями в шахматной школе», но и активными участ­никами: запоминают названия фигур, их местоположе­ние на доске, способы передвижения, обмениваются мне­ниями, задают вопросы, сопереживают играющим. А ве­чером с гордостью будут говорить родителям: «Я знаю все шахматные фигуры! Сам научился!»; «Я научился хо­дить конем!»

Итак, суть опосредованного обучения в том, что педа­гог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающе­го других, т.е. активно содействует взаимообучению, само­обучению воспитанников. Обратите внимание на то, что руководство опосредованным обучением требует от педа­гога умения прогнозировать педагогический процесс, гиб­кости, мобильности поведения.

Задания

1. Вспомните слова Л.С. Выготского о том, что «обучение ведет за собой развитие». Каким требованиям должно отвечать обучение, которое имел в виду известный психолог?

2. Составьте схему «Принципы обучения».

3. Объясните, насколько правомерно использовать слова «пере­дача опыта», когда говорится об обучении и воспитании как объек­тивных и социальных явлениях в истории человечества, и почему это выражение неприемлемо для определения обучения и воспитания, ко­торое осуществляет современный педагог в отношении воспитанни­ков конкретной группы.

4. Сформулируйте, в чем заключается специфика дошкольного обучения.

5. Придумайте проблемную ситуацию, которую можно создать при обучении детей (возраст - на выбор), опишите технологию ее решения.

6. В чем вы видите сильные и слабые стороны прямого, проблем­ного и опосредованного обучения детей дошкольного возраста?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.