Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фортепианный цикл – многочастное произведение из нескольких самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.



Фортепианный цикл – многочастное произведение из нескольких самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.

Пьесы «Мимолётностей» сотканы из необычных гармоний, ломаных мелодических линий, причудливой ритмики. Здесь нет реальных героев, все образы бесплотны и напоминают яркие красочные акценты картин художника-абстракциониста Василия Кандинского.

Абстракционизм – направление в искусстве начала XX века; отказ художников от изображения реальных предметов и акцент на сочетание ярких цветовых пятен и геометрических форм.

«Мимолётность № 7» С. С. Прокофьев назвал «Арфа». Музыкальное полотно наполнено нежным и живописным подражанием струнному инструменту.

 

Шутливый характер «Мимолётности № 10» переносит в мир фантастических театральных образов. Музыкальные приёмы создают забавную картину яркой балаганной сценки с марширующими марионетками. Может быть, Петрушка – главный герой представления?

В 1968 году на музыку фортепианного цикла «Мимолётности» был поставлен балет, а в 1975 году создан анимационный фильм. В музыке «Мимолетностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.

Как и Сергей Прокофьев, художник Василий Кандинский был смелым новатором и выступал за идею «монументального искусства», за соединение музыки и живописи.

Идея сближения музыкального и живописного образов была близка и знаменитому русскому композитору XIX века Модесту Петровичу Мусоргскому, поклонником которого являлся Василий Кандинский. Самый известный пример «музыкальной живописи» – вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина».

В нашем воображении возникает русский пейзаж, образ пробуждения природы. Это символическая картина рассвета, надежда на светлое будущее России в смутный и сложный период истории государства. Сколько удивительных тембров и образов: первые звуки рассвета во вступительной мелодии альтов,тема русской народной песни у скрипок и гобоя, крик петуха у солирующего кларнета, колокольный звон, созывающий на утренний молебен в исполнении валторны, арфы, литавр, тамтама и контрабаса.

Послушайте, как это воплощено композитором посредством инструментов симфонического оркестра.

Мусоргский был уникальным композитором и как художник создавал музыкальные полотна в жанрах музыкального пейзажа, сказочного портрета и бытовых картинок.

Один из самых популярных фортепианных циклов Модеста Петровича Мусоргского – «Картинки с выставки». Цикл из 10 пьес с интермедиями был создан в 1874 году под впечатлением выставки рисунков, друга композитора, художника, архитектора и декоратора Виктора Гартмана.

В маленьком скерцо(шутка) «Балет невылупившихся птенцов» в высоком регистре с нежными трелями и форшлагами слышны неуклюжие прыжки и щебет птенчиков.                                                                                                                          Это шутливое музыкальное сравнение эскиза Гартмана, на котором изображены ученики балетной школы, делающие первые шаги в мире танца, в смешных костюмах в виде скорлупок яйца.

 

 

Часы Гартман изобразил как «Избушку на курьих ножках», что вдохновило Мусоргского на создание музыкального полёта Бабы-яги в ступе                                                 

Яркая музыка Мусоргского продолжает и в наше время вдохновлять на смелые переложения музыкантов разных стилей. Так, в 1971 году английское рок-трио Emerson, Lake & Palmer выпустило альбом с рок-переработками нескольких пьес из сюиты Мусоргского.

В 1984 году на студии «Союзмультфильм» режиссёр Инесса Ковалевская в рамках проекта «Экранизация шедевров мировой музыкальной классики» выпустила анимационный фильм «Картинки с выставки».

https://www.youtube.com/watch?v=axhJI3Wscnc

По семейной традиции Мусоргский начал свой путь с карьеры военного, но знакомство со знаменитыми композиторами А. Даргомыжским, Ц. Кюи и М. Балакиревым открыли перед ним новые горизонты.

Особое внимание в своём творчестве талантливый композитор уделял жанру оперы. Мусоргскому удалось воплотить в жизнь два крупных замысла. Оперы «Борис Годунов» (1970) и «Хованщина» (1872) – выдающиеся творения композитора.

«Хованщина» – народная музыкальная драма в пяти действиях. Либретто к опере Мусоргский написал впервые сам, взяв за основу сложный и смутный период истории российского государства, связанный со стрелецким бунтом в 1692 году. Главный герой оперы – князь Иван Хованский, начальник стрельцов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.