Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





18.5.4. Психическая подготовка 4 страница



Разносторонность техники определяется степенью раз­нообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выпол­ненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборо­нительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника — та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Спортивный результат — важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая зако­номерность — обратно пропорциональная зависимость между уров­нем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).


Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

21.3. Контроль за факторами внешней среды

Для того чтобы принять правильное решение по итогам ком-лексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

В практике часто случается, что уровень подготовленности спорт­сменов бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.

К таким факторам относятся:

— климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружаю­щей среды, интенсивность солнечной радиации, направление вет­ра, атмосферное давление);

— состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, ус­ловия скольжения на льду или снегу);

— качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных* сооружений;

— поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);

— социально-психологическая обстановка в местах размеще­ния спортсменов;

— объективность судейства;

— продолжительность переездов, условий размещения, пита­ния и отдыха спортсменов.

Только оценив влияние этих внешних факторов на ход соревнова­тельной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена.

21.4. Учет в процессе спортивной тренировки

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Ана­лиз данных учета дает возможность не только контролировать, но и,


активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо
этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется
предварительным, во втором — заключительным (итоговым). 

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий — один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжи­тельность занятия; его содержание, дозировка тренировочной на­грузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В днев­нике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует приме­няемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-трениро­вочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа­ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, отчет о тренировке за определенный период времени.

В качестве примера далее приводится один из вариантов днев­ника тренировки спортсмена.




Глава 22. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

Спортивный отбор— это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональ-ные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация— система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной де-


 



ятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.

Способности — это совокупность качеств личности, соответ­ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет­ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми­рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.


На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. На основе массового просмотра де­тей в различных городах и сельских районах страны с помощью ЭВМ разрабатывается автоматизированная информационно-спра­вочная система для привлечения двигательно одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочные.


В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тести­ровании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектов вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 пе­речислены требования, предъявляемые к занимающимся несколь­кими видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей и подростков в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристи­ка тех качеств и морфофункциональных показателей, которые яв­ляются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.


Медико-биологические исследования лают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена. В таблице 47 приведен комплекс контрольных ис­пытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.




 


 






 


 






 


 






 


 




Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности, способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова­нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор­ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относи­тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не­обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тре­нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффектив­ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу­ющих показателей:


 

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена

к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель- * ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч­ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта международного класса.


ЧАСТЬ П. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА........................................... з 11

Глава 17. Общая характеристика спорта................................................... з 11



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.