![]()
|
|||||
Игра «Прогулка». Игра «Разыщи радость». Упражнение. Тренируем эмоции». Настроение и походка». Беседа о страхах. Этюд «Смелые ребята». Игра «Слепой и поводырь». Рисование на тему сценки. Три характера». Миниконкурс. Назови и покажи». Сочиняем. Общую истори ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Игра «Прогулка»
Цель: Двигательная и эмоциональная разминка.
Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и –стали бегать по лужам. В игре используется народная музыка, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы». | Рисование самого себя Цель: Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию. Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах: - в зеленом – такими, какими они представляют себе; - в голубом – такими, какими они хотят быть; - в красном – такими, какими их видят друзья. | ||||
![]() ![]() | Игра «Переходы» Цель: Развитие навыков кооперации, снятие психологической нагрузки. Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д. |
Игра «Разыщи радость»
Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.
Воспитатель просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу - тетрадь со следующими главами: · качества, которые нравятся в людях; · дела, которые удается хорошо делать; · вещи, которые люблю; · любимые книги, фильмы, мультфильмы; · любимые места; · приятные сны; · наши мечты. | Танцевальный этюд «Подари движение» Цель: Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия. Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20сек. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему – и так по кругу. | ||||||||
![]() ![]() | Рисование на тему «Мое настроение» Цель:Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Воспитатель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили. |
Упражнение «Тренируем эмоции»
Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ведущий предлагает детям: а) нахмурится как: - осенняя туча; - рассерженный человек; б) позлиться, как: - злая волшебница; - два барана на мосту; - голодный волк; - ребёнок, у которого отняли мяч; в) испугаться, как: - заяц, увидевший волка; - котёнок, на которого лает злая собака; г) улыбнуться, как: - кот на солнышке; - само солнце; - хитрая лиса; - будто ты увидел чудо.
| КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ Задачи: Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. | ||||||||||
![]() ![]() | Разыгрывание сценки «Котята» Цель: Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить своё. Дети слушают песенку. Два маленьких котёнка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котёнка озябли во дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег, И оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном. Дети послушав песенку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью. |
Игра «Настроение и походка»
Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем коки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её». | Упражнение «Расскажи свои страхи» Цель: Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то …» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.) Предложить детям нарисовать свой страх. (см. Рисование «Нарисуй свой страх») | |||||||||||
![]() ![]() | Рисование на тему «Нарисуй свой страх» Цель: Снятие страхов, осознание своих страхов. Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки на ночь в группе, а дома подумать и в следующий –аз рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справился. |
Беседа о страхах
Цель: Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.
Ведущий просит ответить детей на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться – это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя – это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится – дети или взрослые?» Далее рассматривает с детьми рисунки, которые рисовали раньше, они предварительно развешаны на стене, и спрашивает: Кто, какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?
Далее желательно провести рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!» | Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!» Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний. После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, воспитатель предлагает нарисовать картинку на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор – на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить свой страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т.д.), или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавится. | |||||||||||||
![]() ![]() | Этюд «Стойкий оловянный солдатик» Цель: Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе. Ведущий читает сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его. |
Этюд «Смелые ребята» Цель: Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается, (ребенок спрыгивает со стула) превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате. | Игра «В темной норе» Цель: Снятие страха перед темнотой. В группе, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3-5 минут свет. Воспитатель предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (воспитатель узнает об этом из беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места. | ||||||||
![]() ![]() | Игра «Тень» Цель: Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «путник», другой – его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п. |
Игра «Слепой и поводырь»
Цель: Развитие внимания друг к другу, социального доверия.
Дети стоят парами. Один – «слепой», другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал. Не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса модно менять маршрут. | ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ. Задачи: Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции. | ||||||||||
![]() ![]() | Этюд «Три характера» Цель: Дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимой. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают оценку поведения Злюки, Плаксы и Резвушки. Трое детей изображают девочек, все остальные догадываются по их мимике и пантомиме, кто из них кто. Предложите детям рисование на тему «Три характера». |
Рисование на тему сценки «Три характера»
Цель: Рефлексия по этюду «Три характера».
Ведущий знакомит детей с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных эмоциональных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить Злюку, Плаксу и Резвушку. | Игра «Скучно, скучно так сидеть» Цель: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации. Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок. Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть; Не пора ли пробежаться И местами поменяться. Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу. | |||||||||||
![]() ![]() | Игра «Комплименты» Цель: Помочь ребёнку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе …» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты). |
Миниконкурс «Назови и покажи»
Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу – я такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели. | Этюд «Страшный зверь» Цель: Коррекция поведения с помощью ролевых игр. Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь! У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки – Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится… Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!! Храбрый мальчик крикнул: - Брысь!! Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети – все вместе изображают персонажей стихотворения). | |||||||||||
![]() ![]() | Этюд «Ласка» Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холмина «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котёнок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки. «Минута шалости» Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия. |
Сочиняем «Общую историю»
Цель: Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия – взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушать собеседника. Дети выбирают основную тему сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Первый ребёнок говорит первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта история, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребёнка, и т.п. После игры провести коллективное рисование (см. коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории»). | Игра «Колдун» Цель: Овладение неречевыми средствами общения. Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить, как это произошло. Дети задают ему вопросы; отвечая на них, он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. С помощью жестов и мимики показывает направление и предметы, размер и форму предметов, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети «переводят его рассказ. | |||||||||||
![]() ![]() | Игра «Иголка и нитка» Цель: Развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей. Дети выбирают водящего. Под веселую музыку он играет роль иголки, остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. (Роль иголки нужно поручить застенчивым, зажатым, замкнутым детям). |
Этюд «Ёжик»
Цель: Научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого.
Ведущий читает рассказ Г. Цыферова «Ежик»: «Пошёл тёмной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол. Заметил наконец в темной луже звезду. Тоже хотел наколоть – да ни чего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит. А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень». | Этюд «Ежики смеются» Цель: Тренировка психомоторных функций. Ведущий читает стихотворение К.Чуковского «Ежики смеются»: У канавки Две козявки Продают ежам булавки. А ежи-то хохотать! «Эй вы, глупые козявки! Нам не надобны булавки: Мы булавками сами утыканы». Дети, используя выразительные средства, изображают походку ежей, их позы (наклон головы, прищуренные глаза, трясущийся от смеха живот, улыбку и т.д.) | ||||||||
![]() ![]() | Упражнение «Танец» Цель: Танцевальная психотерапия, тренировка психомоторных функций, самовыражение индивидуальности ребенка. Ведущий предлагает детям потанцевать. Причем каждый танцует, что хочет. Ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. При затруднении ведущий предлагает следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «веселого ежика», «лошадку», «дерево», «цветок, «птичку» и т.п. Ведущий следит за тем, чтобы дети именно танцевали, то есть выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, а не изображали чувства мимикой. |
КОРРЕКЦИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ. ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Задачи: Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно, принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. | Игра «Сказочная шкатулка» Цель: Формирование положительной «Я» – концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что су вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится». | |||||||||||
![]() ![]() | Игра «Принц и принцесса» Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы. Дети стоят в кругу. В центре ставится стул – это трон. Кто сегодня будет принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее. |
Рисование на тему «Волшебные зеркала»
Цель: Гармонизация и развитие здоровой «Я» – концепции.
Ведущий предлагает нарисовать детям себя в трех зеркалах, но не в простых, а волшебных: в первом – маленьким и испуганным; во втором – большим и веселым; в третьем – счастливым. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты больше похож? В какое зеркало ты чаще смотришся? | Упражнение «Танец» Цель: Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, счастье, жалость. | |||||||||||
![]() ![]() | Этюд «Утро» Цель: Создать положительный эмоциональный фон, помочь ощутить прелесть окружающего мира; психомышечная тренировка. Ведущий читает стихотворение В.Я. Данько «Утро»: Дили - дили - дили - дили! – Дили - дили - дили - дили! Колокольчики звонили. Колокольчики будили Дили - дили - дили - дили! Всех зайчат и ежат, Колокольчики будили Всех ленивых медвежат, Всех жуков, пауков, И воробушек проснулся, И веселых мотыльков, И галчонок встрепенулся… Динь, день! Динь, день! Динь, день! Динь, день! Начинаем новый день! Не проспите новый день! Дети по веселую музыку изображают пробуждение лесных жителей. |
Игра «Передай по кругу»
Цель: Достичь взаимопонимания, сплоченности.
Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т.д. | Этюд «Цветок» Цель: приобретение навыков в саморасслаблении. Ведущий говорит: «Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, переворачивая свою головку вслед за солнцем». Дети по ходу рассказа выполняют соответствующие движения: садятся на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляют корпус; руки разводят в стороны – цветок расцвел; голову слегка откидывают назад, медленно поворачиваются за солнцем. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. | ||||||||
![]() ![]() | Игра «Мальчик (девочка) – наоборот» Цель: Развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма. Участники вступают в круг, Ведущий показывает действиями, все повторяют за ним. Мальчик – наоборот должен делать не так, как все. |
Этюд «Солнце в ладошке»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений. Ведущий читает стихотворение «Солнце в ладошке». Солнце в ладошке, Тень на дорожке, Крик петушиный, Мурлыканье кошки, Птица на ветке, Цветок у тропинки, Пчела на цветке, Муравей на травинке. И рядышком – жук, весь Покрытый загаром. – И все это – мне, И все это – даром! Вот так – ни за что! – Лишь бы жил я и жил, Любил этот мир И другим сохранил. Дети по желанию изображают персонажей стихотворения, «насыщаясь» атмосферой радости и добра. | Этюд «Просто так» Цель: Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения. Дети разыгрывают сценки из мультфильма «Просто так», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, «просто так» – ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше – от одного героя к другому. | ||||||||
![]() ![]()
|
|||||||||
|