Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретический материал для самостоятельного изучения



Дистанционное занятие                                                                                               по музыкальному искусству                                                                                     в 5-А классе 05.05.2020г.                                                                                                       в 5-Б классе 07.05.2020г.                                                                                    Тема 2. (8 часов) «Можем ли мы услышать живопись?»

Урок Тема Содержание Слушание Исполнение
  №29 В каждой мимолетности вижу я миры…     Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерной инструментальной музыке. Образный мир произведений С.Прокофьева и М.П. Мусоргского. Сопоставление музыкальных и художественных образов.                                                                 С.С.Прокофьев.                                        Мимолетность № 7 https://ipleer.com/q/прокофьев+мимолетности+7/                                  Мимолетность № 10 https://ipleer.com/song/125481738/Prokofev_-_Mimolyotnost_10/ М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», вступление к опере «Хованщина» https://ipleer.com/q/вступление+рассвет+на+москве+реке+к+опере+хованщина+м+п+мусоргского/  Слушать и разучивать песню В.Щукин-С.Козлов «Маленький кузнечик» https://ipleer.com/q/маленький+кузнечик/   

Задание: Ознакомиться с текстом, прослушать произведения, разучить песню.                                                                                                               Письменно ответить на вопросы:                                                                   1. Как называлось направление фортепианной музыки XX века, одним из основателей которого был С. С.Прокофьев?                                         Варианты ответа: классическое, романтическое, неоклассическое.                                 2.Что такое фортепианный цикл?                                                                                        3. Нарисовать иллюстрацию к любому из понравившихся музыкальных произведений (будет дополнительная оценка).

 Теоретический материал для самостоятельного изучения

Начало XX века – это время глобальных реформ в судьбе России. Кардинальные перемены коснулись всех сфер жизни, в том числе, и музыкальной.                                                                                                   Выдающийся композитор, пианист и дирижёр XX столетия – Сергей Сергеевич Прокофьев, смелый и дерзкий новатор, – искал созидающие формы, отражающие дух эпохи. Он стал одним из основателей советской композиторской школы и неоклассического направления фортепианной музыки XX века.                                                                                      Неоклассицизм - направление в музыке 20 – 30-х годов XX века, в котором композиторы возрождали стиль позднего барокко и раннего классицизма.                                                                                                               «Светлый, весёлый гений русской музыки. Любой жанр, за который брался Прокофьев, является в его руках необычным», – так писал о таланте композитора советский музыковед Борис Асафьев. Солнечное мироощущение и свою способность радоваться каждому дню композитор сохранил с юных лет на всю жизнь.

Увлечение музыкой началось в раннем детстве, и уже в 9 лет юный Сережа Прокофьев представил на суд слушателей свою первую оперу «Великан». Одарённость мальчика заметили крупные музыканты – Сергей Танеев и Рейнгольд Глиэр. В 13 лет молодой композитор поступает в Петербургскую консерваторию с большим багажом собственных сочинений. Годы обучения обогатили и расширили музыкальные вкусы композитора. В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию по классу композиции и дирижирования, в 1914 году – по классу фортепиано, получив на конкурсе золотую медаль и главную премию – великолепный рояль.                                       На протяжении всей жизни Прокофьев много концертировал, был любимцем публики и покорял слушателей виртуозным новаторским фортепианным стилем.                                                                                                                        К созданию фортепианных произведений композитор обращался постоянно: искал новые темы и образы, формы, средства выразительности, свой оригинальный стиль. В наследии композитора 5 концертов для фортепиано с оркестром, 9 сонат, сонатины, 6 фортепианных циклов, 75 оригинальных пьес.

Название цикла из 20 фортепианных пьес «Мимолётности» (1915-1917) появилось под впечатлением стихотворных строк друга композитора, поэта Константина Бальмонта.

Я не знаю мудрости, годной для других,                                                                    Только мимолётности я влагаю в стих.                                                                               В каждой мимолётности вижу я миры,                                                                       Полные изменчивой радужной игры.                                                                                

Константин Бальмонт, 1902 год

Как страницы музыкального дневника, «Мимолётности» стали словарём неповторимого стиля Прокофьева и раскрывают перед нами все основные виды музыкальных образов композитора: нежные, мечтательные, сказочные, юмористические, экспрессивные и даже драматические.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.