Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструкция к тесту. Тестовый материал. Обработка и интерпретация результатов теста. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Число баллов. Характеристика решения задач



Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
  17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
  18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

 

 

Число баллов

Характеристика решения задач

I II
    Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
- объединяемых в одну группу предметов (слов);
- «лишнего» предмета (слова).
    Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
- для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
- для обозначения «лишнего» предмета (слова).
    Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5 - объединяемых в одну группу предметов (слов);
- 2,5 «лишнего» предмета (слова).
    То же, но с помощью исследователя для обозначения:
- предметов (слов) объединенных в одну группу;
- «лишнего» предмета (слова).
    Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
- предметов (слов) объединенных в одну группу;
- «лишнего» предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.