КАРТОТЕКА
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
(игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия)
Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста справится с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Условные обозначения:
- Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
- Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
- Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.
- Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
- Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
СНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ДИСКОМФОРТА.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.
Задачи:
Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное напряжение и атмосферу принятия каждого; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приемам ауторелаксации.
Игра «Моё имя».
Цель: Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твоё имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня – Иван, Маша – Мария» и т.д.
Игра «Угадай кого не стало»
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.
Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты и описать его.
Игра «Узнай по голосу»
Цель: Развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Рисование на тему
«Автопортрет»
Расслабление:
Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».
По окончании упражнения дети встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свиданья», назвав его «взрослым» именем.
Игра «Связующая нить»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Дети, сидят в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниям о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.