|
|||
Глава 3. Новости - лицо каналаГлава 3. Новости - лицо канала Почему люди смотрят новости? - ориентация в мире; - реакция на новость — показатель личности; - отвлечение от своей реальности; - предмет обсуждения. Чем хорошая новостная программа отличается от плохой? МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА - должна заманить зрителя; - взбодрить; - с четкой драматургией (ритмы); - с заключительным аккордом перед анонсом; - гармонирует с заставкой. ДИЗАЙН ЗАСТАВКИ - учитывать федеральные образцы, моду, стиль, но быть оригинальными; - возможность многоразового просмотра, каждый раз зритель открывает что-то новое, не перенасыщать деталями; - для регионов — узнаваемость (лица, места и т.д.); - гармония с оформлением студии, стилем ведущих и программы. СТУДИЯ - распространенный стиль — ньюсрум (оперативность, непрерывность, напряженность, кухня) - нет возможности повторить зарубежный или столичный образец хорошо — сделать попроще; - избегать слияния фона и диктора. ВЕДУЩИЙ - строгий стиль (галстук, пиджак с длинным рукавом); - цвет спокойный, черный нельзя (баланс цвета); - минимум украшений; - гармония с дизайном студии и концепцией программы; - грим, макияж, прическа — обязательно. Как ведущему научиться выглядеть привлекательно? - советоваться у знакомых с хорошим вкусом; - подготовка к парному ведению программы. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ - что в центре: люди, события и т.д.? Концепции новостных программ 1. классический стиль: - основное внимание — новость сегодняшнего дня; - строгий официальный стиль ведущего; - строгий стиль дизайна и оформления студии; - короткие подводки, нет комментариев ведущего; - большая насыщенность информации; - строгая верстка: I новость захватывает большинство людей (ЧП, катастрофа, стихийное бедствие, теракт); - хронометраж 1 сюжета — 1,5-2 минуты; - новости спорта — отдельный ведущий; - шаблон: общий план студии, ведущий — крупно, анонс, выпуск, финал — от крупного к общему плану, финальная заставка; - стиль подачи — хороший ритм, несколько агрессивно, высокая скорость говорения, коротко, ясно. +: большой объем информации; зритель формирует мнение самостоятельно; может участвовать в создании новостей. -: бешеный ритм создания изматывает редакцию; качество хромает; износ техники; дорогостоящий. 2. домашний стиль: - I сюжет — интересный, «все обсуждают в трамвае»; - спокойный темп речи ведущего; - стиль студии и ведущего неофициальный, располагает к общению (строгая кофточка, рубашка с жилетом, пиджак и галстук необязательны, возможен трикотаж; задник — фото ночного города); - возможны комментарии ведущего, воспринимаются естественно; - хронометраж строго не ограничен, от 1 до 3-5 минут (интересный человек, проблемная ситуация); - количество сюжетов зависит от информационной картины дня: много коротких или много длинных содержательных сюжетов. +: родное ТВ; интимная дистанция; социальная тематика, нет погони за новостями; материал всегда интересен зрителю. -: трудно оставаться объективным -> необходимо мастерство; уметь выдерживать дружеский тон, не использовать доверие зрителей. 3. публицистический стиль: - первый и единственный сюжет — стержневой (яркий, острый, интересный); - использование интерактивного опроса (зритель втягивается в обсуждение, без его голоса картина неполная); - стиль студии и ведущего не привязаны строго к стилю новостей; - много сюжетов вокруг одной темы (вопросы, репортажи, очерки); - финал с подведением итогов - самый яркий; уместен комментарий ведущего (квалификация) или эксперта. +: смотреть такую программу интересно (обсуждение актуальной общественной проблемы, яркая авторская позиция); формирует общественное мнение и отражает его. -: интерактив и главная тема загоняют в тень другие сюжеты и события; сложно каждый день придумывать темы для интерактивного обсуждения; публицисты в редакциях — редкость. Классификация условна. Главное: какой стиль ближе? какую программу хотят делать и о чем? что сообщить зрителям? ИНФОТЕЙМЕНТ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И НОВЫЙ СТИЛЬ ПРОГРАММЫ Инфотеймент — стиль подачи информации с элементами развлечения, шоу. Инфотеймент выбирают, когда концепция канала в целом рассчитана на молодежь и людей, далеких от политики. Учредители требуют новостную программу, но сетевой партнер — развлекательный канал. Новости — динамичные, яркие, веселые + специальные музыкальные подложки. От кого и от чего зависит выбор модели программы новостей Зрители: учитывать предпочтения учредителей или сетевых партнеров; изучить потенциальную аудиторию; выбрать социальную группу, на которую будем работать; пилотные программы в нескольких вариантах показать фокус-группе; учесть мнение зрителей. Творческий потенциал команды: добиться гармонии и слаженной командной работы. Ниша на телевизионном рынке: новый контент -> мониторинг, фокус-группа, убедить команду, учредителей в потенциальном успехе. Концепция канала в целом. Конкуренция и конкуренты. Технические возможности. Откуда берутся новости? Новость — это событие, которое напрямую затрагивает интересы зрителей канала; это знание, помогающее им сориентироваться в жизни. Новость тем важнее, чем большего количества людей она касается. Людей всегда будут волновать темы смерти, любви и денег. Наиболее выигрышны темы, вызывающие эмоции. Откуда берутся темы? 1. Интернет: информагентства, любая информация по теме; 2. СМИ: центральные и местные, конкуренты; расширить то, о чем сказано вскользь; 3. пресс-релизы организаций и госслужб -> расследования; 4. календарь памятных дат; 5. возвращение к теме (теленаблюдение); 6. служба 01; 7. информаторы (взаимный интерес и уважение; строго соблюдать законы профессиональной этики); 8. звонки в редакцию (бескорыстные информаторы); 9. личные наблюдения; 10. специальный форум редакции (неофициальные источники); 11. личные контакты; 12. гостиницы, вокзалы, аэропорты (гости); 13. проверка слухов; 14. общественные организации (яркие герои); 15. результаты соцопросов, статистика (сравнение, информационный повод — свежие данные; опрос должен быть репрезентативен и опубликован в серьезном издании). Информационный повод Новости — события со словом «сегодня». Побеждает тот, кто первым расскажет о событии. Если события нет, его надо смоделировать. Верстка Внутри одного стиля могут быть разные подходы к верстке. С помощью верстки показывается, что важно, а что не очень. От чего зависит верстка программы? - концепция и стиль программы; - художественные и политические предпочтения шеф-редактора (руководителя программы), согласованные с учредителями; - качество сделанных сюжетов; - оперативность снятого сюжета и возможность сыграть на опережение конкурентов; - драматизм события; - субъективный фактор в лице бригады выпуска новостей. Формула I сюжета: (важность+сиюминутность) х качество сюжета. Качество сюжета = насколько хорошо он снят и прокомментирован. Пиковая верстка: пики интересных сюжетов каждые 6-9 минут (I, IV, VIII/IX) в зависимости от длины сюжетов и их количества -> зритель не переключит канал. Каждые 12 минут — «фирменное блюдо». Как шеф-редактору грамотно выстроить верстку программы новостей? Журналист, который едет на съемки, должен всегда знать, какое место в программе уготовано его сюжету, особенно, если это первый сюжет. Нельзя держаться за подготовленную верстку как за нечто неизменное (новые события, качество сюжетов). Нужно уметь брать ответственность на себя (интуиция). Надо уметь ломать некоторые стереотипы (политическая и общественная жизнь по степени важности, культура, спорт, погода). Структура программы Реклама: перед новостями — анонс с ярким, привлекательным сюжетом. Структура зависит от менталитета города и его зрителей, от вкуса, стиля, творческого потенциала команды, от модных течений современного телевидения. О сюжете Сюжет — изложение события в творческой версии автора. Работать профессионально: - излагать факты; - знать больше, чем показано в сюжете; - показывать разные точки зрения, оставаться «над схваткой»; - знать основные требования к сюжету: 1. содержание сюжета должно затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности; 2. каждая деталь, слово должны быть абсолютно понятны; 3. сюжет должен быть интересен от начала до конца.
|
|||
|