Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 1. Исполнительное право-самостоятельная отрасль российского права.



 

Исполнительное производство.

Тема 1. Исполнительное право-самостоятельная отрасль российского права.

 

План:

1) Исполнительное произв-во (ИП) как объект регулирования рос. права.

2) Особенности исполнительного права как самостоятельной отрасли рос права.

3) Место исполнительного права в системе рос права

4) Значение принудительного исполнения судебных актов.

5) Нормативная основа ИП. Общая характеристика ФЗ «Об ИП» и «О судебных приставах».

 

Право на судебную защиту включает в себя вынесение судебного решения и его своевременное исполнение. Защита права м.б осуществленной только в момент когда восстан-ны наруш-ые права, прекр-но правонарушение, взысканы убытки.

В случае неисп-я должником в добровольном порядке треб-ий судебного акта включается механизм гос.принужд-я.

Полномочиями по принудит-му исп-ю актов юрисдикц-х органов наделена ФССП. Д-я, направл-ые на понуждение лица выполнять требов-е юрисдикционного акта(вернуть долг, освоболить жилое помещение, снести самовольную постройку).

 

ИП- деят-ть судебных приставов-исполнителей и др участников правоотношений, складывающихся в процессе реализации судебн исполнительн листов и иных исполнит док-ов, указ-х в ст.12 ФЗ «Об ИП», посредством гос принуждения.

Исполнительное право-система процесс-но-правовых норм, регулирующ правоотношения, складыв-ся в процессе исполнит произв-ва, где субъективн материальное право или охраняемый законом интерес, нарушен-е должником, подтвержд юрисдикц актом, получает свою реализацию через механизм гос принуждения.

 

Задачи ИП. Главная задача-правильное и своевременное исп-е судебн актов, актов иных юрисдикц-х органов в целях защиты наруш-х прав и свобод гр-н и орг-ий.

 

В современ процесс науке сущ-ет 2 основн группы мнений относительно самост-ти исполнительного права как отрасли.

ИП является заключительной стадией гражд судопроизводства, а нормы его регулирующие включаются в ГПП.(Шакарян, Малешин).

ИП явл самостоят-ым произв-вом, а регулир его нормы образуют самостоятельн отрасль права- исполнит право.(Исаенкова, Викут).

Первая позиция связана с тем что в 1997 году с принятием ФЗ «об ип» оно перестало быть частью гражданск судопроизв-ва, однако судебн решения подлежат принудит-му исп-ю и ряд норм связаны с правоотнош-ми, возник-ми в ип, включены в гпк.

Вторая позиция связана с выделением фссп в отд.орган, деят-ть которого регулир-ся самостоят нормативн базой.

Исполнительное право имеет свой предмет, метод правов регулиров-я и систему. Судебн контроль организов возможностью обжалования д-я пристава-исполнителя и санкц-ем отд-х исполнит действий. Следов-но исполнит право-это самостоятельн процесс.отрасль рос права, представл-ая собой системную совок-ть норм, регул-их исп-е юрисдикц-х актов неуголовного хар-ра.

 

Предмет правов регулирования – это обществен-е отнош-я складыв-ся в процессе ип. Основу предмета составляют совок-ть отнош-ий, явл-ся системой определен.производств по исполнению конкретн актов.

Дифференциация исполн процедур производ-ся в зависимости от вида исполняемого акта, обязанного субъекта, характер их действий, который должен совершить должник и системы юр д-ий, хар-ных для конкретн вида исп-я.

Метод правов регулир-я-это совок-ть юрид-х средств, приемов и способов посредством которых гос-во регламентир обществен отнош-я, возникш в связи с исп-ем юрисдикц актов, указ-х в ст. 12 фз.

Метод хар-ся сочетанием императивн и диспозитивн начал. Диспозитивностя проявляется в возможности выбора сторонами варианта поведения(взыскатель имеет право предъявить исп.документ к исп-ю, отказ-ся от взыск-ий и т.д, должник может в уст срок исполнить юрисдикц акт добровольно, определить имущ-во, на которое взыскание м.б обращено в первую очередь, взыск-ль и должник вправе заключит мировое соглашение).

Диспозит-ть в исполнит праве носит усечен хпр-р, поскольку в отличие от гражданск судопроизв-ва должник явл-ся обязанным лицом в силу решения суда, поэтому круг его полномочий уже чем у взыскателя.

Императивность проявл-ся во властных полномочиях судебн пристава по отнош-ю к субъектам подчинения, т.е лицам, участв в ИП. Требов-я пристава- исп-ля распр-ся также на гр-н, орг-ии, не участвующие в ип. В случае неисп-я треб-ий пристава на виновное лицо налаг-ся отв-ть в порядке ст.6 фз «об ип» и ст.17.8 коап. Властн полномочия судебн пристава огр-ны возможностью их обжалования в суд и контролем со стороны орг-в пр-ры.

 

Система исполнит права:

Общая часть-включает институты относящиеся ко всему ип(задачи, принципы, органы принудит исп-я, лица участв-ие и ип, предст-во, сроки и т.д).

Особенная часть-сост-ет совок-ть норм регулир-их движение ип по стадиям от возбуждения до прекращения, а также особен-ти реализации исп-х док-ов по отдельн категориям взысканий в отнош-ии различн суб-тов.

 

Признаки ип как самостоят отрасли права:

Ип не состязательно по своему характеру.

Диспозитивн-ть носит ограничен хар-р.

Принудит исп-е-система определен произв-в по исп-ю конкретн юрисдикц актов.

 

Самост-но.

Значение принудит исп-я судебн актовопределяется задачами ип и гражд-го судопроизв-ва по защите наруш-х прав и охран-х законом интересов. Только эффективн мех-м исп-я судебн актов может обеспечить реализацию конституц права на судебн защиту, которая корреспондирует в ст. 6 европейск конвенции о защите прав чел-ка и основн свобод. Поэтому ЕСПИ указал что право на судебн защиту было бы иллюзорно если бы правов система гос-ва-участника конвенции допускал чтобы реш-я вступивш в закон-ю силу и обязат для исп-я, оставалось бы недействующим в отношении одной стороны, в ущерб ее интересам(пост-е Бурдова против россии)

 

 

Принципы исполнительного права

Представляют собой выраженные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в РФ, исходные положения, образующие основу, каркас всей отрасли исполнительного права, ее ключевые начала и идеи.

Нормативно основой исполнительного производства является Конституция РФ, Федеральные Законы «о судебных приставах» и «об исполнительном производстве».

Кроме того, нормативную основу исполнительного производства представляют нормы ГПК РФ, АПК РФ, регулирующие порядок обжалования действий, бездействия судебного пристава-исполнителя, а также регулирующие вопросы, связанные с приостановлением исполнительного производства, прекращением исполнительного производства, вопросы, касающиеся отсрочки, рассрочки исполнения, индексации присужденных денежных сумм, а также регулирующие порядок выдачи исполнительного листа судебного приказа.

Также нормативной основой является ГК, КоАП, международные акты, конвенции, международные договоры.

 

Значение принципов – они определяют сущность и содержание правоотношений в сфере исполнительного производства, придают единство их правовому регулированию, формируют общее направление развития исполнительного права.

Принципы должны гарантировать своевременное правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников исполнительного производства и отражать роль государства в регулировании правоотношений составляющих предмет исполнительного права.

Связь принципов между собой обусловлена прежде всего тем, что они являются категориями одной отрасли, звеньями одной правовой системы, направленных на достижение общей цели специальными методами. Совокупность принципов образует взаимосвязанную систему, дающую представление о содержании отрасли исполнительного права.

Классификация принципов исполнительного права определяется в зависимости:

1) От источника закрепления (конституционные принципы, принципы закрепленные в ФЗ «об исполнительном производстве», ГПК РФ и АПК РФ)

2) От области правоотношений, на которую распространяется их действие (общие (общеправовые), межотраслевые, отраслевые (специфически отраслевые), принципы отдельных правовых институтов)

3) От вида закрепления (нормативные и доктринальные)

 

 

В настоящее время прямо законодательно закреплены следующие принципы:

1) Законности

2) Своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

3) Уважения чести и достоинства гражданина

4) Неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи

5) Соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения

 

Кроме того, существует ряд принципов, которые прямо не закреплены в законе, но выводятся из общего смысла исполнительного законодательства. Это так называемые доктринальные принципы (принцип диспозитивности, целесообразности, доступности, обязательности).

 

Основным принципом в исполнительном производстве является принцип законности, он является конституционным, общим для всех отраслей права.

Законность представляет собой такое состояние жизни общества, при котором действует качественное непротиворечивое законодательство, законы соблюдаются, исполняются и уважаются всеми членами общества, а за нарушение требований законодательства следуют меры государственного принуждения.

Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что все органы государственной власти, МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ, ее законы, а также общепризнанные нормы и принципы международного права, международный договор.

Принцип законности в исполнительном праве означает подчинение участников исполнительного производства требованиям закона.

Данный принцип находит отражение в обязанности участников исполнительного производства руководствоваться законом, игнорирование этой обязанности влечет применение мер ответственности.

В соответствии со ст.13 ФЗ «о судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций, кроме того, именно законные требования судебного пристава обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления на всей территории РФ.

Содержание законности характеризуется следующими чертами:

1) Исполнительное законодательство должно быть качественным, непротиворечивым, иметь стройную систему

2) В случае возникновения коллизий, они должны разрешаться исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституции РФ над другими правовыми актами, ФЗ «об исполнительном производстве» над иными актами в сфере исполнительных правоотношений и ФЗ над правовыми актами Правительства.

 

 

Принцип равенства перед законом является проявлением конституционного принципа равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, происхождения, языка. Этот принцип означает предоставление участникам исполнительного производства равных возможностей по защите своих прав и интересов в ходе принудительной реализации юрисдикционных актов.

Обе стороны вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные заявления, заявлять отводы, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающие в ходе исполнительного производства, однако, равноправие сторон не означает тождества прав. Речь идет о равных возможностях, их гарантиях защиты прав сторон исполнительного производства.

 

Принцип государственного языка исполнительного производства.  Исполнительное производство ведется на русском языке. Сторона, не владеющая этим языком, имеет право пригласить переводчика.

Если сторона в установленный срок не обеспечить себе участие переводчика, то судебный пристав-исполнитель назначает его по своему усмотрению. Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий необходимыми языками.

 

 

Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения означает, что исполнительные действия и меры принудительного исполнения должны быть совершены в установленный законом или исполнительным документов срок. Так по общему правилу содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть совершены судебным приставом-исполнителем в 2-месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Однако этот срок не носит пресекательного характера.

Исключением из общего правила являются случаи исполнения требований в срок, установленный в ФЗ или в самом исполнительном документе. Так, содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе должны быть исполнены

 

Принцип уважения чести и достоинства гражданина. Этот принцип означает, что меры принудительного исполнения касаются только имущества должника и не направлены против его личности. Судебный принцип-исполнитель не должен допускать ущемления прав, охраняемых законом интересов граждан в сфере своей профессиональной деятельности. При исполнении юрисдикционных актов необходимо учитывать конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни.

 

Принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Этот принцип предусматривает перечень имущества граждан и виды доходов, на которые нельзя обратить взыскание, а также гарантирует сохранность определенного процента заработной платы независимо от количества исполнительных документов.

 

Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

 

 


Вопрос 4.

Действия судебного пристава могут быть обжалованы лицами, чьи права и интересы нарушены в порядке подчиненности или в суд по их желанию. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не препятствует обращению в суд. Исключительно в судебном порядке оспариваются постановления, действия главного судебного пристава РФ, постановления о взыскании исполнительского сбора.

Отказ в отводе пристава может быть обжалован лицом, заявившим отвод. Удовлетворение отвода не обжалуется.

 

Подача жалобы в порядке подчиненности Обжалование действий пристава-исполнителя в суде
Жалоба на действие судебного пристава подается старшему судебному приставу, в подчинении которого он находится. Жалоба на действия старшего судебного пристава подается главному судебному приставу субъекта. Жалоба на действия главного судебного пристава субъекта подается главному судебному приставу РФ. Жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом в течение 10 дней со дня ее поступления. Основания для отказа в рассмотрении жалобы указаны в ст. 125 ФЗ «об исполнительном производстве». По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо признает действия правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной. В этом случае должностное лицо принимает одно из следующих решений: 1) Отменить полностью или частично оспариваемые постановления 2) Отменить постановление и обязать судебного пристава принять новое решение, соответствующее закону 3) Отменить постановление и принять новое решение 4) Признать действия неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения нарушений Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы подлежит исполнению в течение 10 дней с того момента, когда оно поступило к приставу, чьи действия обжаловались. Судебный пристав может быть привлечен к дисциплинарной и иной ответственности. Дисциплинарная. За неисполнение или ненадлежащее исполнение судебным приставом его обязанностей пристав на основании ст.57 ФЗ «о государственной гражданской службе» может быть привлечен к следующим видам дисциплинарного взыскания: 1) Замечание 2) Выговор 3) Предупреждение о неполном должностном соответствии 4) Освобождение от замещаемой должности гражданской службы 5) Увольнение с гражданской службы по инициативе нанимателя  Административная. Судебный пристав подлежит административной ответственности в порядке ст.2.4 КоАП РФ. Уголовная ответственность судебных приставов наступает, когда их деяния содержат признаки составов преступлений (дискриминация, мошенничество, присвоение, растрата). Кроме того, подлежит возмещению ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям. Постановление должностного лица службы судебных приставов могут быть оспорены в Арбитражном суде или в суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого пристав-исполнитель осуществляет свои обязанности в 10-дневный срок со дня совершения действия, вынесения постановления, которое обжалуется либо когда лицу стало известно о нарушении его прав. Заявление об оспаривании действий пристава-исполнителя рассматривается в порядке производства, возникающего из публичных правоотношений. Круг дел, подведомственных суду общей юрисдикции указан в ст.128 ФЗ «об исполнительном производстве». Стороны исполнительного производства извещаются о проведении судебного заседания, однако, их неявка не препятствует рассмотрению дела, если заявленное требование затрагивает права кого-либо из лиц, не участвующих в исполнительном производстве, их привлечение к участию в деле обязательно. Обязанность по доказыванию правомерности своих действий возложена на судебного пристава-исполнителя. Презумпция вины государственного органа. Например, при оспаривании бездействия судебный пристав должен доказать, что им совершались различные исполнительные действия. Особенности рассмотрения судами заявлений об оспаривании действий судебного пристава. При рассмотрении этих дел не применяются правила заочного и упрощенного производства. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и обязан проверить законность и обоснованность оспариваемого действия в полном объеме. При непредставлении необходимых доказательств приставам-исполнителям, чье действие обжалуется суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание пристава-исполнителя, чьи действия обжалуются. При неявке надлежаще извещенного пристава-исполнителя на него может быть наложен штраф. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.