Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Теоретические основы обучения



Тема: Теоретические основы обучения

 

В истории человечества обучение (как и воспитание) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его таким образом к самостоятельной жизни. Так же, как и воспитание, обучение первоначально носило интуитивный характер и сводилось в основном к случайной передаче информации и подражанию детей дея­тельности взрослых. Постепенно оно превратилось в целе­направленный, планомерный процесс, который осуществ­лялся в школе, университете.

Со временем человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении. Эту миссию выполнил Я. А. Коменский, заложивший основы теории обучения. Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Д. Дьюи и многие другие педагоги. С конца XIX в. начинается интенсивное изучение психологии обучения.

Дидактика - это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения. Внутри самой дидактики выделяются направления, связанные со спецификой возраста обучаемых (дошкольная дидактика, дидактика начального образования, дидактика высшей школы и др.), а также с особенностями преподава­ния той или иной учебной дисциплины (частные методики, например методика преподавания математики, методика преподавания истории, методика развития речи и др.).

В современной дидактике обучение и воспитание не противопоставляются. Напротив, подчеркивается их единство, «родство» по многим показателям. Прежде всего, отмечается их единая социальная природа: они возникли и функционируют, как ответ на потребность человечества сохранять, воспроизводить свой общественно-исторический опыт, передавать его подрастающему поколению. На протяжении всей истории человечества обучение и воспитание непосредственным образом зависят от социально-экономических, политических, культурных процессов в обществе, но и сами оказывают влияние на эти процессы, представляя собой действенные факторы развития личности, ее совершенствования, «облагораживая» человечество в целом. Воспитание и обучение «родственны» по способам сво­его осуществления: единый общественно-исторический опыт, адаптированный к определенной возрастной катего­рии детей, передается с помощью механизма социального взаимодействия - общения. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает (А. Н. Леонтьев). При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика. В связи с этим процессы обучения и воспитания не остаются неизменными даже на протяжении одного периода детства: обогащается и усложняется их со­держание, изменяются формы, становятся более разнообразными способы воздействия на растущего человека.

В современном обществе воспитание и обучение на­правлены на целостное развитие личности, хотя их цели дифференцируются (правда, условно). Воспитание на­правлено на формирование системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, спосо­бов познавательной и практической деятельности. В пос­ледние годы в педагогическую лексику все активнее вхо­дят понятия «обучающее воспитание», «воспитывающее обучение», подчеркивающие единство воспитания и обу­чения в формировании личности. Необходимо отметить, что в этом процессе роль системообразующего фактора выполняет обучение, поскольку оно затрагивает всю жиз­недеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение зна­ний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочного отношения к миру, к самому себе (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста - единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении  во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготов­ку к школе.

Дидактика детского сада представляет собой отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обосно­вание цели дошкольного обучения, представлены его со­держание, формы организации, методы и средства, обеспе­чивающие целостное развитие личности ребенка и подго­товку его к обучению в школе.

Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я.А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучениявеликий педагог видел в освоении ребенком разнообраз­ных знаний об окружающем мире, в нравственном разви­тии и подготовке к школе. Великому педагогу принадлежит честь в разработке первой в истории педагогики про­граммы знаний, предназначенной для обучения маленьких детей в семье. Эту программу, которую сам автор назвал «полезные науки», составляют знания, сгруппированные по темам, обозначенным научными терминам. Например, «оп­тика» (понимание и различение света и тьмы, цветов радуги), «география» (знание ребенком места, где родился и живет, умение узнавать и отличать разные ландшафты) и т.д. Приобщение ребенка к этим и подобным знаниям из области физики, экономики, геометрии, хронологии, астрономии и др., по мысли Я. А. Коменского, закладывает ос­новы общего научного образования. В книге «Материнская школа» определены пути овладения этими знаниями, при­чем явное предпочтение отдается организации чувственного познания.

Следующий весомый шаг в создании дидактики детского сада сделал Ф. Фребель, разработавший систему обучения в детском саду. Основу этой системы составляют:

- детально проработанная программа, сочетающая зна­ния и способы деятельности;

- организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

В трудах Ф. Фребеля впервые в истории педагогики представлена точно расписанная методика обучения, вплоть до словесных объяснений «садовницы» (воспитательницы), ответных реплик детей, поэтического или песенного сопровождения выполняемых действий.

Проблема дошкольного обучения получила свое разви­тие в трудах известных русских педагогов. В.Ф.Одоевский занимался вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет). Одоевскому удалось выявить основную осо­бенность начального обучения - его содержание представ­ляет собой «науку до науки». Главная задача дошкольного обучения - научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. В кни­гах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» В.Ф.Одоевский пред­лагает методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.

К.Д.Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного, «докнижного обучения» он видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходи­мым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Успешное решение этих задач - залог подготовки ребенка к школе. Познаватель­ный материал, который содержится в учебных пособиях К. Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир», не потерял своей педагогической ценности и активно используется в ра­боте с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Существенный вклад в разработку содержания и мето­дики дошкольного обучения внесли Е.Н.Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина. Они тесно свя­зывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружаю­щей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, пес­ни, собственная художественная деятельность детей.

Ряд теоретических и практических вопросов, касающих­ся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н. К. Крупской. Она считала, что дошкольное обучение дол­жно гарантировать ребенку право на образование, т. е. пра­во на познание окружающего мира, расширение кругозо­ра, накопление знаний. В связи с этим ею было высказано много ценных конкретных предложений к созданию про­граммы для детского сада.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разра­ботка теоретических основ, содержания, методики до­школьного обучения. Возглавила исследования А.П.Усо­ва. Ей принадлежат труды, в которых анализируются по­лученные данные. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении как единстве образо­вательной, обучающей и воспитательной работы. Суще­ственным вкладом в теорию были полученные в ходе ис­следований характеристика учебной деятельности детей и направления ее развития в условиях специально организо­ванного обучения.

В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обуче­ния, позволяющие наилучшим образом решать поставлен­ные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось прямое обучение детей на обязатель­ных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.

Введение в практику работы отечественных дошколь­ных учреждений систематического обучения (1953) вызы­вало необходимость разработки частных методик. К на­чалу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музы­кального воспитания (Н.А.Метлов, Н. А. Ветлугина), обучения родному языку (О. И. Соловьева), развития основ­ных движений (А.И.Быкова), изобразительной деятельно­сти (Н. П. Сакулина), формирования элементарных матема­тических представлений (А. М. Леушина). За последнее вре­мя произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается прежде всего за счет психологического обо­снования содержания, форм и методов обучения. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-пе- дагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Да­выдов), путей реализации развивающей функции дошколь­ного обучения (Л.А.Венгер, Н. Н. Поддьяков). Разрабаты­вается проблема содержания дошкольного обучения, ис­следуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С.Л.Новосело­ва, Л.А.Парамонова, С.А.Козлова, А.Н.Давидчук и др.).

В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже сти­мулируется общение между детьми в процессе решения учеб­ной задачи (Е. В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова). Данная форма является принципиально новой.

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий –  научение. Научение – процесс            –  это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом является учение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обуче­ния. В зависимости от того, как протекает учение, наблюда­ются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимает­ся учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С. JI. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми зна­ниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае –  не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 600).

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности. Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необхо­димое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доска темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит пе­ред детьми познавательную цель: узнать как можно больше осо­бенностей песка и песчинок. В процессе специально орга­низованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и свет­лые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные. А затем опыты с песком, насы­панным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тяжелее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыха­ния песка: между песчинками есть свободное место, куда проника­ют ветер, солнечное тепло.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной зада­че. Учебную задачу не следует понимать как задание, кото­рое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача –  это цель. Сущность цели заключается в овладении обоб­щенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, пе­дагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное де­рево.

Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со­держания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цвету­щая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей обобщен­ному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной разверну­тости всех операций. На первых порах операции соверша­ются либо материально –  с помощью каких-то предметов, либо материализованно –  с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия ра­венства и неравенства групп предметов, ребенок выполня­ет действия с игрушками, картинками, фишками, замеща­ющими реальные предметы или их изображения. Лишь по­степенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятель­ности, даже при грамотно построенном обучении, –  длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели соб­ственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируют­ся такие элементы учебной деятельности:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных резуль­татов;

- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при вы­полнении учебного задания. Важным показателем разви­вающейся учебной деятельности А.П.Усова считала отно­шение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оцен­ку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закре­пить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это сни­жает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается вне­шними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математи­ка, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интере­сом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом слу­чае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, уме­ний. Здесь важны предварительная подготовка занятия (пла­нирование, обеспечение материально-предметного оснаще­ния, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их вни­мания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

На занятии главное в деятельности педагога - органи­зация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает де­тей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добыва­ние» знаний, создает ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формиро­вать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педа­гог помогает детям освоить новые способы познаватель­ной деятельности (приемы запоминания, сравнения, исполь­зования условных знаков, наблюдения, планирования ра­боты, анализа результатов и др.).

В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагностической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.

Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитываю­щий их возможности, перспективы развития.

Особое внимание следует обращать на средства обуче­ния: их состояние, художественность оформления, безопас­ность для детей.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, пока­зе действий. Мастерство педагога проявляется в способно­сти очеловечить, одухотворить содержание обучения, пе­редать его как свой взгляд на мир.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.