|
|||
Скорость испарения зависит от: наличия ветра; ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Скорость испарения зависит от: наличия ветра; температуры; рода вещества площади поверхности испарения. Создание проблемной ситуации: Учитель: Пусть на столе находится сосуд с водой. Что происходит с жидкостью? Изменяется ли масса жидкости? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Почему масса жидкости при этом не изменяется? Ученики дают ответы. При необходимости учитель делает общий вывод о том, что одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью. А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. (слайд16 ). Пар превращается в жидкость. Учитель просит учеников дать определение явления конденсации и что происходит с энергией при этом.. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. (слайд17) .Конденсация сопровождается выделением энергии. 5. Применение полученных знаний Учитель: Послушаем сказку «Хитроумный князь». Захотел Иван жениться на царевне. Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи, которые она задавала, каждому жениху. А всех кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне красавица говорит: «Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо стало видимым». «Это пара пустяков, - отвечает Иван, Дай – ка зеркальце, я сделаю так… а ты посмотри в него».
Учитель: Что сделал Иван? И что могла увидеть царевна? Ученик: Иван подышал на холодное зеркальце, и царевна увидела невидимые капельки воды, находящиеся в окружающем воздухе, - они сконденсировались на стекле. Удивилась царевна и молвит: «»Хорошо ты справился с первой задачей, посмотрю, что будет со второй. Вот тебе кувшин с водой. Сделай так, чтобы через пять минут вода испарилась». «Нет ничего проще, - ответил Иван. – Это часто делают слуги в вашем дворце». Учитель: Что имел в виду Иван? Ученик: Иван предложил разбрызгать воду по полу. «Умен ты и образован, добрый молодец! Видно, судьба выйти мне за тебя замуж, - молвила напоследок царевна». Учитель: 1. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают в вверх? (Со стороны, где дует ветер, происходит более быстрое испарение влаги, и палец ощущает прохладу.) 2 Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает прохладу? (Происходит испарение с понижением температуры). 3.Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух? (Быстрое испарение пота на холодном воздухе может вызвать переохлаждение и простуду). 4.Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а сливочное масло пытается сохранить в банке с водой? 5.Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем? (Конденсируются водяные пары, выходящие изо рта находящегося в воздухе). 6.Подведение итогов Учитель: Итак, закончив путешествие в мир неизвестных явлений, мы познакомились с явлениями испарения и конденсации. Давайте, сравним ваши ожидания с результатом. Какие трудности были? Что было интересно и нужно? Но высказать нужно на одном дыхании, т.е. одним предложением, или словосочетанием, или словом.
|
|||
|